Собрания и конференции граждан.

Собрания граждан

Эта форма народовластия реализуется в целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления.

Инициаторами проведения собрания граждан выступают:

1) население муниципального образования (собрание граждан назначается представительным органом муниципального образования);

2) представительный орган муниципального образования (собрание назначается представительным органом муниципального образования);

3) глава муниципального образования (назначается главой муниципального образования).

ü Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

ü Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесены решение содержащихся в обращении вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги проведения собрания граждан должны подлежать официальному опубликованию.

2) Конференция граждан (собрание делегатов)

§ В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

§

§ Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

ü Конференция граждан является самостоятельной формой непосредственного участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. В ней принимают участие не все жители муниципального образования, а лишь те из них, которым такое право делегировано.

· Инициаторами проведения конференций могут быть

1) граждане, проживающие на территории муниципального образования,

Глава администрации,

Депутаты представительного органа местного самоуправления.

ü Решение, принятое на конференции, не должно нарушать имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций.

ü Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

ü Решения, принятые на конференции делегатами соответствующего муниципального образования, носят для органов местного самоуправления лишь рекомендательный характер.

ü Органы местного самоуправления вправе принять правовой акт на основании решения конференции, о чем обязательно уведомляется председатель конференции.

Сходы граждан.

Сход граждан является самостоятельным институтом народовластия, позволяющим непосредственно выражать волю жителям муниципального образования.

· Закон о местном самоуправлении 1995 г. отождествлял сходы с такой формой волеизъявления, как собрания.

· Но Согласно ст. 25.1 Закона о местном самоуправлении 2003 г. сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Þ Порядок проведения схода, его условия.

· В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан.

ü Сход граждан может проводиться также в случаях, предусмотренных ст. 25.1 ФЗ-131:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

§ Решение, принятое на сходе, считается правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

§ Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

§ Инициатором созыва схода граждан является глава муниципального образования или группа жителей поселения численностью не менее 10 человек.

o Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

o

o На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

ü На сходы могут быть вынесены вопросы местного значения, непосредственно затрагивающие интересы граждан: выборы главы муниципального образования, принятие устава муниципального образования, создание инициативной группы с целью проведения местного референдума, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов.

!!! Решение схода не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для реализации решения схода требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Правотворческая инициатива.

· Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.

Þ Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образования может иметь место в случае, если, по мнению организаторов этого мероприятия, в системе муниципальных правовых актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нормы.

Þ В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями непосредственно и окончательно, суть правотворческой инициативы состоит в том, что орган или должностное лицо, в чьем ведении находится принятие инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект и решить его судьбу по своему усмотрению.

В ФЗ 1995 года назывался этот институт "Народная правотворческая инициатива".

В ФЗ 2003 года он называется “Правотворческая инициатива граждан”.

Ø Прежний Закон предполагал наличие института правотворческой инициативы, если он находил отражение в уставе муниципального образования. Закон 2003 г. не допускает усмотрения - правотворческая инициатива граждан в муниципальном образовании должна существовать.

ü Субъекты правотворческой инициативы

§ С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

§ Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Þ Такой проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Это может быть и коллегиальный орган, тогда проект рассматривается на открытом заседании.

Механизм реализации правотворческой инициативы можно подразделить на несколько этапов (процедур):

1 - подготовительный. Он состоит из двух стадий: организационная (порядок формирования инициативной группы; регистрация гражданской инициативы) и сбора подписей (предварительная подготовка вопроса к рассмотрению; информирование о сборе подписей под ᴨȇтицией);

2 - официальное внесение ᴨетиции. Этот этап включает также две стадии: организационную - представления пакета документов инициативной группой; проверку подписных листов; подготовка документов для официальной регистрации) и официальную (регистрация внесения ᴨетиции).

3 - законодательная процедура реализации предложений. Она состоит из следующих стадий: разработка законопроекта (если это необходимо); рассмотрение законопроекта (выступление в прениях) и голосования по законопроекту.

ü Здесь в определенных случаях необходима правовая и финансовая экспертиза проекта - соответствует ли он законодательству, каковы могут быть расходы в связи с реализацией решения, принятого в соответствии с внесенным проектом.

Þ При рассмотрении инициативы должно приниматься мотивированное решение, и оно доводится до сведения инициаторов обязательно в письменной форме. (ч. 3 ст. 26 ФЗ)

Þ По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта возможны четыре варианта решения органа или должностного лица местного самоуправления:

1) принять муниципальный правовой акт в предложенной редакции;

2) принять этот акт с учетом необходимых изменений и дополнений;

3) доработать проект;

4)отклонить его.

При условии успешного осуществления правотворческой инициативы орган местного самоуправления обязан принять соответствующий нормативный правовой акт.

Публичные слушания

Данная форма закреплена в ст. 28 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

ü Они проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Þ Инициаторами проведения публичных слушаний являются: население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования. (Причем если они проводятся по инициативе населения или представительного органа, то назначаются представительным органом, а по предложению главы муниципального образования - главой муниципального образования.)

Þ Законодатель закрепил следующий перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования;

4) вопросы преобразования муниципального образования.

· Порядок назначения, организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

Þ На публичные слушания могут приглашаться должностные лица администрации муниципального образования, руководители муниципальных предприятий, учреждений, присутствие которых обязательно для обеспечения квалифицированного и ответственного обсуждения выносимых на слушание вопросов или тем.

ü Мнение населения в данном случае носит лишь рекомендательный характер.

Наши рекомендации