Понятие и виды рецепции римского частного права.
Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста.
Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческая формации.
Право в объективном смысле — совокупность правовых норм, в субъективном смысле— право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различные которых проводились путем противопоставления интересов государства и общества, и общества интересам отдельных личностей.
Частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «касается выгоды, интересов отдельных лиц». Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения; порядок заключения брак, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т.е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнения; наследование, т.е. переход имущества к другим лицам после смерти наследователя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательное, управомочивающие, разрешающие нормы, т.е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частое право могло изменяться либо применяться, либо нет. Частное право, в отличие от публичного, — действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право — самая оформленная и законченная часть римского права.
Есть 2 системы изложения курса римского права:
1. Институциональная система (институция — учебник по РП Гай разделил учебник на 3 части — 3-ч звенная система):
a. Раздел о лицах;
b. Раздел о вещах;
c. Раздел об исках.
2. Пандектная система (пандекты — общий свод, собрание).
Труд больших усилий, общее собрание сочинений. Изложили римский материал по другому. Наличие общей части. Специальная часть поделена на 4 раздела: Вещное право, семейное право, обязательное право, наследственное право.
Понятие и виды рецепции римского частного права.
Обще гуманитарное понятие рецепции — процесс заимствовании каких-то социальных институтов, правил, постулатов одним обществом у другого.
Рецепция права — процесс заимствования каких-либо правовых моделей одним государством у другого и использование в своей правовой системе.
Рецепция понимается в узком и широком смысле.
В широком смысле — это процесс заимствования у другого государства «духа» права, основных принципов, идей аксиом построения правовых систем.
В узком смысле — Это правовой феномен.
Государство заимствует у другого суверена его правовые нормы или целые институты и вводит у себя на территории в качестве действующего права.
Рецепция делится на прямую и косвенную.
Прямая рецепция — это когда между государством заимствующего и тем, у которого заимствуют не проходит временного интервала
Косвенная рецепция — это когда между государством, заимствующим и тем у которого заимствуют, проходит значительный исторический этап.
Рецепция (от reception — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того, нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.
1 волна массовой рецепции — эпоха Возрождения.
2 волна массовой рецепции — новое время.
В последней четверти 19 века написаны замечательные произведения, монографии.
Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать с падением Рима.
Рецепция римского права обусловливалась:
1. Высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;
2. Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.
Причины рецепции римского права:
1. Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающего товарного хозяйства;
2. Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
3. Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.
Рецепция римского права — это сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.
Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобретало уже через ряд столетий после падения Рима значения действующего права в ряде государств Центрально и Южной Европе.
Мы реципировали уже не римское, а общеевропейское право.