Синтетический учёт материалов

Для синтетического учета наличия и движения собственных производственных запасов организации предназначены активные счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости ма­териальных ценностей", 15 «Заготовление и приобретение мате­риальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных Ценностей».

Не принадлежащие организации материальные ценности учи­тываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные Ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материа­лы, принятые в переработку».

В соответствии с группировкой материальных ценностей по на­значению к счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

10-1 «Сырье и .материалы» — для учета наличия и движения сырья, основных и вспомогательных материалов; сырье и основ­ные материалы входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, либо являются необходимыми компонентами при изготовлении продукта труда; вспомогательные материалы участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяй­ственных нужд, технических целей, содействия производственно­му процессу.

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, кон­струкции и детали» — для учета покупных полуфабрикатов, го­товых комплектующих изделий, включая строительные конструк­ции и детали, специального оборудования, инструментов, приспо­соблений и других приборов, приобретаемых организациями в качестве комплектующих изделии при выполнении научно-иссле­довательских, конструкторских и технологических работ.

10-3 «Топливо» — для обобщения сведений о наличии и движе­нии нефтепродуктов (нефти, дизельного топлива, керосина, бен­зина) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуата­ции транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии, твердого и газообразного топлива, отопления помещений. На этом субсчете ведется учет талонов на нефтепро­дукты.

10-4 «Тара и тарные материалы» — для сбора сведений о всех видах тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также о материалах и деталях, предназначенных для ее изготов­ления и ремонта. К таре относятся предметы, которые применя­ются для упаковки, хранения, транспортировки материалов и про­дукции[1].

10-5 «Запасные части» — для учета запасных частей, предназ­наченных для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, обменного фонда полнокомплектных машин, оборудо­вания, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

10-6 «Прочие материалы» — для обобщения информации она­личии и движении на складах отходов производства, неисправи­мого брака, предметов от демонтажа и разборки основных средств, других аналогичных материальных ценностей.

10- 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — на­значениесубсчета очевидно из его названия.

10-8 «Строительные материалы» — субсчет используется орга­низациями-застройщиками для учета наличия и движения мате­риалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, при изготовлении строительных деталей, воз­ведении и отделке конструкций и частей зданий и сооружений, а также других материальных ценностей, необходимых для нужд

строительства. Субсчет используется организациями-застройщи­ками.

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — для учетасредств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местхранения, наименованиям материальных ценностей (видам, сортами,размерам и т.д:).

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальныхнем­ей» предназначен для обобщения информации о резервах под уклонения стоимости материальных ценностей, определившей­ся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Этот счет применяется для отражения информации о резервах под сни­жение стоимости не только материалов, но и незавершенного про­изводства, готовой продукции, товаров, других средств в обороте.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»используется для обобщения информации о приобретении запа­сов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается по­купная стоимость материальных ценностей, определяемая по дан­ным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная сто­имость фактически оприходованных ценностей.

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»предназначен для отражения разницы между фактической себе­стоимостью приобретенных материалов и их оценкой по учетным ценам. Аналитический учет по названному счету ведется по груп­пам материально-производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

Забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, при­нятыена ответственное хранение»используется организациями-покупателями для учета наличия и движения полученных от постав­щиков ценностей, по которым организация-покупатель на закон­ных основаниях отказалась от акцепта и оплаты счетов, атакже запрещенных к расходованию по условиям договора до их опла­ты и по другим причинам. Организациями-поставщиками учиты­ваются на счете 002 оплаченные покупателями ценности, оформ­ленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Аналитический учет по счету 002 осуществляется по организациям-владельцам, по видам, сортам материальных ценностей и местам их хранения.

Забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку»Предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем.

Аналитический учёт ведётся по заказчикам, местам нахождения, наименованиям материальных ценностей (видам, сортам, размерам и другим характеристикам).

Синтетический учёт поступления материалов может вестись либо на счетах 10, 15 и 16, либо на счёте 10.

Отметим, что счет 10 "Материалы"- балансовый, активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации, так как учет материалов ведется в денежном выражении с обязатель­ной систематической инвентаризацией (проверкой) фактическо­го наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их при­ход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости.

