Тема 1 Роль торговли в системе маркетинга

Введение

«Маркетинг в торговле» - специальная дисциплина, призванная сформировать маркетинговое мышление при принятии решений в торговле.

Торговля представляет собой важнейший сектор экономики, претерпевающий динамичные изменения. Успешное развитие предприятий, работающих на рынке торговли уже невозможно без маркетинга, использование которого обусловлено историческими особенностями и отличается вполне конкретной спецификой.

Актуальность и значимость дисциплины объясняется необходимостью маркетинговой ориентации торговых предприятий в условиях рынка, реализации принципа суверенитета потребителя и изменения деятельности предприятий в сторону изучения и удовлетворения потребностей покупателей при условии обеспечения эффективности реализации товаров.

Цель курса лекций - раскрыть содержание маркетинга в системе управления торговым торговое предприятием, используемого в качестве инструмента в достижении общехозяйственных целей.

Курс лекций содержит основные разделы комплекса маркетинга в торговле и отражает его особенности.

Для успешного изучения дисциплины «Маркетинг в торговле» студенты должны иметь знания по экономической теории, психологии, социологии, статистике, основам маркетинга и менеджмента.

Содержание

Тема 1 Роль торговли в системе маркетинга………………………………………4

Тема 2 Сущность и особенности маркетинга в торговле…………………………

Тема 3 процесс управления маркетингом торгового предприятия………………

Тема 4 Товарная политика торгового предприятия……………………………….

Тема 5 Ценовая политика торгового предприятия…………………………………

Тема 6 Политика товародвижение и управление продажами в торговле …………

Тема 7 Коммуникационная политика торгового предприятия……………………

Тема 1 Роль торговли в системе маркетинга

Торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

К основным понятиям торговли относятся:

-оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

- стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;

- нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

-площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

- торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

- продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Исходными сведениями о процессе возникновения и развития торговли были сведения о немой торговле, встречающейся в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов. При этом способе торговли процесс заключался в следующем: представители из разных племен прибывали в заранее оговоренное место совершения обмена, где участники немой торговли выкладывали свой товар на определенное место, делали знаки и оставляли его. Через некоторое время возвращались и находили там нужный им для обмена товар, который лежал рядом с их товаром. Если товар нравился и полностью удовлетворял потребностям, продавцы забирали его, взамен оставляя свой товар, который изначально был предложен для немой торговли. Если торговцы не находили нужного для себя варианта обмена, они просто забирали назад свой товар. При данной форме торговых взаимоотношений их участники не видели друг друга и не общались между собой. С развитием общества торговля стала принимать другие виды и способы торговли стали совершенствоваться.

Первые упоминания о внутренних формах торговли относятся к 8-9 веку.

В 9 веке в Киевской Руси с возникновением товарно-денежных отношений развитие торговли ускорилось. Внутреннюю торговлю вели чаще всего без посредников сами производители, внешнюю – купцы.

Следующий этап становления торговли можно отнести к 12 веку. Обозначилось проявление первой специализации в торговле.

После принятия христианства, торговые операции стали проводить под покровительством церкви и в непосредственной близости от нее. Духовенство хранило в церквях меры и весы. Там же устанавливались особые лари, в которых хранились торговые договора, записки и книги для закрепления торговых сделок, подвальные помещения служили местом хранения товара.

Начиная со второй половины 14 века происходит регламентация коммерции.

С15-16 вв. интенсифицируется внутренняя и внешняя торговля между государствами. Развивается ярмарочная, передвижная торговля и разностной торг, которым занимались скупщики, прасолы, коробейники и т.п.

К началу 17 века обозначились четкие тенденции в развитии торговли:

-специализация торговли;

-разделение торговли на опт и розницу;

-большое количество торговых мест и их разнообразие;

-концентрация торговли в определенных местах по ассортиментному профилю;

-разделение торговли на сезонную (эпизодическую) и постоянную.

Во второй половине 17 века появились торговые компании.

Во 2-й половине 18 века возникли первые торговые дома.

В 19 веке возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля. Вступление в стадию империализма вызвало дальнейший рост торговли и ее концентрацию в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, появилась кооперативная торговля.

