Методы оценки инфраструктурных активов
Методы оценки инфраструктурных активов очень разнообразны, поскольку инфраструктурные активы могут быть выражены как очень тонкими материями — например, философия управления, так и более ощутимыми – например, применение компьютерных систем (табл. 4.20).
Инфраструктурные активы | Обзор текущего состояния | Определение коэффициента окупаемости инвестиций | Анализ соответствия корпоративным целям | Анализ дополнительной ценности | Интервьюирование клиентов | Интервьюирование сотрудников | Оценка стандартов |
Философия управления | X | X | X | X | X | X | |
Корпоративная культура | X | X | X | X | X | X | |
Управленческие процессы | X | X | X | X | X | X | X |
Информационные | X | X | X | X | X | X | X |
• технологии | |||||||
• процессы | |||||||
Отношения с финансовы | X | X | X | X | X | X | |
ми кругами |
Таблица 4.20 |
Методы оценки человеческих активов
Как только слова «аттестация» или «оценка» звучат применительно к персоналу, страсти моментально накаляются до предела. Этот факт вызывает сожаление, и компании третьего тысячелетия должны изменить указанную негативную и бессмысленную ситуацию. Аудитор И К может взять на вооружение несколько методов, включающих интервьюирование, тестирование и аттестацию, выявление знаний, самооценку, оценку руководителем, оценку коллегами и составление послужного списка (табл. 4.21).
Пример. Аудитор проверил результаты аттестации одной женщины, работающей кассиром в банке на условиях неполного рабочего дня в течение уже более десяти лет. Были установлены различные критерии оценки: порядок на рабочем месте, внешность, следование «процедуре приветствия» каждого клиента (улыбнуться, посмотреть клиенту в глаза, обратиться к нему но имени). Послужной список этой служащей был идеален: она заботилась о своем внешнем виде, еженедельно посещала парикмахерскую, была опрятно одета и так далее. Она любила свою работу и выбрала ее по причине природной общительности — для нее это была работа с людьми, с клиентами. К ее аттестационному документу прилагался хороший письменный отзыв о работе, однако аттестационная оценка оказалась весьма посредственной. Когда аудитор поинтересовал-
Таблица 4.21
Методы оценки человеческих активов
Человеческие активы | Интервьюирование | Тестирование и аттестация | Выявление знаний | Самооценка | Оценка руководителем | Оценка коллегами | Составление послужного списка |
Образование | X | X | |||||
Профессиональная квалификация | X | X | X | X | X | ||
Связанные С работой знания | X | X | X | X | X | X | |
П рофесс иональный потен циал | X | X | |||||
Тин личности | X | X | |||||
Связанные с работой умения | X | X | X | X | X | X |
ся, что, по ее мнению, нужно сделать для улучшения своего результата, она не смогла ответить — это никогда не обсуждалось. Служащая понятия не имела, что ей следует делать для получения только высших баллов. Более того, ее никогда не привлекали к обсуждению работы ее менеджера или кого-либо из ее коллег. Окольными путями аудитору удалось выяснить точку зрения менеджера, который заявил о невозможности получения высшего балла любым из работающих неполный рабочий день, поскольку это якобы плохо отразится на занятых на полную ставку. Парадоксальный вывод она не получала хороших баллов за хорошую работу!
Интервьюирование
Проведение интервью с сотрудниками дает возможность узнать о характере и причинах их поведения, причинах их неудовлетворенности и т. д. Аудитору И К предстоит найти равновесие между потребностями организации и потребностями отдельных работников. В некоторых компаниях предпочитают заранее подготовить список вопросов для обсуждения в ходе интервью. Самое трудное в этой ситуации — убедить все участвующие стороны во взаимовыгодное™ процесса, а не просто его роли как механизма отыскания подходящею кандидата для карьерного роста Мы считаем работников ценным, но используемым не в полной мере активом. Здесь задача аудитора ИК сродни задаче в ситуации с рыночными и инфраструктурными активами помочь выявить и реализовать весь потенциал и все ценные качества актива. Это подразумевает, что процесс следует начинать с осознания потенциального вклада сотрудника в работу компании, даже если его способности выходят за рамки задач, определяемых его должностью.
Тестирование и аттестация
Тестирование и аттестация — это методы, позволяющие получить более подробную информацию о сотрудниках и их потенциале. Ныне действует множество компаний по предоставлению услуг такого рода, могущих даже научить других премудростям тестирования. Разработано большое количество тестов па выявление различных личностных и профессиональных качеств и тому подобных характеристик. Само тестирование следует проводить квалифицированными сотрудниками, но многие компании предлагают также обучающие программы для организаций, желающих иметь собственного эксперта в подобных вопросах.
Результаты тестов лучше доводить до сведения сотрудников. Наиболее подходит для этого свободное обсуждение, поскольку в нем проявляется тот факт, что нет правых и неправых, хороших и плохих, а есть только мы в нашей данности. Аудитору И К предстоит найти подтверждение тому, что работники используют все предоставленные возможности для внесения своего вклада в работу организации и что организация дает им широкий простор для проявления инициативы.
Выявление знаний
Выявление знаний — методика, отшлифованная в течение последнего двадцатилетия с целью фиксирования знаний индивида таким образом, чтобы их можно было передавать другим и в конечном итоге сохранять в базе знаний. За всем этим кроется идея воспроизведения человеческих знаний в областях, ранее не очень подходящих для их передачи по разным причинам: узкоспециализированного характера самих знании, нахождения их в стадии исчезновения, применимости только во враждебной человеку (по неэлектронному механизму) среде, например в открытом космосе, токсичной среде или на больших глубинах. Общее название, присвоенное этой области — управление знаниями — пришло из сферы создания искусственного интеллекта. Человек, занимающийся выявлением знаний, обычно использует специальную терминологическую систему, которая впоследствии способствует представлению этих знаний. Аудитору ИК надлежит выявить знания, носителями которых являются главные лица компании, и отыскать способ фиксирования и воспроизведения этих знаний таким образом, чтобы распространить их среди остальных работников. Условная схема процесса передачи знаний приведена на рис. 4.22.
Самооценка
Процесс оценки работника должен быть сбалансирован, поэтому мы предлагаем триединый процесс: самооценку, оценку руководителем и, там где это уместно, оценку коллегами. Самооценка дает работнику возможность оценить собственные достижения в выполнении работы, причем оценочные критерии могут быть разработаны совместно с самим работником. Всему процессу следует придать демократичность, что должно соответствовать корпоративной культуре организации.
Оценка руководителем
За самооценкой следует оценка со стороны руководителя, формирующаяся в ходе беседы с сотрудником. Трудно переоценить значение правильно выбранного тона таких бесед. Успех компании третьего тысячелетия будет зависеть от способности превратить такие встречи в процедуру взаимною узнавания, а не просто односторонней оценки. Такие встречи дают возможность воспользоваться профессиональной оценкой как поводом для расширения сферы деятельности сотрудника в организации, а также помощи в реализации его потенциала.
Оценка коллегами
Оценка коллегами важна при работе сотрудников в командах, а демократичная корпоративная культура характеризуется именно таким принципом организации работ. Особое внимание следует уделить прогрессивному методу организации — исполнению должностных обязанностей на расстоянии, а также влиянию, оказываемому им на производительность, передачу информации и т.д. В некоторых компаниях предпочитают проводить анонимную оценку коллегами, в других сообщают не только результат, но и его источник. Во многом это зависит от типа корпоративной культуры, но в любом случае отсутствие должного такта может стать источником неприятностей.