Материальные ценности поступают на склад не только от по­ставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и кан­целярские товары), от своих и вспомогательных производств, из­готовляющих для собственных нужд инструменты, инвентарь, хозяйственные принадлежности, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленные цеха­ми сырье, материалы, отходы производства, от брака продук­ции, ликвидации основных средств. На склад приходуют и мате­риалы, поступающие безвозмездно или как вклад в уставный капитал.

При организации бухгалтерского учета материалов в первую очередь необходимо определить:

· вариант учета процесса заготовления и приобретения материалов, т.е. выбрать бухгалтерские счета. Выбор счета в определенной мере зависит от того, как оценивают материалов в учете. Если они учитыва­ются в процессе приобретения и списания по учетной цене, то при­меняют счета 10 или 41, 15, 16. Если же материалы учитывают по фак­тической себестоимости, то применяют только счет 10;

· порядок списания отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены в случае, когда организация приме­няет учетные цены.

Если организация применяет для учета материалов только счет 10, то она именно на нем формирует фактическую себестоимость приобретенных материалов. Журнально-ордерная форма позво­ляет это сделать, так как в ее состав входят регистры, в которых отражаются составляющие фактической себестоимости. А имен­но все первичные документы на расход и отпуск материалов груп­пируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчет­ного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца - после расчета процентов и сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений - по фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактичес­кую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, 13), а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.

При втором варианте учета материалов все операции по при­обретению (заготовлению) материалов учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В де­бет этого счета относятся покупная стоимость материалов с кре­дита счетов 60, 23, 20, 71, 98, 75 и др. (в зависимости от источни­ка поступления) и расходы, связанные с их приобретением, с кредита счетов 76, 60, 71, 70, 69. По кредиту счета 15 отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных матери­альных ценностей по учетным ценам. При этом разница между фактической стоимостью приобретения (заготовления) и стоимо­стью поступивших материалов по учетным ценам (плановая, до­говорная цена, себестоимость и др.) списывается на счет 16 "От­клонения в стоимости материальных ценностей". Аналитичес­кий учет на счете 15 ведется по наименованиям материалов, что, естественно, в некоторой мере усложняет ведение учета мате­риалов.

Суммы отклонений со счета 16 по окончании месяца списыва­ют в установленном порядке в дебет тех счетов, на которые были списаны материалы по учетной цене. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 25 приказа Минфина РФ № 60н органи­зации самостоятельно принимают решения о порядке списания отклонений.[2]

5 . Инвентаризация и переоценка материалов

Положение о бухгалтерских отчетах и балансах обязываетпромышленные предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

  1. не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
  2. при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
    в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

- сохранность товарно-материальных ценностей;

- правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента;

- порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № НИВ-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05, 06, 08, 12, кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей” с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

По решению руководителя предприятия сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от торчи ценностей”. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 “Расчеты по возмещению материального ущерба”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.

Потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия: дебет счета 80 “Прибыли и убытки”, кредит счетов 05, 06, 08, 12.

В случае взыскания стоимости недостач товарно-материальных ценностей с материально ответственных лиц по розничным ценам разница между их фактической себестоимостью и розничной ценой подлежит перечислению в бюджет, но до взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 83 “Доходы будущих периодов”. Например, сумма недостач по фактической себестоимости - 100 руб., по розничной - 150 руб.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение десяти дней после окончания инвентаризации.

На предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, недостача сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники не установлены, могут быть списаны самими предприятиями с возмещением за счет хозрасчетного дохода коллектива (прибыли).

III. Практическая часть

Задание

1. Используя данные о хозяйственных операциях, совершенных в течение месяца (согласно выданного варианта), заполнить таблицу регистрации хозяйственных операций:

a) составить корреспонденции счетов;

b) в пунктах 10, 11, 14, 17.3, 21, 23, 24, 26, 29, 31, 32, 33, 35 суммы рассчитать самостоятельно;

c) подсчитать общий итог всех хозяйственных операций (он имеет контрольное значение).

