Перспективы и проблемы применения пластиковых карт в России

Проблемы

Кризис отразился на всех отраслях российской экономике. Российская банковская система одна из первых ощутила на себе влияние кризиса, однако, благодаря активной политике ЦБ РФ и беспрецедентной государственной поддержке массовых банкротств удалось избежать. Выживая в тяжелых макроэкономических условиях, большинство банков демонстрируют снижение основных показателей деятельности. В частности, прибыль по банковской системе, согласно данным ЦБ РФ, с августа 2009 по март 2010 года сократилась более чем в 7 раз, до 66,1 млрд руб. Характерно, что сокращение прибыли банков объясняется не только экономическим кризисом, ухудшением финансового состояния заемщиков (как предприятий, так и населения), но и возросшими отчислениями банков на страховые резервы по возможным потерям по ссудам, обусловленными снижением качества кредитных портфелей.

Очевидно, что в целом по России спрос на стандартные массовые розничные продукты изменился незначительно. В апреле 2010 года на прежнем докризисном уровне стабилизировались доля заемщиков, пользующихся пластиковыми картами для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.д., а так же дебетовыми картами, полученными при открытии счета в банке. Таким образом, результаты исследования отразили стабильность спроса населения на массовые банковские продукты. Наиболее востребованными как в докризисный, так и кризисный период остаются карточные продукты.

В последнее время участились случаи преступности с банковскими пластиковыми картами.

Практика расследования, совершенных в сфере оборота свидетельствует о ежегодном росте их количества. В 2010 году зарегистрировано 6008 преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, для сравнения в 2009 году зарегистрировано 4587 аналогичных преступлений. Таким образом, прирост преступлений в данной сфере составил свыше 30%. В действительности сложно представить, что при таком широком распространении банковских платежных продуктов с их помощью было совершенно всего лишь чуть более трехсот хищений. Так, в 2010 году в России в сфере оборота банковских карт убытки составили свыше 250 млн рублей, что на 66% больше, чем в 2009 году.[1] Наибольшее число зарегистрированных преступлений, связанных с изготовлением платежных карт и платежных документов, на тот период было отмечено в Ростовской области – 659 (+99,7% по сравнению с 2006 г.), Хабаровском крае – 574 (+100%), Волгоградской области – 226 (+20,6%) и г.Москва – 137 (+407,4%).

Казалось бы, очевидно, что предметом данного преступления являются:

· кредитные карты;

· расчетные карты;

· иные платежные документы.

В действительности же карты никаким платежными документами не являются. Если посмотреть нормативные документы Центрального Банка России, то банковская карта определяется как инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами операций с денежными средствами. То есть собственно кредитная или расчетная карта – это не платежный инструмент. Карта является лишь средством, инструментом осуществления безналичных расчетов (то есть идентификационной картой – средством идентификации самой карты, держателя карты, а в случае необходимости и хоста в рамках той или иной платежной системы).

Дело в том, что можно изготовить поддельную кредитную или расчетную карту, подлинного аналога которой не существует, но с помощью такой карты можно совершить операцию оплаты. Аналогичная ситуация возможна и с поддельными кредитными и расчетными картами.

Таким образом, поддельная кредитная или расчетная карта это не только копия или имитация подлинной платежной карты, которая связана с банковского счета, каким-либо кредитным договором или с договором банковского счета, но и любая карта, которая может быть использована в технологии функционирования платежной системы в качестве кредитной или расчетной.
Ограничения преступный деяний, заключающихся во введении в законный оборот поддельных платежных карт, от кражи и мошенничества происходит по объекту и моменту окончания преступления.

Полагаю, что принятие предполагаемых изменений будут соответствовать потребностям правоприменительной практики, позволит сконцентрировать усилия органов предварительного следствия на расследования данной категории преступлений, а также повысить эффективность работы по их раскрытию и расследованию.

Преступлений в этой сфере действительно все больше. Например, злоумышленники устанавливают на банкомат специальное устройство – скиммер (от английского skim – "снимать"), при помощи которого считывается информация с магнитной ленты карты. Видеокамера же позволяет увидеть набираемый пин-код. Потом делается дубликат, и наши деньги становятся чужими. Эксперты говорят, что вернуть их потом практически невозможно. Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности.
К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН[2] доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. И четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Уже в отдельных регионах получили широкое распространение карты с микропроцессором (смарт-карты), количество которых за 2010 год возросло на 43% и составило на конец 2010 года более 6 млн. карт.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт. Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды. Таким Образом, в целом спектр предлагаемых банками карточек достаточно широк. Крупнейшие российские банки ведут свою деятельность по предоставлению карточек.