В процессе развития социалистической экономики к середине 20 века в СССР были созданы и получили развитие 3 формы внутренней торговли: государственная; кооперативная и колхозная.

Развитие торговли и улучшение обслуживания населения неразрывно связаны с созданием материально-технической базы, внедрением более совершенных видов торгового оборудования и технологических процессов, а также дальнейшим совершенствованием методов повышения эффективности торговли. Увеличивается сеть специализированных магазинов. Строятся крупные универсальные магазины по продаже товаров повседневного спроса (универсамы), создаются крупные складские хозяйства, холодильники, плодо-овощные базы и комбинаты.

В конце 20 века и начале 21 в связи с социально-политическими изменениями в жизни, торговля претерпевает немалые изменения и получает толчок к активному развитию в связи с переходом на рыночные отношения. Появление частного, развитие малого и среднего бизнеса также благоприятствуют расширению значения сферы торговли и услуг, а также их совершенствованию.

Появляются новые экономические модели и способы повышения эффективности коммерческой деятельности, заимствованные из-за рубежа. К 2005 году слово ритейл используется для указания крупного бизнеса, основанного на розничной торговле.

В торговле ритейл покупает товары или продукты оптом у производителей или импортеров, а затем продает в розницу конечному пользователю. Магазины находятся в конце цепочки.

Маркетологи производителей товаров стали рассматривать его как необходимую составную часть их общей стратегии распределения. В это же время стали появляться формы торговли по каталогам, интернету. Появились различные методы привлечения и охват различных сегментов потребителей с помощью рекламы и различных акций, основанные на современной науке влияния на повышение эффективности в коммерческой деятельности – маркетинге.

На сегодняшний момент трудно представить себе серьезную производственную или коммерческую фирму, осуществляющую торговую деятельность, которая бы не имела в своей структуре маркетинговый отдел или отрицала эффективное использование методов и стратегии маркетинга.

Структура торговли в РБ


Тема 1 Роль торговли в системе маркетинга - student2.ru

Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием. Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно.

Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.

На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:

1 интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

2 оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

3 организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Микроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

- функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;

- функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

- функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

- функция сглаживания цен;

- функция хранения;

- функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

- функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

- функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

- традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка)

- новые – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:

- Подсортировка товаров, их комплектация;

- Дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.

Таким образом, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Указанные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, то есть обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения раннее нетрадиционных для них задач, Возникающих под влиянием требований рынка.

В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.

Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функции оптовой торговли в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

Среди основных задач, которые должна решать оптовая торговля, на первый план выступают следующие:

1) сбор и создание банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

2) размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;

3) своевременное, ритмичное, качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

4) формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

5) внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

6) широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;

7) получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Решая эти задачи развития оптовой торговли, ее проводники выполняют определенный комплекс взаимосвязанных функций, и прежде всего:

- Определяют возникновение потребности, спросы, заказы потребителей, то есть организуют и проводят большую работу по формированию портфеля заказов;

- Подготавливают, организуют и осуществляют комплекс рекламных, консультативных, логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;

- Осуществляют погрузо-разгрузочные работы с последующей транспортировкой товаров, их установкой, наладкой, сервисным послепродажным обслуживанием конечных покупателей;

- Разрабатывают и внедряют систему мер, направленную на наиболее радикальное, качественное, экономичное обслуживание потребителей, на каждом этапе сложного процесса оптовой торговли.

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования с целью получения прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004г. № 384.

При этом любая коммерческая операция должна обеспечивать предельно возможный уровень рентабельности; минимальный торговый риск; укрепление положения торгового предприятия на рынке и рост доверия к нему со стороны деловых партнеров.\

Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.

Продажа товаров является заключительным этапом коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий и осуществляется различными методами:

Методы продажи товаров – это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
Традиционный метод розничной продажи (через прилавок) – метод розничной продажи товара, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, возврат товара.

Важнейшими факторами, определяющими уровень культуры торговли, являются квалификация продавца, глубокое знание психологии покупателей, умение вежливо, предупредительно обслуживать покупателя.
Самообслуживание – метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета. Метод самообслуживания относят к прогрессивным методам продажи товаров.