2. Используя остатки по счета на начало месяца и корреспонденции счетов по совершенным хозяйственным операциям (из журнала хозяйственных операций), открыть счета и сгруппировать хозяйственные операции на соответствующих счетах, подсчитать обороты по каждому счету за месяц, вывести сальдо конечное.

3. Используя остатки по счетам на начало месяца и обороты по счетам, посчитанные в предыдущем задании, заполнить сальдовую оборотную ведомость.

4. Используя остатки по счетам на конец месяца в сальдовой оборотной ведомости, заполнить баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Вариант курсовой работы - №1, таблица.1 – вариант.1, таблица.5 – вариант.1.

Исходные данные для выполнения работы.

Реквизиты предприятия:

ООО «Протон» г. Протвино, ул. Заводская, 23.

ИНН 3753555323, КПП 503701001

Вид деятельности – производство товаров народного потребления.

План счетов

В своей курсовой работе я использовала следующие счета:

"01" - "Основные средства"

"02" - "Амортизация основных средств"

"08" - "Вложения во внеоборотные активы"

"10" - "Материалы"

"19" - "НДС по приобретённым ценностям"

"20" - "Основное производство"

"20-1" - "Основное производство (Цех№1)"

"20-2" - "Основное производство (Цех№2)"

"26" - "Общехозяйственные расходы"

"43" - "Готовая продукция"

"50" - "Касса"

"51" - "Расчётные счета"

"60" - "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"

"60-1" - "Поставщик ООО "Пирамида""

"60-2" - "Поставщик ООО "Славянка"

"60-3" - "Поставщик ООО "Росток"

"60-4" - "Поставщик основного средства"

"62" - "Расчёты с покупателями и заказчиками"

"62-1" - "Покупатель ЗАО "Агат"

"62-2" - "Покупатель ООО "Стрела"

"62-3" - "Покупатель АО "Прожектор"

"68" - "Расчёты с бюджетом"

"68-1" - "Расчёты по НДФЛ"

"68-2" - "Расчёты по НДС"

"68-3" - "Расчёты по налогу на прибыль"

"69" - "Расчёты по социальному страхованию и обеспечению"

"69-1" - "Расчёты по ФСС"

"69-2" - "Расчёты по пенсионному фонду"

"69-3" - "Расчёты по ФОМС"

"70" - "Расчёты с персоналом по оплате труда"

"71" - "Расчёт с подотчётными лицами"

"71-1" - "Расчёт с подотчётным лицом Антоновым"

"71-2" - "Расчёт с подотчётным лицом Павловым"

"71-3" - "Расчёт с подотчётным лицом Петровым"

"71-4" - "Расчёт с подотчётным лицом Галкиным"

"90" - "Продажи"

"91" - "Прочие доходы и расходы"

"99" -"Прибыли и убытки"

Остатки по счетам на 1 сентября 2005 года (табл.1)

Таблица 1

№ счета Наименование счета Вариант № 1
Сумма в рублях
Дебет Кредит
А Б
Основные средства  
Износ основных средств  
Материалы  
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям  
20.1 20.2 Основное производство, в т.ч.: Цех №1 Цех №2  
Общехозяйственные расходы Х Х
Готовая продукция  
Продажи Х Х
Касса  
Расчетный счет  
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками Х Х
68.1 68.2 Расчеты с бюджетом, в т.ч.: Подоходный налог НДС  
  69.1 69.2 69.3 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению, в т.ч.: ФСС Пенсионный фонд ФОМС      
Расчеты с персоналом по оплате труда  
Расчеты с подотчетными лицами
Прибыли и убытки  
Нераспределенная прибыль  
Уставный капитал  
  Итого

Расшифровка остатков отдельных счетов на 1 сентября 2005 года.

Таблица 2.

Счет №60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”      
Наименование поставщика Аналитический счет Сумма в рублях
Дебет Кредит
ООО “Пирамида” 60.1  
ООО “Славянка” 60.2  
ООО “Росток” 60.3  
Итого  

Счет №71 “Расчеты с подотчетными лицами”.

Таблица 3.

Фамилия подотчетного лица Аналитический счет Сума в рублях
Дебет Кредит
Антонов А.И. 71.1  
Павлов В.И. 71.2  
Итого  

Наши рекомендации