Виды аудита. Классификация и характеристика аудита

В отечественной и международной практике аудит достаточно многообразен. Рассмотрим основные классификационные признаки аудита.

1 признак: По отношению к законодательству.

Аудит делится на: обязательный и инициативный.

Обязательный аудит – регламентируется действующим законом 307-ФЗ. В соответствии с законом обязательному аудиту подлежит бухгалтерская отчетность следующих экономических субъектов: 1) ОАО – не зависимо от числа акционеров, видов деятельности, размеров уставного капитала, сроков создания; 2) Банки и другие кредитные организации, бюро кредитных историй; 3) Страховые организации и общество взаимного кредитования; 4) Товарные фондовые биржи; Инвестиционные фонды; Государственные внебюджетные фонды (Пенсионные, соц. страх, медицина) Благотворительные фонды, источником образования которых являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц и другие экономические субъекты, обязательный аудит которых предусмотрен ФЗ.

Г.

Все остальные организации подлежат обязательному аудиту при достижении следующих финансовых показателей:

1. Объем годовой выручки за год предшествующий отчетному году, превышающий 400 млн. руб. (из отчета «форма №2»);

2. Сумма активов баланса по состоянию на конец года предшествующая отчетному году, превышающая 60 млн. руб. («валюта баланса» - в балансе).

Для муниципальных и государственных предприятий законами субъектов эти показатели могут быть снижены.

Как видим, финансовые показатели установлены за год, предшествовавший отчетному году. Потому организация заранее знает о том, что ей надо проходить аудиторскую проверку, следовательно, она может заблаговременно до составления годовой отчетности выбрать себе аудиторскую фирму и заключить с ней договор на аудиторскую проверку.

Обязательный аудит могут проводить как частные аудиторы, так и аудиторские организации при этом допуск частных аудиторов (ИП) к обязательному аудиту ограничен. Закон «Об аудиторской деятельности» запрещает частным аудиторам проводить аудиторские проверки бирж, а так же тех организаций, ценные бумаги которых котируются на бирже, а так же кредитных организаций, страховых организаций, негосударственного пенсионного фонда и консолидированной отчетности.

Если в уставном капитале организации есть доля принадлежащая государству на 25 и более процентов, то для проведения обязательного аудита необходимо объявить конкурс и выбрать аудитора по конкурсу. Аналогичные требования относятся к государственным и муниципальным предприятиям.

Таким образом, особенностями обязательного аудита является:

1) В первых цель такого аудита для всех одна – это подтверждение достоверности этой отчетности.

2) По итогам обязательного аудита аудируемой организации выдается аудиторское заключение - это официальный документ. Юридически значимый документ, в котором содержится мнение аудитора о достоверности отчетности либо мнение о недостоверности.

3) До выдачи аудиторского заключения клиент получает Письменную информацию по итогам аудиторской проверки, т.е. своего рода отчет по итогам проверки. В этой Письменной информации аудиторы приводят результаты проверки по каждому проверенному участку.

Например, аудит основных средств – описывается, что аудитор проверял, и пишем, в результате проверки было обнаружено и перечисляются все выявленные нарушения. Письменная информация является конфиденциальным документом, передается лицу, с которым был заключен договор на проверку. На основании этой информации бухгалтерия вносит исправления в учет и отчетность. После этого аудиторы проверяют внесенные исправления, оценивают, какие исправления не внесены в отчетность, и в зависимости от этого выдается аудиторское заключение.

4) При проведении обязательного аудита проверяемая организация не может, каким либо образом повлиять, на программу проверки, т.е. программу составляют аудиторы, и корректировать ее нельзя. Если аудиторская проверка проводится в тех предприятиях, где в сведениях может содержаться государственная тайна, то к проверке допускаются только такие организации, которые имеют допуск к сведениям, составляющим гос тайну (т.е. имеют лицензию ФСБ).