Различают полное и частичное самообслуживание.
- Полное самообслуживание – продажа всех товаров по методу самообслуживания.
- Частичное самообслуживание – некоторые товары продают в отделе непосредственно продавцы.

Магазин самообслуживания – магазин, в котором удельный вес товаров, реализуемых методом самообслуживания, составляет не менее 70% товарооборота.

Этот метод имеет преимущества в том, что затраты времени покупателей на покупку сокращаются на 30-50%, в 1,5-2 раза увеличивается пропускная способность магазинов.

При рациональной организации торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания производительность труда повышается примерно на 15-20%, улучшается использование материально-технической базы, а также снижаются издержки обращения на 10-15%.

Продажа товаров по заказам – метод розничной продажи товаров, основанных на предварительном заказе покупателем необходимых товаров в розничных торговых объектах и получении их в определенном месте и в оговоренное время. Покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом товаров, пунктах приема и выдачи заказов в промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.

Преимущества такого метода: данный метод эффективен при продаже товаров со сложным ассортиментом.

Продажа товаров по образцам – метод розничной продажи, основанной на выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих образцам товаров с возможной доставкой на дом (по желанию покупателя). При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов.

Главное преимущество: на сравнительно небольшой площади торгового зала (по сравнению с магазином самообслуживания) можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров.

Продажа товаров с открытой выкладкой – метод розничной продажи, при котором товары выложены в торговом зале и к ним имеется свободный доступ. При этом методе ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом товаров осуществляется самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация, упаковка и отпуск товаров производится продавцом.

Этот метод находится по преимуществам и недостаткам как бы между самообслуживанием и традиционным методом. Здесь покупатель достаточно самостоятелен, в то же время, при необходимости он может обратиться к консультанту-продавцу.

Продажа товаров через торговые автоматы – одно из важнейших направлений технического прогресса в торговле.

Торговые автоматы в подавляющем большинстве дают не экономический, а социальный эффект, проявляющийся в экономии времени покупателей, облегчении условий работы, устранении трудоемких процессов.

Электронная торговля («виртуальный магазин») – новый вид внемагазинной торговли. При этом методе продажи товаров покупатель с помощью персонального компьютера может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек. Преимущество: удобство.

Консультативная продажа – покупателей обслуживает продавец, являющийся консультантом. Главное преимущество: высокий профессионализм продавца.

Парадоксальная (групповая) продажа – данная форма продажи основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, разделения общих точек зрения. Продавец выполняет роль хозяина (хозяйки).

Розничные продажи могут различаться и по формам:

1 Мелкорозничная торговля – активная форма предложения товаров повседневного и наиболее частого спроса и оказания услуг вне магазина. Возможность ее быстрого развертывания и перемещения, т.е. высокая подвижность, представляет большие удобства для организации сезонной торговли овощами и фруктами, мороженым, табачными изделиями, сувенирами, печатными изданиями, цветами и т.п.

2 Развозная торговля – форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей товаров с передвижных средств. Это одна из вспомогательных форм торгового обслуживания. Например, в системе потребительской кооперации используется продажа товаров через автомагазины, судномагазины и разноски.

3 Посылочная торговля – форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей с использованием почтовых каналов для сбора заказов и доставкой проданных товаров в определенное место.

4 Продажа по телефону – форма организации розничной торговли, характеризующаяся уценкой стоимости находящихся в продаже товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, но пригодные к использованию. Уценке подлежат товары морально устаревшие, вышедшие из моды, частично потерявшие качество, но пригодные к использованию. Уценка производится за счет средств, предусмотренных в договорах поставки, фонда риса или за счет прибыли торговых предприятий.

5 Распродажа – форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей товаров к определенным датам (праздникам, началу или окончанию сезона) на льготных условиях в течение ограниченного срока.

6 Сезонный базар (ярмарка) – форма организации торговли товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, характеризуется проведением к определенной дате (сезону) и в определенном месте. Ярмарки приурочиваются к праздничным и знаменательным датам, началу или окончанию сезонов. Базары организуются для продажи определенных групп товаров перед общими праздниками, с учетом основного фактора (елочные базары – перед новогодними праздниками, школьные – перед началом учебного года и т.д.).

