Функциональные задачи и модули банковских систем
Расширение потребительских (функциональных) свойств АБС связано с особенностями развития банковского дела.
Деление на модули в основном происходит в соответствии с типами банковских операций (например, для кредитно-депозитных операций – кредитно-депозитный модуль, для отчетности – модуль отчетности). В большинстве АБС деление на модули имеет следующую структуру.
Ø модуль администрирования (разграничение прав доступа, администрирование базы данных);
Ø базовый модуль (операционный день) – ведение счетов и справочников; осуществление проводок; составление отчетов (выписки, балансы, движение по счетам); импорт данных для осуществления проводок из других модулей;
Ø кредитно-депозитный модуль – ведение картотек договоров; расчет сумм процентов; составление отчетов по договорам; мониторинг договоров;
Ø модули частных вкладов и МБК;
Ø модуль по работе с ценными бумагами;
Ø модуль депозитарных операций;
Ø модуль отчетности;
Ø модули внутренней бухгалтерии;
Ø модули учета основных средств и нематериальных активов;
Ø модуль расчета заработной платы;
Ø модуль обменного пункта;
Ø модули фронт-офиса (модули подразделения, управляющего ресурсами);
Ø модуль пластиковых карточек;
Ø модуль коммунальных платежей и др.
АБС последнего поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер» и опираются на единые принципы построения и функционирования.
Как отмечалось, первоначально банковские системы создавались лишь для автоматизации бухгалтерского учета, поэтому основными логическими единицами АБС являлись счета и бухгалтерские проводки. Однако при развитии АБС (на едином информационном поле банка), такой подход является устаревшим. Необходимо выделить новую основную логическую единицу, с которой работали бы все отделы банка и, на основе которой был бы построен электронный документооборот. Такой единицей является первичный (операционный) документ.
Основные правила построения современной комплексной системы автоматизации банка состоят в следующем.
1. Все модули банковской системы должны работать с единой базой данных.
2. Для организации электронного документооборота АБС должна делится на модули в соответствии с организационной структурой банка, а не в соответствии с типом банковской операции.
3. Бумажный документооборот осуществляется в минимально допустимом объеме.
4. Структурному подразделению при обработке одной банковской операции следует работать с одним модулем системы.
5. Технологические операции должны осуществляться в автоматическом режиме.
6. Основной логической единицей АБС является первичный документ.
7. В базе данных должны сохраняться все реквизиты первичных документов для последующего формирования отчетности.
8. Учет операций происходит автоматически на основании реквизитов первичных документов и шаблонов типовых операций.
9. Ход обработки банковской операции в АБС должен дублировать порядок внутреннего документооборота банка.
Ниже показана структурная схема комплексной автоматизации банка для АБС фирмы-разработчика «Диасофт». Ядро включает в себя базовые функции, необходимые для функционирования каждого из программных модулей.
Состав функциональных модулей операционного дня (разработка фирмы «Инверсия») показан на второй схеме. Операционный день банка как программно-технологический комплекс автоматизирует наиболее трудоемкие операции банковского учета.
Рис. 4.2. Структурная схема комплексной автоматизации банка («Диасофт»).
Рис. 4.3. Состав модулей операционного дня («Инверсия»).
При построении модели АБС учитываются этапы совершения банковской операции:
Ø Анализ документов по предполагаемому контрагенту;
Ø Заключение сделки (прием распоряжения клиента, заключение договора);
Ø Постановка сделки (распоряжения, договора) на позицию по корсчету, проверка лимитов;
Ø Оформление платежных документов;
Ø Перечисление (получение средств) по сделке, договору, поручению;
Ø Бухгалтерское оформление и контроль прохождения сделки;
Ø Оформление документов дня;
Ø Составление отчетности;
Ø Проверка операции службой внутреннего контроля.