Принципы финансового права.
Рисунок 2. Понятие финансового права, его предмет и метод
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.
Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности методов его регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей.
Основной метод финансово-правового регулирования императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п.
Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
Рисунок 3. Принципы финансового права
В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.
1. Принцип приоритета публичных интересов, согласно которому в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагается использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.
2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).
3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы, согласно которому гарантируется единство экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств и единство финансовой политики, которая требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.).
4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности (определяется ст. 5 Конституции РФ), согласно которому в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ.
5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления (определяется Конституцией РФ ст. 12, 130-133), согласно которому эти органы самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в РФ, согласно которому РФ характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, и общей финансовой политике государства.
7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти , согласно которому определяются полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, согласно которой граждане РФ праве участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
9. Принцип гласности, согласно которому любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
10. Принцип плановости, согласно которому деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.