7 Выставка-продажа – форма организации розничной торговли, характеризующаяся предварительной демонстрацией и последующей продажей определенных товаров. Выставки-продажи организуются в целях пропагандирования товаров определенного поставщика или однородных товаров разных поставщиков.

8 Фирменная торговля – организация розничной торговли в розничных магазинах.

9 Комиссионная торговля – форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей принятых от населения на комиссию непродовольственных товаров как новых, так и бывших в употреблении.

10 Продажа товаров на комиссионных началах представляет собой форму организации розничной торговли, характеризующуюся продажей принятых на комиссию как новых, так и бывших в употреблении товаров, но не требующих ремонта, чистых в санитарном отношении, безопасных для жизни и здоровья граждан.

11 Продажа по подписке – данная форма продажи применяется преимущественно при торговле книгами и журналами. В данном случае покупатель вносит денежный аванс как гарантию выкупа всего комплекта подписки.

Торговые предприятияможно разделить на следующие виды:

Торговый центр - это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с общей концепцией. Торговый центр расположен в специально спланированном здании (или комплексе зданий), находящемся в профессиональном управлении и поддерживаемом в виде одной функциональной единицы. Торговые центры различают:

- микрорайонные

- районные

- окружные

- региональные

- суперрегиональные

Площадь торговых центров варьируется от 1000 кв.м. до 100 000 кв.м.

Молл (от английского "mall" - аллея) - вариант торгового центра, большая, обычно, крытая территория, на которой расположено множество торговых предприятий и не разрешается въезд автомобилей. Основу молла, как правило, составляет ряд крупных магазинов, называемых якорями. Они соединены между собой крытыми галереями, в которых располагается множество небольших магазинов, ресторанов, кафе, парикмахерских, химчисток, кинотеатров. Галереи замкнуты в кольцо, по которому проходит покупатель.

Фуд-корт или ресторанный дворик - специальная часть торгового центра, в которой расположены несколько кафе, заведений фаст-фуд и ресторанов. Наличие фуд-кортов в современных торговых центрах становится обязательным и само собой разумеющимся. Фуд-корт является инструментом, способным провести покупателя через всю торговую галерею. Для этого фуд-корты располагают, как правило, на последнем этаже, куда покупатель может добраться, мотивируя иногда лишь желанием перекусить. Количество операторов фуд-корта зависит от размеров торгового центра и его месторасположения.

Гипермаркет - очень большой продовольственный и универсальный магазин с площадью зала от 3 000 кв.м. и площадью склада от 1 000 кв.м. В гипермаркете обычно 75% от торговой площади отводят для общих товаров. При этом доля продовольствия в общем объеме продаж составляет 60%. Гипермаркет обладает рядом особенностей:

· специальная ценовая политика

· большое количество собственных производственных цехов

· широкий ассортимент продукции, содержащий 30 000 - 55 000 позиций

· до 10 000 покупок в день

· месячный оборот около $7 000 000

· комплексные системы управления торговым залом, включающие 25 - 40 кассовых узлов

· персонал численностью около 900 человек

Супермаркет - магазин самообслуживания, предлагающий полный ассортимент бакалейных и мясных продуктов, площадью от 400 до 1500 кв.м. Складские помещения супермаркета занимают от 250 до 600 кв.м. Особенности супермаркета:

· уровень цен держится выше среднего

· имеются собственные производственные цеха

· ассортимент продукции состоит из 4 000 - 15 000 позиций

· в день совершается 1 200 - 2 300 покупок

· месячный оборот $500 000 - $1 200 000

· кассовая линия, состоящая из 5 - 16 аппаратов, управляется фронт-офисной системой

· численность персонала от 50 до 200 человек

Супермаркет класса премиум - супермаркет с очень высоким уровнем сервиса, торгующий расширенным ассортиментом деликатесов.

Гастрономический бутик - небольшой магазин изысканных деликатесов. Как правило, гастрономический бутик расположен вместе с одноименным рестораном.

Универсам - универсальный продуктовый магазин площадью более 500 кв.м., в котором можно купить все необходимые продукты. Основной вариант советского продуктового магазина. Непродовольственные товары в таких магазинах практически отсутствуют. Универсамы строились в густонаселенных районах крупных городов. Торговля в них осуществлялась через прилавок: покупатели сначала выбирают продукты у прилавка, затем оплачивают товар в кассе, получают чек и в обмен на чек получают товар у прилавка. Сейчас такая форма расчета практически отсутствует, подобные магазины перепрофилируют в формат супермаркета, как более успешного.