Многие банки предпочитают диверсифицировать свою деятельность и сочетают выпуск международных карточек с членством в российских платежных системах. Карточки международных платежных систем имеют пока неоспоримое преимущество перед российскими, так как их принимают по всему миру. Несомненно, что в России такие карточки имеют устойчивых потребителей среди организаций и граждан, часто выезжающих за границу.

Карточки российских систем работают пока лишь в пределах страны, однако, учитывая небольшой срок их существования и темпы развития, можно предположить, что выход на мировой уровень – дело времени. С другой стороны, даже выход карточек на бескрайние просторы России, когда их владелец получит возможность с помощью одной карточки оплатить билет, допустим, из Владивостока в Москву, а в столице с ее же помощью рассчитаться за покупки, будет означать высокий уровень развития карточной системы. И надеяться на то, что этот уровень вполне достижим, позволяет бурная деятельность действующих российских платежных систем.

3.2 Перспективы

Использование пластиковых карт как средства платежа прочно входит как в хозяйственный оборот организаций и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц.

Безналичная форма расчетов позволяет более оперативно проводить платежи. Однако рост безналичных расчетов с использованием банковских карт сдерживают такие факторы, как отсутствие четкой нормативно-правовой базы, которая позволяла бы с однозначной уверенностью использовать данную форму расчета в практике, а также сложившееся мнение, что взаимоотношения с банком требуют большого количества бумаг и времени [6].

Общие положения, касающиеся выпуска банковских карт, изложены в Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденном ЦБ РФ от 24.12.2004 г. № 266-П. Согласно этому Положению различают три вида банковских (платежных) карт: расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные.

Расчеты по данному виду карт осуществляются в пределах расходного лимита (который устанавливает банк - эмитент карты). Расчеты могут осуществляться за счет собственных средств клиента, находящихся на его счете в банке, и (или) за счет кредита, предоставленного клиенту банком - эмитентом банковской карты на основании договора банковского счета при условии недостаточности или отсутствия собственных денежных средств на счете клиента.

Другими словами, расчетная (дебетовая карта) предоставляет своему держателю право осуществлять расходы за счет средств, находящихся на его банковском счете, а в случае недостаточности таких средств - за счет овердрафтного кредита банка. Чтобы получить такую карту, клиент должен заключить с банком-эмитентом договор банковского счета, в котором необходимо указать условия предоставления овердрафта и порядка расчета по нему. Отношения овердрафта в нашей стране пока законодательно не урегулированы. В общем порядке к нему применяются положения главы 42 ГК РФ [1].

Расчетная банковская карта с условием предоставления овердрафта, как правило, предусматривает так называемый грейс-период, в течение которого банк не взимает проценты за пользование денежными средствами.

В соответствии с Порядком эмиссии банковских карт кредитная карта предусматривает расчеты держателя карты за счет предоставляемого банком-эмитентом кредита. При этом она может выпускаться как при наличии банковского счета клиента, так и без его наличия. В таком случае отношения между банком и клиентом регулируются кредитным договором, в котором прописываются условия предоставления кредита и порядок расчетов по нему. При предоставлении кредитной карты клиенту без открытия банковского счета документами, подтверждающими оплату использования заемных средств, будут являться либо реестр платежей, либо электронный журнал.

В случае с предоплаченной картой расчеты по ней осуществляет банк-эмитент от своего имени, а у держателя карты существует право требования оплаты [3, с. 14].

Несмотря на все внешнее техническое своеобразие расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт, возникающие в этом процессе отношения весьма близки к тем, что складываются в ходе расчетов чеками.

