Поиск потенциальных поставщиков
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована различными способами, при этом наиболее распространенными и эффективными являются:
· конкурсные торги (тендеры);
· письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги (тендеры)– широко используемая в индустриально развитых странах форма поиска и налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Этапы проведения тендера:
1) реклама;
2) разработка и публикация тендерной документации (процедура торгов, описание закупаемых товаров или услуг, критерии для оценки предложений, условия будущего контракта;
3) приемка и вскрытие тендерных предложений;
4) оценка тендерных предложений в строгом соответствии с тендерной документацией и запрещении каких-либо переговоров с участниками торгов;
5) подтверждение квалификации участников торгов;
6) предложение и присуждение контракта.
Письменныепереговоры между поставщиком и потребителем, в процессе которых потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика, могут быть организованы двумя способами.
1. Инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты), в которых указываются: наименование товара; количество и качество товара; цена; условия и сроки поставки; условия платежа; характеристика тары и упаковки; порядок приемки-сдачи. В зависимости от количества потенциальных покупателей, срока действия предлагаемых им условий оферты могут быть твердыми и свободными.
2. Инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении.
Источники информации о характеристиках поставщиков
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников, таких как:
· собственное расследование;
· местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
· банки и финансовые институты;
· конкуренты потенциального поставщика;
· торговые ассоциации, например торгово-промышленная палата РФ;
· информационные агентства;
· государственные источники (регистрационные палаты, налоговая служба, лицензионные службы и пр.), обладающие открытой информацией.
При поиске информации о поставщиках нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации, и, как минимум, один из используемых источников не должен быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Количество поставщиков
В последнее время сформировалась тенденция к образованию долгосрочных объединений партнеров в цепи поставок, что приводит к сокращению числа поставщиков предприятия.
Преимущества единственного источника ресурсов:
· более прочные взаимоотношения между поставщиками и заказчиками;
· экономия на масштабах и ценовые скидки при крупных заказах;
· более легкие коммуникации, более простые административные функции и процедуры для регулярно размещаемых заказов;
· меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках;
· легкость обеспечения конфиденциальности требований, условий и других подобных характеристик.
Преимущества нескольких источников ресурсов:
· конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;
· снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, оперативное устранение возникающих проблем заменой поставщиков;
· более легкое удовлетворение меняющегося спроса;
· обеспечение доступа к большему объему информации;
· возможность полагаться не на одну внешнюю организацию.