Гастроном - торгующий через прилавок продуктовый магазин площадью менее 500 кв.м. Гастрономы составляли вторую основную форму розничной торговли продуктами в советское время. Торговля осуществляется так же, как и в универсаме. Иногда кассовые аппараты устанавливаются в каждом отделе.

Дискаунтер или магазин-склад (warehouse) - магазин с низкой наценкой, предлагающий более низкий уровень обслуживания, с минимальным дизайном, и с рациональным размещением товаров, с агрессивной ценовой политикой. Различают мягкий дискаунт, жесткий дискаунт и cash & carry.

Мягкий дискаунтер - магазин самообслуживания с уровнем цен ниже среднего. Площадь торгового зала составляет от 450 кв.м. до 800 кв.м. Склад занимает 100 - 250 кв.м. Характеристики:

· отсутствуют собственные производственные цеха

· количество позиций в ассортименте: 1 000 - 1 500

· в день совершается 1 000 - 2 500 покупок

· месячный оборот $250 000 - $400 000

· кассовая линия содержит 5 - 10 аппаратов

· численность персонала 30 - 35 человек

Жесткий дискаунтер - магазин самообслуживания с низким уровнем цен, с площадью торгового зала от 300 кв.м. до 600 кв.м. и складом 100 - 200 кв.м. Характеристики:

· отсутствуют собственные производственные цеха

· количество позиций в ассортименте: 900 - 1 200

· в день совершается 1 200 - 2 700 покупок

· месячный оборот $120 000 - $270 000

· в зале установлено 2 - 6 кассовых аппаратов

· численность персонала 25 - 30 человек

Cash & Carry - магазин дискаунтер с показателями по ассортименту, количеству покупок за день, месячному обороту, инфраструктуре и персоналу схожими с аналогичными показателями у гипермаркета. Многие товары могут продаваться только мелкооптовыми партиями.

Минимаркет - магазин самообслуживания с площадью 200 - 600 кв.м. и 2 - 4 кассовыми аппаратами. Может совмещать в себе особенности супермаркета и дискаунтера.

Удобный магазин (convenience store) или "соседний" магазин (neighbourhood store) или "магазин у дома" - магазин самообслуживания или торгующий через прилавок с площадью 150 - 350 кв.м., который предлагает отработанный ассортимент товаров повседневного спроса. Часто работает по расписанию "севен-илевен", т.е. с 7 утра до 11 вечера, или даже 24/7, то есть круглосуточно без выходных и даже по праздникам. Клиенты минимаркета - жители окрестных домов. Ассортимент удобного магазина включает в себя около 4 000 продуктов, в том числе вино-водочные изделия, бакалейные товары и сыро-молочные продукты, и порядка 1 000 сопутствующих товаров. Характеризуется высоким уровнем обслуживания и тем, что многих покупателей продавцы знают по именам.

Магазин при АЗС (petroleum based store) - это магазин при автозаправочной станции, совмещающий в себе продуктовый магазин формата "удобный" и магазин по продаже автомобильных запчастей, аксессуаров и моторных масел.

Специализированные магазины - небольшие магазины, площадью 150 - 350 кв.м., торгующие продукцией одной категории. К специализированным магазинам относятся: булочные, "Молоко", "Сыр", "Овощи фрукты", "Вино". В настоящее время количество специализированных магазинов стремится к нулю, так как они повсеместно проигрывают в конкуренции с многопрофильными "соседними магазинами". Исключение составляют специализированные магазины, торгующие вином и другими спиртными напитками.

Интернет-магазин - Интернет-оператор при супермаркете, использующий Интернет как первичное средство принятия заказов на продукты питания для доставки на дом или в офис.

Оптово-розничный рынок - рынок, продающий главным образом продукты длительного хранения как розничным, так и оптовым покупателям. Состоит из контейнеров и киосков. Число контейнеров на рынке может достигать 600.