Разница заключается лишь в том, что кредитная карта позволяет создать обязательство банка-плательщика (эмитента) непосредственно перед получателем платежа (лицом, в пользу которого составлен и подписан слип с электронного образа кредитной карты) - лицом, статус которого аналогичен чекодержателю, чего не позволяет сделать чек. Это становится возможным благодаря оперативной (с юридической точки зрения - мгновенной) передаче сведений об изменении состояния СКС в результате каждого акта распоряжения картой; информация же о выдаче бумажных чеков поступит к банку-плательщику не ранее, чем по их предъявлении держателями. Электронные расчеты позволяют, следовательно, обеспечить депонирование (бронирование, обособление) средств на СКС в такой сумме, которая необходима для производства каждой расчетной операции [4, с. 28].

По этой же причине становится возможным отказаться от принципа «один счет - одна чековая книжка», безусловно, необходимого в чековом праве; электронный способ передачи данных о расчетных операциях позволяет совершать операции с использованием нескольких карт по одному счету [2, п. 2.1], равно как и с использованием одной карты для обслуживания нескольких счетов [2, п. 2.2].

В начале 21 века россияне впервые столкнулись с предоплаченными картами как таковыми. Это были «скрейч-карты» для пополнения счета мобильного телефона. Сейчас таких карт практически не осталось – их заменили пункты приема платежей, банкоматы, устройства самообслуживания, которых на сегодняшний день на рынке тысячи и тысячи.

Благодаря своим отличиям от рядовых дебетовых или кредитных карт, предоплаченная карта – это очень интересный и перспективный продукт для кредитных организаций, позволяющий получать доходы на тех сегментах рынка, к которым банки и не знали, как подступиться.

По данным Агентства финансовой информации «М3-медиа»: «Согласно прогнозам аналитиков, расходы по предоплаченным картам в Европе вырастут к концу 2010 года до 164 млрд. долларов США. Прогноз основан на данных нового исследования, которое провела Бостонская Консалтинговая Группа (Boston Consulting Group, BCG) [16].

По результатам этого исследования самым большим единым рынком Европы по предоплаченным картам станет Великобритания. В то же время наибольший рост расходов по предоплаченным картам относительно общих расходов по платежным картам ожидается в России и Польше.

Лидирующая роль в развитии сегмента предоплаченных карт в Европе отводится использованию карт для выплат государственных льгот лицам, не имеющим банковских счетов, а так же использованию таких карт частными лицами в качестве подарков.

По данным BCG, прогнозируемая суммарная цифра расходов по предоплаченным картам в Европе составит 164 млрд. долларов, что составит 25,4% от всей предполагаемой суммы расходов по этим картам во всем мире (645 млрд. долларов). Это не только поставит европейский рынок предоплаченных карт позади США (296 млрд. долларов или 45,9% от общей суммы расходов в мире), но позволит обогнать Японию (59 млрд. долларов или 9,1%). По прогнозам BCG в России ожидаемая цифра расходов по картам предоплаты составит 23 млрд. долларов [16].

Результаты исследования демонстрируют, что одним из ключевых факторов роста расходов по предоплаченным картам станут государственные программы.

Предоплаченные карты не только исключают наличные средства из системы расчетов, но и позволяют убедиться в том, что платежи доходят до тех, кому они предназначены. И, таким образом, помогают снизить уровень мошенничества по программам социального обеспечения.

В России к концу 2010 года 23,2% всех расходов правительства на пособия (13 млрд. долларов) будут осуществляться через предоплаченные карты» [16].

Понадобиться массовая эмиссия банковских предоплаченных карт может быть использована для путешествий, при начислении зарплаты, для использования подростками, школьниками и студентами.

Однако все эти виды карт, в основном, предлагаемые международными платежными системами, имеют существенный недостаток – для решения задач, которые стоят перед банками и потребителями, последние могут использовать обычные расчетные карты.

Платежная система «Золотая Корона» дает возможность банкам-участникам Системы эмитировать предоплаченные карты, как в электронном, так и в традиционном виде (магнитные или микропроцессорные карты).

Каждый из видов предоплаченных карт решает различные задачи, помогая занять Банку новые ниши в розничных сегментах за счет высококонкурентных и, в то же время, простых технологий [18].

Российская платежная система «Золотая Корона» была создана в конце 1994 года в Новосибирском Академгородке. Основная ставка делалась на высокотехнологичные микропроцессорные карты, которые обеспечивают полную безопасность и возможность работы без подключения к Интернету [16]. Электронные предоплаченные карты можно использовать для гашения кредитов. На конец 2006 года банки выдали населению в качестве кредитов 2,148 млрд. руб. В 2007 году, объем кредитов, выданных населению, составил 9% от внутреннего валового продукта, в 2009 году превысил 10% ВВП. Поэтому все более актуальной становится проблема удобства гашения этих ссуд для клиентов и отсутствия просрочки для банков.

