Применяется ли специальный коэффициент 0,5 к легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, приобретенным до вступления в силу гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 259 НК РФ)?
Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2009.
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, заключается в том, что применение коэффициента 0,5 не зависит от даты приобретения транспортных средств. Поэтому данный коэффициент надо применять и к автомобилям, купленным до вступления в силу гл. 25 НК РФ. Есть судебное решение, подтверждающее такой подход.
В то же время есть судебные решения, из которых следует, что коэффициент 0,5 применяется только к транспортным средствам, приобретенным после вступления в силу гл. 25 НК РФ.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Коэффициент применяется к автомобилям, купленным до вступления в силу гл. 25 НК РФ
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.11.2004 N 26-12/76643
В Письме отмечается, что в НК РФ нет ограничений по дате приобретения пассажирских микроавтобусов для применения коэффициента 0,5. Поэтому по указанным микроавтобусам с первоначальной стоимостью более 400 000 руб. норма амортизации для целей налогообложения прибыли должна корректироваться на коэффициент 0,5 независимо от времени их приобретения (до или после вступления в силу гл. 25 НК РФ).
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2008 по делу N А26-4772/2007
Суд указал, что для легковых автомобилей, в том числе для тех, которые приобретены до 01.01.2002 и имеют первоначальную стоимость более 300 000 руб., амортизация рассчитывается как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока использования, умноженной на коэффициент 0,5.
Позиция 2. К автомобилям, купленным до вступления в силу гл. 25 НК РФ, коэффициент не применяется
Постановление ФАС Московского округа от 24.12.2009 N КА-А40/13953-09 по делу N А40-51845/09-129-314
Суд указал, что ст. 322 НК РФ определяет особенности налогового учета амортизируемого имущества, введенного в эксплуатацию до вступления в силу гл. 25 НК РФ, и не содержит ссылок на п. 9 ст. 259 НК РФ. Поэтому налогоплательщик правомерно не применял коэффициент 0,5.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.02.2009 N Ф03-103/2009 по делу N А51-6284/2008 (Определением ВАС РФ от 23.04.2009 N ВАС-4052/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06 по делу N А40-13686/05-115-78 (Определением ВАС РФ от 26.01.2007 N 296/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд указал, что согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Таким образом, нормы ст. 259 НК РФ, которые устанавливают, что по легковым автомобилям, имеющим первоначальную стоимость более 300 000 руб., при начислении амортизации используется понижающий коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ), вправе применяться только к амортизируемому имуществу, приобретенному после введения в действие гл. 25 НК РФ.