Торговый павильон - закрытая торговая точка, собранная из готовых конструкций, с входом для покупателей. Павильон имеет площадь от 20 кв.м. до 60 кв.м. Основной ассортимент продукции включает напитки, кондитерские изделия и ряд других товаров широкого спроса.

Торговый киоск - стационарная торговая точка, площадью не более 10 кв.м. Киоски, как правило, расположены возле станций метро и остановок наземного общественного транспорта. Торговля в киосках осуществляется через окно.

Тонар - то же, что и киоск, только снабжен колесами. За счет этого обладает большой мобильностью

Для таких объектов как рынки, магазины, супермаркеты и гипермаркеты основной угрозой является большое количество денег и «легкодоступного» товара, и решения безопасности ориентированы на ее ликвидацию.

Современные торговые предприятия представляют собой технологически сложный механизм, особенно если речь идет о сетевых структурах, имеющих в своей цепочке товародвижения распределительные центры.

Торговая марка «HoReCa» появилась на белорусском рынке несколько позже, чем наши программные продукты. Разработанные нами системы автоматизации ресторанного бизнеса хорошо известны под названиями «Рестораторъ» и «Скатерть-самобранка». Созданное нами программное обеспечение наиболее полно учитывает специфику и традиции ведения ресторанного бизнеса в Беларуси.

Важнейшей задачей охранной организации, в данном случае, является предотвращение краж и хищений товара на всех звеньях цепочки товародвижения – от распредцетра до склада магазина, от склада магазина до полки торгового зала, от полки до кассы и от кассы до выхода из магазина. В данном случае комплекс охраны включает технические, инженерные и программные средства, а также работу сотрудников охраны. В рамках решения данной задачи охрана осуществляет следующие действия:

· контроль и регистрация погрузки-выгрузки товара на распредцентрах и магазинах, в том числе с помощью видеонаблюдения;

· контроль за выгрузкой товара в зал, проверка внутренних накладных;

· контроль за покупателями и торговым персоналом в залах с целью предотвращения хищений товара и личных вещей посетителей, порчи имущества;

· контроль за работой кассиров, с целью выявления мошенничества: выдачи неоплаченного товара, необоснованное предоставление скидок, ложные возвраты товара, махинации с кредитными картами клиентов, продажа без использования сканера и пр.

Помимо этого служба охраны на объектах торговли решает такие задачи как:

· контроль за обстановкой на прилегающих территориях: обеспечение безопасности транспортных средств на автостоянке магазина, предупреждение конфликтных и опасных ситуаций, предотвращение вывоза покупательских тележек;

· содействие поддержанию общественного порядка;

· профилактика и предотвращение террористических и диверсионных актов;

· оказание помощи при чрезвычайных ситуациях.

Основными показателями торгового предприятия являются

-ценообразование: Процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

-цена: Денежная оценка стоимости единицы товара.

- оптовая цена (отпускная цена): Цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

- закупочная цена: Цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

- розничная цена: Цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.

- торговая надбавка (торговая наценка; торговая накидка): Элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.

-торговая скидка: Скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

- свободная цена: Цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

-регулируемая цена: Цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

-фиксированная цена: Регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

-предельная цена: Регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами .

- товарооборот (объем продаж): Объем продажи товаров и оказание услуг в денежном выражении за определенный период времени.

-розничный товарооборот (розничные продажи): Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования.

- оптовый товарооборот (оптовые продажи): Объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

-товарная структура товарооборота ( ассортиментная структура товарооборота): Соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

-товарные запасы: Количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся на торговых объектах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.

-товарные запасы текущего хранения: Запасы товаров, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли.

-товарные запасы в днях оборота ( уровень товарных запасов): Относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли имеется товарных запасов. обеспеченность товарными запасами: Величина товарных запасов на определенную дату в сумме и днях оборота.

- товарооборачиваемость: Время обращения среднего товарного запаса за определенный период.

- норматив товарных запасов ( норма товарных запасов): Оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

-товарные потери: Потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

- естественная убыль: Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара.Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.

-нормы естественной убыли: Предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.

-издержки обращения (торговые издержки): Денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.

-затраты в торговле ( экономические издержки в торговле): Денежная оценка суммарной величины затрат как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе.

Наши рекомендации