Проблема роста рисков при кредитовании населения остается актуальной.

В России в 2005 году рост задолженности составлял 1,9%, в 2006 году доля просроченных кредитов физических лиц достигла величины 2,7%, к концу 2010 года рост задолженности прогнозируется в пределах 4,5- 4,8% (рисунок 4).

В исследовании «Российские банки в розничном бизнесе», проведенном агентством «РусРейтинг», говорится о том, что уровень просроченной задолженности у банков различается от 28% в сегменте экспресс-кредитования до 1% в сегменте долгосрочного кредитования в валюте.

При этом объем просроченной задолженности у банков по розничным кредитам вырос за первое полугодие 2009 года более чем на 40% и превысил 63 млрд. рублей. Объем невозврата кредитов, выданных по пластиковым картам, вырос с начала 2009 года в два раза и составляет сегодня не менее 14%.

Аналитики видят причины роста просроченной задолженности не только финансово-экономическом кризисе, но и в невнимательности банков к каналам погашения кредитов.

Федеральные банки-лидеры потребительского кредитования обеспечили только инфраструктуру для выдачи кредитов – максимально приблизив ее к клиенту, но не создали достаточно широкой сети для гашения кредитов.

Соответственно, они вынуждены пользоваться услугами различных сторонних организаций (почта, другие кредитные учреждения, которые заинтересованы в получении постоянного безрискового дохода). В результате население получило неудобный процесс гашения кредитов, а очереди в офисах банков не стимулируют клиентов к своевременному погашению обязательств перед кредитными организациями [18].

Банкам необходимо помнить, что, расплатившись с одним кредитом, добросовестный заемщик (а именно он представляет ценность для коммерческих банков) будет выбирать банк-кредитор по ряду критериев, среди которых неизбежно окажется: репутация банка-кредитора, качество услуг, ясное и понятное сопровождение кредита, предоставляемые возможности по погашению кредита – доступность и оперативность.

Совершенно очевидно, что клиент обратиться в этот же банк за повторным кредитом, если все вышеперечисленные факторы полностью его устроят.

Таким образом, задача снижения просроченной задолженности, которая влияет и на снижение сумм, отвлекаемых для размещения в качестве резерва на возможные потери по ссудам (РВПС), очень остро стоит перед банками.

Несмотря на это банковские карты - один из наиболее привлекательных сегментов рынка банковских розничных услуг - на протяжении последних лет демонстрируют динамичный рост по всем показателям, на сегодняшний день в России на одного жителя приходится менее одной банковской пластиковой карты, в то время как средний мировой показатель - более трех.

Как свидетельствуют данные исследования Business-Vision «Поведение потребителей на рынке банковских пластиковых карт», только треть населения России (35%) пользуется банковскими картами [30, с. 25].

В карточном профит-центре, как и в любом бизнесе, одним из основных является вопрос об управлении доходностью.

Доходность = (Доход - Издержки) * 100%:Издержки

Как видно из математического представления, управлять необходимо доходами и издержками, возникающими в связи с деятельностью картподразделения.

Как известно, доходы в карточном бизнесе делятся на две различные категории: операционные доходы и доходы, связанные с привлечением и использованием денежных ресурсов, размещенных клиентами на различных счетах. На более развитых рынках объем вложенных в картбизнес ресурсов больше объема привлечения, так как картпрограммы состоят в основном из кредитных карт. Более того, ресурсные доходы составляют очень часто более половины всех доходов картпрограмм. На отечественном, «дебетовом», рынке ситуация прямо противоположная – «привлеченка» доминирует.

По мнению авторов [20, 21] ценность операционных доходов, вообще говоря, более высокая, чем процентных.

Операционный доход - это непосредственная продажа услуг без процентных рисков. Процентный же доход - это всегда кредитный риск, а привлечение ресурсов само по себе для банка еще отнюдь не означает заработок. Работа с ресурсами может при определенных условиях обернуться и потерями.

