Собрания (сходы) граждан

В муниципальных образованиях, для решения вопросов местного значения могут создавать собрания (сходы) граждан. Возможность осуществления местного самоуправления через собрания предусмотрены статьей 3 Европейской Хартии «О местном самоуправлении», где использованы термины, аналогичные по значению терминам собрание или сход.

Законом ПМР «Об органах местной власти…» 1994 года используются понятия сход и собрание как идентичные. В РФ эти понятия самостоятельны.

Собрание в законодательстве ПМР понимается как «мероприятие, характеризуемое личным совместным присутствием лиц, обладающих общими интересами, проводимого в целях выработки предложений по совместным действиям для реализации и защиты указанных интересов».

Под сходом стоит понимать собрание жителей всего муниципального образования для решения вопросов местного значения.

Поэтому сходы могут проводиться только в небольших по численности сельских поселениях. Сходы являются одной из форм непосредственной демократии, одно из доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях либо на части муниципального образования. Особенности данной формы состоит в том, что гражданам обеспечено возможность сочетание коллективного обсужденияих личной активностью, что может выражаться в голосовании, выступлениях, вопросах. Сходы граждан были характерны для дореволюционной России, использовались в советский период, при принятии решений по месту жительства. Решения сходов являлись обязательными для исполнения. В настоящее время роль собраний и сходов несколько снизилась.

Инициативой созыва схода граждан обладают:

· Местные Советы Народных Депутатов;

· Постоянные комиссии местного совета;

· Депутаты Местных Советов Народных Депутатов;

· Депутатские группы;

· Органы ТОС;

· Трудовые коллективы;

· Общественные организации;

· Граждане.

Как правило, на собрания приглашаются депутаты данного округа, поэтому собрания проходят в присутствии представителей органов местного самоуправления.

Местный референдум

В соответствии с законом «Об органах местной власти» наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения, могут решаться путем референдума.

В соответствии со ст. 1 Конституции ПМР референдум, наряду с выборами, признается высшим непосредственным выражением власти народа.

Референдум занимает важное место среди форм прямого волеизъявления, т.к. его результаты наиболее легитимны и соответственно, имеют высокую юридическую силу. Результаты референдумов не должны подтверждаться каким-либо органом государственной власти.

По определению референдума ПМР – голосование граждан ПМР, обладающих активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих в административно-территориальных единицах, в границах одного или нескольких населенных пунктах, по наиболее важным вопросам местного значения.

Участие в референдумах является свободным и основывается на демократических началах (на принципах избирательного права).

Решения, принимаемые на местном референдуме является обязательными для выполнения государственной администрацией, предприятиями, гражданами, организациями и другими, если не противоречит закону. Отмена или изменения решения, принятого во время референдума может производиться только лишь путем повторного референдума, в том же порядке, какой предусматривает избирательное законодательство.

Законодательство ПМР не закрепляет конкретного перечня вопросов, которые должны решаться референдуриальным способом. Практика показывает, что наиболее распространёнными вопросами, по которым инициировался или проводился местный референдум является:

1. Установление и изменение границ муниципального образования.

2. Использование земель на территории муниципального образования.

3. Вопросы строительства промышленных объектов на территории муниципального образования.

4. Планы и программы развития территорий муниципального образования.

5. Изменение профиля деятельности муниципальных объектов.

Избиратель голосует За (Да) или Против (Нет).

Вопросы, которые не могут выноситься на референдум:

1. Вопросы о местных налогах и сборах.

2. Вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов.

3. Вопросы о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

4. Вопросы об избрании и назначении на должность и об освобождении от должности лиц, решения которых относятся к ведению соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Вопросы о досрочном прекращении полномочий выборных органов и должностных лиц государственной власти, местного самоуправления.

6. Вопросы, относящиеся к компетенции судебных органов и прокуратору.

7. Вопросы, относящиеся к компетенции государственных органов.

Вопросы не должны отменять конституционные права и свободы гражданина.

Вопросы и ответы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы так, чтобы исключалась возможность их множественность толкования, т.е. на поставленный вопрос, должен быть однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решений. Решения о проведении референдума принимаются по требованию населения или решением СНД, то есть от них исходит инициатива проведения референдума:

· 5% от числа граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

· 1/3 депутатов МСНД и главой государственной администрации

Наши рекомендации