Собрания граждан
В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ, собрания граждан могут проводиться:
1) для обсуждения вопросов местного значения,
2) для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
3) для осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования[221].
Определение понятия «собрание» в Федеральном законе № 131-ФЗ отсутствует, однако оно дано в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[222]. Под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Этот же закон содержит гарантии реализации права граждан на данную форму публичного мероприятия.
Собрание граждан проводится по инициативе:
населения (назначается представительным органом муниципального образования),
представительного органа муниципального образования (назначается представительным органом муниципального образования),
главы муниципального образования (назначается главой муниципального образования),
а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрания могут проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на части территории с участием граждан, проживающих на этой территории.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом № 131-ФЗ, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования[223], уставом территориального общественного самоуправления.
Гражданин, граждане, выступающие за проведение собрания (организатор, организаторы), осуществляют формирование инициативной группы по проведению собрания. Формирование инициативной группы по проведению собрания осуществляется на основе волеизъявления граждан путем сбора подписей лиц, проживающих на территории, на которой планируется проведение собрания.
Подготовку и проведение собрания, подведение его итогов проводит комитет/комиссия по организации подготовки и проведения собрания, сформированная органом местного самоуправления, назначившим собрание.
Перед открытием собрания проводится регистрация его. На собрании ведется протокол, в котором фиксируются дата и местно его проведения, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. Решение собрания (итоги собрания) принимается открытым голосованием
Собрание граждан может принимать:
1) обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также
2) избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.