Источники покрытия дефицита бюджета. Право на осуществление заимствований
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами (с учетом разницы между предоставлением кредитов из бюджета и возвратом кредитов в бюджет) Источниками финансирования бюджета являются: 1) средства от государственных (местных) внутренних и внешних заимствований; 2) средства от приватизации государственного имущества (включая другие поступления, непосредственно связанные с процессом приватизации) - относительно государственного бюджета; 3) возврат бюджетных средств с депозитов, поступления результате продажи / предъявления ценных бумаг; 4) свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных этим Кодексом. 2. Источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины. 3. Источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украина в части финансирования являются: 1) кредиты (займы), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов); 2) другие поступления, определенные законом о Государственном бюджете Украина. В случае уменьшения объема источников финансирования государственного бюджета типа по сравнению с объемом, определенным законом о Государственный бюджет Украины, допускается по решению Кабинета Министров Украины, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, увеличение объема источников финансирования государственного бюджету другого типа с соблюдением предельного объема годового дефицита государственного бюджета. Государственные заимствования осуществляются в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины (кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 настоящего Кодекса и абзацем первым части седьмой настоящей статьи), с соблюдением предельного объема государственного долга на конец бюджетного периода (кроме случая, предусмотренного частью четвертой статьи 15 настоящего Кодекса). Право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований принадлежит государству в лице Министра финансов Украины или лицу, которое исполняет его обязанности (далее - Министр финансов Украина), по поручению Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров Украины определяет условия осуществления государственных заимствований, в том числе вид, валюту, срок и процентная ставка государственного заимствования. В случае уменьшения объема средств от государственных внутренних (Внешних) заимствований по сравнению с объемом, определенным законом о Государственный бюджет Украины, в связи с ухудшением условий таких заимствований и / или конъюнктуры рынка допускается увеличение объема средств от государственных внешних (внутренних) заимствований с соблюдением предельного объема государственного долга. В случае уменьшения (увеличения) объема платежей по погашению государственного долга в связи с улучшением (ухудшением) условий на финансовом рынке по сравнению с объемом, определенным законом о Государственный бюджет Украины, допускается уменьшение (увеличение) объема государственных заимствований с соблюдением определенного законом о Государственном бюджете Украины объема финансирования государственного бюджета по долговым операциям. 2. Кредиты (займы) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов) привлекаются государством на основании международных договоров Украины и относятся к государственным внешним заимствованиям. Средства для реализации таких инвестиционных программ (проектов), а также расходы на обслуживание и погашение соответствующих кредитов (Займов) предусматриваются в законе о Государственном бюджете Украины течение всего срока действия кредитных договоров. Соответствующие международные договоры не требуют ратификации, если иное не установлено законом. 3. Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы имеют право осуществлять местные внутренние заимствования (за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса). Местные внешние заимствования могут осуществлять лишь городские советы городов с численностью населения свыше трехсот тысяч жителей по официальным данным органов государственной статистики на время принятия решение об осуществлении местных заимствований. При этом местные внешние заимствования путем получения кредитов (займов) от международных финансовых организаций могут осуществлять все городские совета. Право на осуществление местных заимствований в пределах, определенных решением о местном бюджете, с учетом статьи 74 настоящего Кодекса принадлежащего Автономной Республике Крым, территориальной общине города в лице руководителя местного финансового органа по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, городского совета. 4. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме (кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом) или предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов с бюджета). 5. При осуществлении государственных заимствований и предоставлении государственных гарантий Министр финансов Украины по решению Кабинета Министров Украина имеет право принимать обязательства от имени Украины, связанные с осуществлением таких заимствований, в том числе по отказу от суверенного иммунитета в возможных судебных делах, связанных с возвратом кредитов (займов), в течение времени действия обязательства по возврату заимствованных средств. 