Функциональные задачи и модули банковских систем
Расширение потребительских (функциональных) свойств АБС связано с особенностями развития банковского дела.
Деление на модули в основном происходит в соответствии с типами банковских операций (например, для кредитно-депозитных операций – кредитно-депозитный модуль, для отчетности – модуль отчетности). В большинстве АБС деление на модули имеет следующую структуру.
Ø модуль администрирования (разграничение прав доступа, администрирование базы данных);
Ø базовый модуль (операционный день) – ведение счетов и справочников; осуществление проводок; составление отчетов (выписки, балансы, движение по счетам); импорт данных для осуществления проводок из других модулей;
Ø кредитно-депозитный модуль – ведение картотек договоров; расчет сумм процентов; составление отчетов по договорам; мониторинг договоров;
Ø модули частных вкладов и МБК;
Ø модуль по работе с ценными бумагами;
Ø модуль депозитарных операций;
Ø модуль отчетности;
Ø модули внутренней бухгалтерии;
Ø модули учета основных средств и нематериальных активов;
Ø модуль расчета заработной платы;
Ø модуль обменного пункта;
Ø модули фронт-офиса (модули подразделения, управляющего ресурсами);
Ø модуль пластиковых карточек;
Ø модуль коммунальных платежей и др.
АБС последнего поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер» и опираются на единые принципы построения и функционирования.
Как отмечалось, первоначально банковские системы создавались лишь для автоматизации бухгалтерского учета, поэтому основными логическими единицами АБС являлись счета и бухгалтерские проводки. Однако при развитии АБС (на едином информационном поле банка), такой подход является устаревшим. Необходимо выделить новую основную логическую единицу, с которой работали бы все отделы банка и, на основе которой был бы построен электронный документооборот. Такой единицей является первичный (операционный) документ.
Основные правила построения современной комплексной системы автоматизации банка состоят в следующем.
1. Все модули банковской системы должны работать с единой базой данных.
2. Для организации электронного документооборота АБС должна делится на модули в соответствии с организационной структурой банка, а не в соответствии с типом банковской операции.
3. Бумажный документооборот осуществляется в минимально допустимом объеме.
4. Структурному подразделению при обработке одной банковской операции следует работать с одним модулем системы.
5. Технологические операции должны осуществляться в автоматическом режиме.
6. Основной логической единицей АБС является первичный документ.
7. В базе данных должны сохраняться все реквизиты первичных документов для последующего формирования отчетности.
8. Учет операций происходит автоматически на основании реквизитов первичных документов и шаблонов типовых операций.
9. Ход обработки банковской операции в АБС должен дублировать порядок внутреннего документооборота банка.
Ниже показана структурная схема комплексной автоматизации банка для АБС фирмы-разработчика «Диасофт». Ядро включает в себя базовые функции, необходимые для функционирования каждого из программных модулей.
Состав функциональных модулей операционного дня (разработка фирмы «Инверсия») показан на второй схеме. Операционный день банка как программно-технологический комплекс автоматизирует наиболее трудоемкие операции банковского учета.
![]() |
Рис. 4.2. Структурная схема комплексной автоматизации банка («Диасофт»).
![]() |
Рис. 4.3. Состав модулей операционного дня («Инверсия»).
При построении модели АБС учитываются этапы совершения банковской операции:
Ø Анализ документов по предполагаемому контрагенту;
Ø Заключение сделки (прием распоряжения клиента, заключение договора);
Ø Постановка сделки (распоряжения, договора) на позицию по корсчету, проверка лимитов;
Ø Оформление платежных документов;
Ø Перечисление (получение средств) по сделке, договору, поручению;
Ø Бухгалтерское оформление и контроль прохождения сделки;
Ø Оформление документов дня;
Ø Составление отчетности;
Ø Проверка операции службой внутреннего контроля.