В современной зарубежной практике идеальным соотношением считается 50/50 - распределение между процентным и операционным (неторговым) доходом. В российской (да и зарубежной) практике доля операционного дохода всегда ниже и составляет в лучшем случае 30%. Остальные 70% приходятся на так называемый вмененный доход от использования привлеченных ресурсов.

Многие российские банки, к сожалению, по различным соображениям включаются в гонку за ресурсами, и в этих целях подчас опускают тарифы по операциям до уровня ниже себестоимости. Такой подход представляется неоправданным и крайне вредным даже без оглядки на зарубежный опыт [38].

Карточные услуги в разных своих видах можно условно разделить на две категории: массовые и штучные, индивидуальные. К первым можно отнести эмиссионные услуги (кроме зарплатных проектов) и услуги по выдаче наличных. К услугам штучным - зарплатные проекты и эквайринг.

В отношении услуг массовых целесообразно иметь единые тарифы (быть может, с региональными поправками), утвержденные по банку в целом, и бизнес следует строить на их применении. Другое дело - штучные услуги. Корпоративные услуги всегда связаны с переговорами и индивидуальным подбором ценовых параметров. Чем сложнее услуга, тем больше сил и времени уходит на обсуждение цены. Для крупного зарплатного проекта этот период может растянуться на год и более. При этом следует иметь в виду, что де-юре банк обязан иметь утвержденные тарифы на все предоставляемые услуги, а ценовые отклонения должны быть обоснованы спецификой того или иного проекта.

При ведении любой картпрограммы необходимо контролировать степень диверсификации доходов. Есть как минимум две важнейшие оси диверсификации. Первая - диверсификация по видам доходов. То есть в общем объеме доходов доли, приходящиеся, например, на эквайринг и эмиссию, в идеале должны быть равны (если банк проводит комбинированную стратегию). Если стратегия банка связана только с эмиссионными операциями, то должна соблюдаться пропорция между, например, исчисленными по валу доходами, получаемыми от зарплатных карт, и карт, выпушенных банком для физических лиц. Поддержание пропорции зависит от простановки приоритетов и перераспределения ресурсов внутри подразделения. Вторая ось - региональная диверсификация. Многофилиальный банк не должен мириться с концентрацией карточной программы в головном офисе (а на практике часто складывается именно такая ситуация). Перекос в этом вопросе означает слабую работу менеджмента картподразделения на местах, в отделениях и региональных филиалах [21].

По сути, степень диверсификации - это критерий устойчивости и выживаемости бизнеса в неблагоприятных условиях в самом широком смысле слова. Принцип диверсификации можно применять и в других вопросах - например, диверсификация относительно платежных систем, поставщиков оборудования и т.д.

Желательно также поддерживать равномерное распределение дохода по картсчетам (мечантам), но, по мнению Н.В. Калистратова это - слабоуправляемый процесс [20, с. 37].

Таким образом, в сфере денежного обращения банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. Они представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.

Банковские пластиковые карты предназначены для безналичной оплаты товаров и услуг со счета клиента банка, а также для получения клиентом наличных денег со своего счета через банкоматы соответствующей платежной системы. В связи с этим возникает потребность в формировании нормативной базы для регулирования взаимоотношений субъектов финансового рынка, осуществляемых в электронной (документарной) форме с использованием банковских пластиковых карт.

Однако до сих пор электронный финансовый рынок в России практически не урегулирован специальным законодательством. Соответственно нет и нормального правового механизма реализации интересов, а также защиты прав участников данного рынка [12].

Примечательно, что в настоящее время такая сложная операция, как выполнение платежей электронным способом, в том числе и с использованием пластиковых карт, регламентируется фактически только соглашением сторон и не является предметом непосредственного (прямого) регулирования действующего российского законодательства или регулируется исключительно фрагментарно [3, с. 14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работе, на основе рассмотренных материалов можно сделать следующие выводы.

Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Проведение пассивных операций позволяет банку привлечь временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц.

В настоящее время рынок привлеченных денежных средств существенно меняется. Во многом это связано с происходящими значительными изменениями в компьютерных и информационных технологиях. В результате, которых движение денег, совершаемое в процессе расчетов, все больше становится составной частью общего мира телекоммуникаций, способствуя, в свою очередь, развитию новых видов бизнеса в финансовой сфере и повышению его эффективности.

