Синтетический учёт материалов
Для синтетического учета наличия и движения собственных производственных запасов организации предназначены активные счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных Ценностей».
Не принадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные Ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку».
В соответствии с группировкой материальных ценностей по назначению к счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
10-1 «Сырье и .материалы» — для учета наличия и движения сырья, основных и вспомогательных материалов; сырье и основные материалы входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, либо являются необходимыми компонентами при изготовлении продукта труда; вспомогательные материалы участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу.
10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» — для учета покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, специального оборудования, инструментов, приспособлений и других приборов, приобретаемых организациями в качестве комплектующих изделии при выполнении научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ.
10-3 «Топливо» — для обобщения сведений о наличии и движении нефтепродуктов (нефти, дизельного топлива, керосина, бензина) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии, твердого и газообразного топлива, отопления помещений. На этом субсчете ведется учет талонов на нефтепродукты.
10-4 «Тара и тарные материалы» — для сбора сведений о всех видах тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также о материалах и деталях, предназначенных для ее изготовления и ремонта. К таре относятся предметы, которые применяются для упаковки, хранения, транспортировки материалов и продукции[1].
10-5 «Запасные части» — для учета запасных частей, предназначенных для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.
10-6 «Прочие материалы» — для обобщения информации оналичии и движении на складах отходов производства, неисправимого брака, предметов от демонтажа и разборки основных средств, других аналогичных материальных ценностей.
10- 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — назначениесубсчета очевидно из его названия.
10-8 «Строительные материалы» — субсчет используется организациями-застройщиками для учета наличия и движения материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, при изготовлении строительных деталей, возведении и отделке конструкций и частей зданий и сооружений, а также других материальных ценностей, необходимых для нужд
строительства. Субсчет используется организациями-застройщиками.
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — для учетасредств труда, которые включаются в состав средств в обороте.
Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местхранения, наименованиям материальных ценностей (видам, сортами,размерам и т.д:).
Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальныхнемей» предназначен для обобщения информации о резервах под уклонения стоимости материальных ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Этот счет применяется для отражения информации о резервах под снижение стоимости не только материалов, но и незавершенного производства, готовой продукции, товаров, других средств в обороте.
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»используется для обобщения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость материальных ценностей, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей.
Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»предназначен для отражения разницы между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их оценкой по учетным ценам. Аналитический учет по названному счету ведется по группам материально-производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.
Забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятыена ответственное хранение»используется организациями-покупателями для учета наличия и движения полученных от поставщиков ценностей, по которым организация-покупатель на законных основаниях отказалась от акцепта и оплаты счетов, атакже запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты и по другим причинам. Организациями-поставщиками учитываются на счете 002 оплаченные покупателями ценности, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Аналитический учет по счету 002 осуществляется по организациям-владельцам, по видам, сортам материальных ценностей и местам их хранения.
Забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку»Предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем.
Аналитический учёт ведётся по заказчикам, местам нахождения, наименованиям материальных ценностей (видам, сортам, размерам и другим характеристикам).
Синтетический учёт поступления материалов может вестись либо на счетах 10, 15 и 16, либо на счёте 10.
Отметим, что счет 10 "Материалы"- балансовый, активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации, так как учет материалов ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией (проверкой) фактического наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости.
Материальные ценности поступают на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и канцелярские товары), от своих и вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, инвентарь, хозяйственные принадлежности, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, ликвидации основных средств. На склад приходуют и материалы, поступающие безвозмездно или как вклад в уставный капитал.
При организации бухгалтерского учета материалов в первую очередь необходимо определить:
· вариант учета процесса заготовления и приобретения материалов, т.е. выбрать бухгалтерские счета. Выбор счета в определенной мере зависит от того, как оценивают материалов в учете. Если они учитываются в процессе приобретения и списания по учетной цене, то применяют счета 10 или 41, 15, 16. Если же материалы учитывают по фактической себестоимости, то применяют только счет 10;
· порядок списания отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены в случае, когда организация применяет учетные цены.
Если организация применяет для учета материалов только счет 10, то она именно на нем формирует фактическую себестоимость приобретенных материалов. Журнально-ордерная форма позволяет это сделать, так как в ее состав входят регистры, в которых отражаются составляющие фактической себестоимости. А именно все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца - после расчета процентов и сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений - по фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, 13), а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.
При втором варианте учета материалов все операции по приобретению (заготовлению) материалов учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В дебет этого счета относятся покупная стоимость материалов с кредита счетов 60, 23, 20, 71, 98, 75 и др. (в зависимости от источника поступления) и расходы, связанные с их приобретением, с кредита счетов 76, 60, 71, 70, 69. По кредиту счета 15 отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным ценам. При этом разница между фактической стоимостью приобретения (заготовления) и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам (плановая, договорная цена, себестоимость и др.) списывается на счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". Аналитический учет на счете 15 ведется по наименованиям материалов, что, естественно, в некоторой мере усложняет ведение учета материалов.
Суммы отклонений со счета 16 по окончании месяца списывают в установленном порядке в дебет тех счетов, на которые были списаны материалы по учетной цене. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 25 приказа Минфина РФ № 60н организации самостоятельно принимают решения о порядке списания отклонений.[2]
5 . Инвентаризация и переоценка материалов
Положение о бухгалтерских отчетах и балансах обязываетпромышленные предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
- не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
- при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:
- сохранность товарно-материальных ценностей;
- правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента;
- порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.
Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № НИВ-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.
Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05, 06, 08, 12, кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей” с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.
По решению руководителя предприятия сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от торчи ценностей”. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 “Расчеты по возмещению материального ущерба”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.
Потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия: дебет счета 80 “Прибыли и убытки”, кредит счетов 05, 06, 08, 12.
В случае взыскания стоимости недостач товарно-материальных ценностей с материально ответственных лиц по розничным ценам разница между их фактической себестоимостью и розничной ценой подлежит перечислению в бюджет, но до взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 83 “Доходы будущих периодов”. Например, сумма недостач по фактической себестоимости - 100 руб., по розничной - 150 руб.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение десяти дней после окончания инвентаризации.
На предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, недостача сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники не установлены, могут быть списаны самими предприятиями с возмещением за счет хозрасчетного дохода коллектива (прибыли).
III. Практическая часть
Задание
1. Используя данные о хозяйственных операциях, совершенных в течение месяца (согласно выданного варианта), заполнить таблицу регистрации хозяйственных операций:
a) составить корреспонденции счетов;
b) в пунктах 10, 11, 14, 17.3, 21, 23, 24, 26, 29, 31, 32, 33, 35 суммы рассчитать самостоятельно;
c) подсчитать общий итог всех хозяйственных операций (он имеет контрольное значение).
2. Используя остатки по счета на начало месяца и корреспонденции счетов по совершенным хозяйственным операциям (из журнала хозяйственных операций), открыть счета и сгруппировать хозяйственные операции на соответствующих счетах, подсчитать обороты по каждому счету за месяц, вывести сальдо конечное.
3. Используя остатки по счетам на начало месяца и обороты по счетам, посчитанные в предыдущем задании, заполнить сальдовую оборотную ведомость.
4. Используя остатки по счетам на конец месяца в сальдовой оборотной ведомости, заполнить баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Вариант курсовой работы - №1, таблица.1 – вариант.1, таблица.5 – вариант.1.
Исходные данные для выполнения работы.
Реквизиты предприятия:
ООО «Протон» г. Протвино, ул. Заводская, 23.
ИНН 3753555323, КПП 503701001
Вид деятельности – производство товаров народного потребления.
План счетов
В своей курсовой работе я использовала следующие счета:
"01" - "Основные средства"
"02" - "Амортизация основных средств"
"08" - "Вложения во внеоборотные активы"
"10" - "Материалы"
"19" - "НДС по приобретённым ценностям"
"20" - "Основное производство"
"20-1" - "Основное производство (Цех№1)"
"20-2" - "Основное производство (Цех№2)"
"26" - "Общехозяйственные расходы"
"43" - "Готовая продукция"
"50" - "Касса"
"51" - "Расчётные счета"
"60" - "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"
"60-1" - "Поставщик ООО "Пирамида""
"60-2" - "Поставщик ООО "Славянка"
"60-3" - "Поставщик ООО "Росток"
"60-4" - "Поставщик основного средства"
"62" - "Расчёты с покупателями и заказчиками"
"62-1" - "Покупатель ЗАО "Агат"
"62-2" - "Покупатель ООО "Стрела"
"62-3" - "Покупатель АО "Прожектор"
"68" - "Расчёты с бюджетом"
"68-1" - "Расчёты по НДФЛ"
"68-2" - "Расчёты по НДС"
"68-3" - "Расчёты по налогу на прибыль"
"69" - "Расчёты по социальному страхованию и обеспечению"
"69-1" - "Расчёты по ФСС"
"69-2" - "Расчёты по пенсионному фонду"
"69-3" - "Расчёты по ФОМС"
"70" - "Расчёты с персоналом по оплате труда"
"71" - "Расчёт с подотчётными лицами"
"71-1" - "Расчёт с подотчётным лицом Антоновым"
"71-2" - "Расчёт с подотчётным лицом Павловым"
"71-3" - "Расчёт с подотчётным лицом Петровым"
"71-4" - "Расчёт с подотчётным лицом Галкиным"
"90" - "Продажи"
"91" - "Прочие доходы и расходы"
"99" -"Прибыли и убытки"
Остатки по счетам на 1 сентября 2005 года (табл.1)
Таблица 1
№ счета | Наименование счета | Вариант № 1 | |
Сумма в рублях | |||
Дебет | Кредит | ||
А | Б | ||
Основные средства | |||
Износ основных средств | |||
Материалы | |||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | |||
20.1 20.2 | Основное производство, в т.ч.: Цех №1 Цех №2 | ||
Общехозяйственные расходы | Х | Х | |
Готовая продукция | |||
Продажи | Х | Х | |
Касса | |||
Расчетный счет | |||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |||
Расчеты с покупателями и заказчиками | Х | Х | |
68.1 68.2 | Расчеты с бюджетом, в т.ч.: Подоходный налог НДС | ||
69.1 69.2 69.3 | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению, в т.ч.: ФСС Пенсионный фонд ФОМС | ||
Расчеты с персоналом по оплате труда | |||
Расчеты с подотчетными лицами | |||
Прибыли и убытки | |||
Нераспределенная прибыль | |||
Уставный капитал | |||
Итого |
Расшифровка остатков отдельных счетов на 1 сентября 2005 года.
Таблица 2.
Счет №60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” | |||
Наименование поставщика | Аналитический счет | Сумма в рублях | |
Дебет | Кредит | ||
ООО “Пирамида” | 60.1 | ||
ООО “Славянка” | 60.2 | ||
ООО “Росток” | 60.3 | ||
Итого |
Счет №71 “Расчеты с подотчетными лицами”.
Таблица 3.
Фамилия подотчетного лица | Аналитический счет | Сума в рублях | |
Дебет | Кредит | ||
Антонов А.И. | 71.1 | ||
Павлов В.И. | 71.2 | ||
Итого |