5) Обязательный аудит всегда проводится по итогам года на основе годовой бухгалтерской отчетности и компании подлежащие обязательному аудиту в составе годовой отчетности должны сдать (в налоговые органы, банк) аудиторское заключение. Таким образом, обязательный аудит для большинства компаний проводится до 30 марта.

Второй вид аудита: Инициативный аудит (добровольный).

Любая организация по своей собственной инициативе может пригласить аудитора, и такой аудит будет называться инициативным.

При инициативном аудите, как правило, собственник компании вправе поставить любые задачи перед аудиторами и провести аудиторскую проверку за любой срок и за любой период времени.

При инициативном аудите заказчик сам определяет программу проверки. Т.е. выражает пожелание, какие участки проверить, какой методом проверки выбрать (сплошной или выборочный), сам устанавливает, в какой форме аудиторы будут представлять отчет по итогам проверки. Это может быть отчет по оценке финансового состояния компании, отчет по оценке бухгалтерского или налогового учета, отчет по оценке налоговых рисков.

Аудиторское заключение при инициативном аудите не выдается.

Исходя из статуса аудитора и его отношение к проверяемой организации аудит подразделяется на:

- внешний;

- внутренний.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой на основании заключенного договора и может быть либо обязательным, либо инициативным.

Внутренний аудит – это деятельность специально созданного контрольного подразделения внутри. Подразделения внутреннего аудита, как правило, создаются на крупных и средних компаниях, для которых характерны сложные организационные структуры, наличие большого числа филиалов, подразделений, наличие разных видов деятельности, а так же стремление руководства получать объективную картину дел на предприятии.

В зависимости от поставленных задач служба внутреннего аудита может быть организована по-разному.

В общем виде выделяют два подхода к созданию таких служб:

1) Служба внутреннего аудита создается собственником компании. В этом случае она подчиняется только собственнику, выполняет поручения собственника и может проводить проверки, по его указанию любого подразделения включая проверки администрации. По такому направлению в основном создаются службы внутреннего аудита в западных компаниях, в том числе и тех, которые работаю в России. По международным стандартам именно такой внутренний аудит можно признать независимым аудитом, т.к. он не зависим от руководства компании, и служба внутреннего аудита подчиняется только собственнику.

2) Служба внутреннего аудита создается руководством компании (администрацией). В этом случае задачи перед этой службой ставят руководство компании, именно администрация определяет структуру, штаты этой службы. По этому направлению, как правило, создаются службы внутреннего аудита в российских компаниях.

Третий вид (классификационный признак) по периодичности осуществления проверок, аудит разделяют на:

- повторяющийся

- первоначальный

Первоначальный – это аудит, который аудиторская фирма проводит впервые для данного клиента. При этом его могла проверять за прошлые годы другая аудиторская фирма. Если аудитор впервые сталкивается с клиентом, то у него выше риск, т.к. фирма для аудиторов незнакома. Аудиторы не знаю специфики ее деятельности. Соответственно, объем работы у аудиторов при первоначальном аудите буде больше. Аудиторские стандарты требуют также убедиться в правильности учета входящих остатков на начало периода (года). Поэтому стандарты аудита предписывают провести проверку входящих остатков и убедиться в их достоверности.

Повторяющийся аудит – аудит, который одна и та же аудиторская фирма проводит в течение нескольких лет. В результате такого сотрудничества аудиторы лучше узнают специфику деятельности организации, особенности налогообложения. Соответственно, риски не выявления ошибок снижаются, и вступительные остатки уже проверять нет необходимости, т.к. их уже подтвердила в прошлом году сама аудиторская фирма. Вместе с этим при повторяющемся аудите есть риск утраты независимости, но стандарты не устанавливают каких либо сроков для смены аудиторов при повторяющемся аудите.

«Правило независимости аудиторов в России» рекомендует в этом случае менять состав аудиторской бригады, руководителей аудиторских проверок, т.е. проводить ротацию (замену кадров) состава аудиторов.

Наши рекомендации