Б 27-3 Управленческие решения. Процесс принятия, модели и методы принятия решений
Под управленческим решением понимают выбор способа действий, гарантирующего достижение поставленной цели. Это обдуманный выбор одного из возможных вариантов поведения, то есть действие в условиях наличия нескольких альтернатив.Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. В сельскохозяйственных предприятиях процесс принятия решения в основном находятся на эмпирическо-интуитивном уровне. Из общего числа решений 32-35 % принимаются на основе опыта, 25-27 % - по интуиции, 3-5 % - исходя из общей позиции руководителя и лишь 30-35 % - на основе анализа факторов. Требования предъявляемые к управленческим решениям: Должны быть своевременными, обоснованными и результативными. Принятое решение должно быть конкретным, четко сформулированным, всесторонне согласованным, исключающим различное толкование. Нельзя принимать решение предвзято, выдавая желаемое за действительное, недооценивать или скрывать реальные возможности и резервы. Выделяют два уровня решений в организации: - индивидуальный - организационный, т.е. вовлечения всех уровней управления. Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это, знание и умения составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается на различных уровнях можно выделить четыре модели принятия решения: 1. Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. 2. Модель личностно ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным, зависит от возможности познания, привычек и предупреждений. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса. 3. Модель организационно ограниченной рациональности учитываются удовлетворенность организации 4. Политическая модель отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы..Процесс подготовки и принятия решения состоит из нескольких этапов:1Определение цели с учетом конкретной ситуации-должны быть сконцентрированы на самом важном. Первая и высшая цель любого предприятия – удовлетворение потребностей рынка. После определения цели необходимы их обсуждения и конкретизация в мероприятиях, направленных на улучшение дел.2Сбор и изучение информации на этом этапе прежде всего выявляют наличие нормативной документации и ее содержание, изучают материалы научных исследований и передового акта. Информацию можно собрать самыми разными методами, но следует иметь в виду, что увеличение используемых сведений не обязательно повышает качество решений.3Разработка возможных вариантов решения. Они могут различаться применяемой технологией, методами организации труда. В поисках вариантов решений может быть использован так называемый метод “мозговой атаки”, метод коллективного обсуждение идеи, при этом не допускается критика выдвигаемых предложений. Все они анализируются руководителем, который выбирает наилучший вариант.4Выбор, обоснование и формулировка принимаемого решения – этот этап является наиболее ответственным моментом. Лучше всего делать это путем последовательной оценки каждого из предлагаемых вариантов. Решение можем считать обоснованным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из рассматриваемой ситуации, они должны быть четко сформулированы для каждого решения. Главные из них – эффективность, экономичность, своевременность, надежность, реальная осуществимость. Важным требованием при выборе решения является оценка вариантов с помощью одинаковых критериев. В практике управления используют самые разнообразные критерии – натуральные и стоимостные, количественные и качественные.