Быстрое увеличение числа эмитентов закономерно привело к конкуренции на рынке пластиковых платежных средств. Следствием этого, прежде всего, стало формирование на рынке общей тенденции к снижению стоимости карточек и тарифов по их обслуживанию.

Расширился круг владельцев карточек – непосредственных участников платежного рынка. Это является следствием того, что карточка стала более доступной по цене и более интересной по видам дополнительных услуг.

Инфраструктура российского рынка пластиковых карт развивается быстрыми темпами благодаря росту числа торговых фирм и предприятий обслуживания – третьей ключевой фигуры этого рынка, принимающей карточки к оплате за свои товары и услуги.

В настоящее время наблюдается тенденция перехода крупнейших мировых платежных систем с магнитных на микропроцессорные карточки. С целью увеличения безопасности и сохранения денежных средств клиентов.

Привлечение средств населения с помощью пластиковых карт на примере крупнейшего банка Сберегательного Банка РФ осуществляется как с помощью международных платежных систем, так и собственного продукта банка – АС Сберкарт. Поскольку банк уже давно осуществляет свою деятельность с микропроцессорными карточками, то дополнительные преимущества позволяют банку привлечь больший объем ресурсов.

Анализ доходности по операциям с пластиковыми картами в сравнении с вкладными операциями показал, что привлечение средств населения с помощью пластиковых карт эффективно, несмотря на то, что доля затрат на создание новых продуктов пластиковых карт выше, чем по вкладным операциям. Также необходимо отметить, что плата за привлеченные ресурсы по картам значительно ниже, при этом доля совокупных доходов выше, что позволяет отнести операции с банковскими картами к числу наиболее доходных и выгодных видов банковской деятельности.

Таким образом, банк как финансовый институт при формировании пассивов должен сопоставлять надежность и стоимость привлечения денежных ресурсов из различных источников, добиваясь усиления финансового рычага и поддерживая собственную ликвидность. А пластиковая карта является одним из перспективных инструментов, помогающая привлекать средства населения в банк для увеличения их ресурсной базы, что является крайне важным на фоне обострения конкурентной борьбы между российскими банками.

В заключении можно сказать, что рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

Согласно данным ЦБ об операциях с картами, эмитированными российскими банками, по итогам 2010 года число банковских карт в России составило 125,8 млн штук. При этом в прошлом году было выпущено 4,7 млн карт, что в 3,3 раза меньше, чем годом ранее. В последующие годы объем эмиссии карт был существенно выше: так, в 2010 году банки выпустили 15,7 млн, в 2009 году — 20,1 млн, в 2008 году — 26,6 млн карт.

По данным ЦБ, в 2010 году банки в основном эмитировали расчетные (дебетовые) карты в рамках зарплатных проектов — на их долю приходится более 90% всех банковских карт в России, в то время как на кредитные карты лишь 8%. Значительная часть в общем объеме выпущенных в 2009 году карт приходится на госбанки: так, ВТБ 24 увеличил в прошлом году объем эмиссии более чем на 15%, а Сбербанк — более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом.

В то же время в 2010 году отмечается некоторое увеличение доли активных карт, добавляют в ЦБ. Если в 2010 году по сравнению с годом ранее относительный рост количества банковских карт составил 5,7%, то количество операций по картам увеличилось на 17,7%, с 572,912 млн операций в 2009 году до 674,484 млн в 2010 году. Сумма операций, осуществленных физическими лицами с использованием банковских карт, увеличилась по сравнению с 2009 годом на 7,4%, до 9,53 трлн руб.

Таким образом, карточки торговых марок Visa, MasterCard, American Express, JCB и Diners Club в Европе эмитируются в 49 странах. На конец 2010 года общая эмиссия карточек пяти крупнейших карточных брендов составила 627,4 млрд штук, что на 14% больше, чем в 2009 году. Суммарно карточки Visa и MasterCard в Европе насчитают 612 млн штук или 97,5% рынка.

Общее количество карточек Visa, MasterCard, American Express, JCB и Diners Club в мире на конец 2010 года достигло 3,03 млрд штук, это на 13,6% больше, чем в 2009 г. При этом Visa и MasterCard суммарно насчитывают 2,88 млрд карточек, что составляет 95% (в 2008 году – 94,74%).

На рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими. Возможен вариант, когда банки распространяют свои карты в виде подарка.

Большое значение приобрели льготы держателям карточки: скидки при оплате товаров и услуг, билетов в кассах аэрофлота, туристических путевок и т.д.

Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

Значительную часть эмиссии пластиковых карт составляли «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. К 2001 году ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт.

В качестве одной из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.

Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть « кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.

Большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, из-за относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена).

На российском рынке продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.

При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 27 июня 2002 года (с изменениями от 18 июля 2005 г.)

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 10 июля 2002 года (ред. от 27 июля 2006 г.)

4. Федеральный Закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системе» Михаил Медведев от 28 октября 2008 года

5. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 23-П (ред. 29.11. 2000 854-У)

6. Положение 266П «Об эмиссии банковских карт и об операция с их использованием» от 24.12.2004 года

7. Письмо Правительства РФ и ЦБР от 30 декабря 2001 года «О стратегии банковского сектора РФ»//Вестник Банка России – 18 января 2002 года, №5

8. Практическая конференция «Безопасность пластиковых карт. Обнаружение и предотвращение мошенничества» 24-25 июня 2008 год, Москва, Россия

9. III Международная практическая конференция «Банковские карты – эффективный бизнес», 13-15 апреля 2008 год, Москва, Россия

10. Банковское законодательство : учеб. / под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2007

11. Воронин В.П., Федосова СП. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2006

12. Владимирова. М. П. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие / М. П. Владимирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2007

13. Голикова Ю.С, Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности: В 2-х т. - М., 2008

14. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2007

15. Деньги, кредит, банки : учеб. / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2008

16. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2009

17. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / В. П. Климович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008

18. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. – № 6

19. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008

20. Мир карточек: инфорационно-аналитический журнал, №3 2009г

21. Мир карточек: инфорационно-аналитический журнал, №9 2008г

22. Мир карточек: инфорационно-аналитический журнал, №7 2008г

23. Мир карточек: инфорационно-аналитический журнал, №5 2008г

24. Мир карточек: инфорационно-аналитический журнал, №3 2008г

25. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

26. Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007

27. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. - М.: Инфра-М, 2006

28. ПЛАС: платежи, системы, карточки// инфорационно-аналитический журнал, №2(142) март 2009 год

29. Селищев, А. С. Деньги. Кредит. Банки / А. С. Селищев. – СПб.: Питер, 2007

30. Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. - М: Контур, 2008

31. Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2008. – №5

32. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007

33. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006

34. http://www.bizcom.ru электронный вариант журнала Мир карт

35. http://www.credcard.ru информационный сайт о кредитных картах в России

ВАЛЮТА ПО ПРОДУКТУ: В пилотном проекте - RUR/USD/EUR, В основном проекте - RUR/USD/EUR. СРОК ДЕЙСТВИЯ КАРТЫ – 3 ГОДА «МТС ДЕНЬГИ» ONLINE  
MasterCard Standard Unembossed  
Кредитный лимит (мин. - макс.) 0 – 5 000 руб. 5 001 – 40 000 руб.  
Минимальная сумма погашения 10%, не менее 100 руб. 10%, не менее 1000 руб.  
Процентная ставка за пользование кредитом в год (в зависимости от скоррингового балла) 55% 23, 35, 47 %  
Комиссия за снятие наличных за счет кредита в банкоматах МБРР и других банков (ежемесячный лимит 600 000 руб.) 4,9%, мин.200 руб. 4%, мин. 100 руб.  
Комиссия за снятие наличных за счет собственных средств в банкоматах МБРР/ОРС и других банков (ежемесячный лимит 600 000 руб.) Без взимания комиссии в банкоматах МБРР/ОРС  
Комиссия за снятие наличных за счет собственных средств в банкоматах других банков (ежемесячный лимит 600 000 руб.) 100 руб.  
Проценты, начисляемые на остаток суммы собственных средств держателя карты на счете 5%  
Комиссия за годовое обслуживание 500 руб.  
Grace period (Льготный период) 51 день  
Подключение и использование услуг ДБО - Интернет-банкинг - SMS-Банк Без взимания комиссии 30 руб./мес.  
Штраф за образование просроченной задолженности 1% от суммы просроченной задолженности в день, минимум 500 рублей  

Наши рекомендации