6. Расходы на обслуживание и погашение государственного (Местного) долга осуществляются Министерством финансов Украины (Местным финансовым органом) в соответствии с кредитными договорами, а также нормативно-правовых актов, по которым возникают государственные долговые обязательства (долговые обязательства Автономной Республики Крым или территориальных общин), независимо от объема средств, определенного на такую цель законом о Государственном бюджете Украины (Решением о местном бюджете). Если ожидаемый объем расходов на обслуживание и погашение государственного долга превысит объем средств, определенный законом о Государственный бюджет Украины на такую цель, Министерство финансов Украины безотлагательно информирует об этом Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины безотлагательно информирует об ожидаемом превышении таких расходов Верховную Раду Украины и подает в двухнедельный срок предложения о внесении изменений в закон о Государственный бюджет Украины. Если ожидаемый объем расходов на обслуживание и погашение местного долга превысит объем средств, определенный решением о местный бюджет на такую цель, Верховная Рада Автономной Республики Крым, городской совет вносят соответствующие изменения в решение о местном бюджет. 7. С целью эффективного управления государственным (местным) долгом и / или ликвидностью единого казначейского счета Министерство финансов Украины (Верховная Рада Автономной Республики Крым, городской совет или по их решению местный финансовый орган) имеет право осуществлять сделки с государственным (местным) долгом, включая обмен, выпуск, покупку, выкуп и продажа государственных долговых обязательств (долговых обязательств Автономной Республики Крым, территориальной общины города), при условии соблюдения предельного объема государственного (местного) долга на конец бюджетного периода. Министерство финансов Украины (местный финансовый орган) может привлекать субъектов хозяйствования для оказания агентских, консультационных, рейтинговых и других услуг, необходимых для управления государственным (местным) долгом, за счет средств государственного (местного) бюджета в пределах бюджетных назначений на обслуживание государственного (местного) долга. {Часть седьмая статьи 16 дополнен абзацем согласно Закону N 3614-VI (3614-17) от 07.07.2011 8. Министр финансов Украины по согласованию с Национальным банком Украины имеет право в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах и / или путем проведения аукционов размещение временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов государственного бюджета на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг с последующим возвратом таких средств до конца текущего бюджетного периода. Руководитель местного финансового органа имеет право по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах размещение временно свободных средств местных бюджетов на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, с дальнейшим возвращением таких средств в конца текущего бюджетного периода. Порядок (6-2011-п, 65-2011-п) осуществление операций, предусмотренных настоящей частью статьи, определяется Кабинетом Министров Украины с соблюдением следующих требований: установление минимальной ставки доходности приобретения ценных бумаг, заключения договоров приобретения ценных бумаг - при приобретении ценных бумаг; заключения договора банковского вклада (депозита) с учреждением банка - при размещении на депозитах. Договор о приобретении государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, согласно этой части статьи должен содержать положение о выполнении лицами, заключившими этот договор, обязательства по обратной продажи / покупки таких ценных бумаг до конца текущего бюджетного периода. 9. Условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг и ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, определяются с учетом Закона Украины "О ценные бумаги и фондовый рынок " Министерство финансов Украины обнародовало график проведения аукционов по размещению государственных долговых ценных бумаг на внутреннем рынке. Такой график может уточняться в связи с изменением условий государственных заимствований и / или конъюнктуры финансового рынка. 36. Правовое регулирование межбюджетных отношений
37. Межбюджетные трансферты: понятие, виды и порядок предоставления.
Межбюджетные трансферты - средства, которые безвозмездно и бесповоротно передаются из одного бюджета в другой.
Межбюджетные трансферты делятся на:
1) дотацию выравнивания (нецелевые, не возвращаются; выделяются бюджетам областей, АРК, районов и городам областного и республиканского значения. Другим очень редко)
Дотация выравнивания - межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает;
2) субвенции (целевые)
Субвенции - межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции;
3) средства, передаваемые в государственный бюджет и местные бюджеты из других местных бюджетов;
4) дополнительные дотации (предоставление государством налоговых льгот, которые уменьшают доходы местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, должно сопровождаться предоставлением дополнительной дотации из государственного бюджета местным бюджетам на компенсацию соответствующих потерь доходов местных бюджетов).
Относительно значения, то межбюджетные трансферты следует рассматривать как важную составляющую межбюджетных отношений непосредственно влияет на обеспеченность граждан общественными услугами, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, выполнение важных экономических и социальных программ. Именно поэтому проблема создания эффективной модели межбюджетных отношений в Украине является одним из главных задач нашей страны.
Именно с помощью межбюджетных трансфертов на местном уровне решаются вопросы компенсации бюджетам низшего уровня затрат на выполнение делегированных полномочий, стоимость которых превышает бюджетные возможности местных органов власти, способствует решению проблем обусловлена не равномерностью в мобилизации доходов бюджета, способствует решению социальных проблем повязкам связанных со спецификой развития регионов и их экономической способностью.