Можно ли учесть в расходах плату за загрязнение окружающей среды, если загрязнение производится сверх норм, но в пределах лимита (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ (пп. 7 п. 1 ст. 254) разрешает учесть в расходах платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ. При этом п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы.
По данному вопросу существует две точки зрения.
Официальная позиция заключается в том, что выбросы в пределах лимитов относятся к сверхнормативным и в расходах не учитываются. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такой подход. Такой же точки зрения придерживаются и авторы.
В то же время есть судебные решения, в которых указывается на возможность включения в расходы платы за выбросы в пределах лимитов. Некоторые авторы поддерживают данную точку зрения.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Выбросы в пределах лимитов в расходах не учитываются
Письмо Минфина России от 01.12.2005 N 03-03-04/403
Финансовое ведомство отмечает, что согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов. Поэтому такие выбросы являются сверхнормативными. Следовательно, плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы при налогообложении не учитываются.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу N А33-11449/05
Суд указал, что предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов на размещение отходов нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются. При таком правовом регулировании спорных правоотношений плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в силу пп. 7 п. 1 ст. 254 и п. 4 ст. 270 НК РФ не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2006 N А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2005 N А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.06.2005 N А33-21929/04-С3-Ф02-2671/05-С1
Статья: За загрязнение природы надо платить ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2006, N 2)
Автор отмечает, что нельзя учитывать в расходах плату за выбросы в пределах установленных лимитов, но превышающие предельно допустимые сбросы.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Учет платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и за другие виды вредного воздействия ("Налоговый вестник", 2006, N 3)
Консультация эксперта, 2005
Консультация эксперта, 2005
Позиция 2. Выбросы в пределах лимитов можно учесть в расходах
Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2008 N Ф09-1599/08-С3 по делу N А76-8/07 (Определением ВАС РФ от 25.08.2008 N 9144/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А26-7961/2006-218
Суд указал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов). Поэтому такие выбросы (сбросы) могут называться временно согласованными выбросами (сбросами), которые согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ могут учитываться в качестве материальных расходов.
Консультация эксперта, 2006
Сотрудник Минфина России разъясняет, что платежи за загрязнение окружающей природной среды в пределах допустимых нормативов (установленных лимитов) относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу.
7.2. Можно ли учесть в расходах плату за очистку сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ превышает нормативы (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ (пп. 7 п. 1 ст. 254) разрешает учитывать в расходах плату за услуги по очистке сточных вод. В то же время п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы.
По данному вопросу есть две позиции.
Согласно разъяснениям финансового ведомства плата за очистку сточных вод является платой за услуги и учитывается в расходах в полном размере. Такого же мнения придерживаются и суды и некоторые авторы.
В то же время ранее Минфин России утверждал, что в расходах можно учесть только плату за очистку воды в пределах нормативов. Есть пример судебного решения, которое подтверждает такой подход.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Плату за очистку сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ можно учесть в расходах
Письмо Минфина России от 25.09.2007 N 03-03-06/1/697
В документе отмечается, что плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города должна быть предусмотрена договором между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а расходы на услуги сторонних организаций по очистке сточных вод относятся к материальным расходам.
Письмо Минфина России от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18
Финансовое ведомство разъясняет, что плата за услуги по приему, отведению и (или) очистке сточных вод абонента, которая взимается с налогоплательщика на основании договора, заключенного с организацией, осуществляющей такую очистку, в полном объеме относится к материальным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05 по делу N А07-27013/04-А-СЛА
Суд указал, что прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города. Это значит, что данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. То есть он является платой за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод. Возможность отнесения этих расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль прямо предусмотрена пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2007 N Ф04-9240/2006(30180-А27-25) по делу N А27-12493/2006-6
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 по делу N А56-37462/2005
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А26-8527/04-210
Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2007 N Ф09-1788/07-С3 по делу N А60-24355/06
Постановление ФАС Уральского округа от 15.02.2007 N Ф09-642/07-С3 по делу N А71-6066/06 (Определением ВАС РФ от 31.05.2007 N 6389/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Уральского округа от 16.10.2006 N Ф09-9300/06-С7 по делу N А60-10824/06
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 25.09.2007 N 03-03-06/1/697 "Прибыльный" налог и НДС: услуги по приему сточных вод" ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 20)
Статья: Повышенный тариф за услуги или штраф? ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 4)
Позиция 2. Плата за очистку сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ в расходах не учитывается
Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/265
Финансовое ведомство разъясняет, что плата за сброс загрязняющих веществ в сточные воды признается материальным расходом только в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238
В Письме отмечается, что организации водопроводно-канализационного хозяйства взимают плату с абонентов за прием загрязняющих веществ по временным условиям на основании соответствующих договоров согласно Порядку, утвержденному субъектом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Следовательно, к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится лишь плата за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Постановление ФАС Уральского округа от 13.06.2005 N Ф09-2923/05-С7
Суд указал, что платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе осуществляемые на основании договора за оказанные услуги по отпуску и приему сточных вод, за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию, в целях налогообложения не учитываются.