Предпринимательской деятельности
ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
В системе оценки деятельности организации культуры отдельное место занимает оценка эффективности предпринимательской деятельности. В связи с тем, что целью работы большинства организаций культуры является не получение прибыли, а достижение социальных результатов, предпринимательская деятельность в них носит подчиненный характер и тесно связана с основными направлениями их работы. Человек обращается к организациям культуры, прежде всего, для удовлетворения своих нематериальных потребностей, удовлетворению же материальных нужд клиента придается второстепенное значение. В результате, анализ предпринимательской деятельности организаций культуры делает необходимым совместное использование показателей оценки основной некоммерческой деятельности и коммерческих направлений работы.
В системе предпринимательской деятельности большинство организаций культуры активно занимается торговыми операциями (реализация сувенирной и печатной продукции, услуги кафе, ресторанов и т. д.).
Организации культуры, осуществляющие торговую деятельность, ориентируются на максимальный процент превращения посетителей, зрителей в покупателей продукции,
9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
27,8 | -И, | ,--------------........зо1 | |||||||||||||||||
mil >>':£.*• I щ__щ | 2« М | ... | |||||||||||||||||
16,8 | ...... | И— | IP ••""" | ||||||||||||||||
...... | |||||||||||||||||||
5,6 | •, | в | |||||||||||||||||
1,1 Р.*.',' Л | 1.2 | Л | . | ||||||||||||||||
ГРМ | ГМИИ | гим | ггг | гэ | нг | Тейт | ВиА | ' | БМ | Мет | СФ | "^ | |||||||
Мома
Рис. 52 ^^^^^_
Коэффициенты соотношения покупателей и посетителей ряда музеев в 1999 г.
и одним из показателей оценки торговой деятельности в организациях культуры является коэффициент соотношения покупателей и посетителей. Данный коэффициент рассчитывается как процентное отношение числа покупателей в торговых зонах организации культуры к общему числу посетителей. Коэффициент принимает значения от 0 до 100%. На рис. 52 приведены значения коэффициентов соотношения покупателей и посетителей для крупных музеев мира.
Из рисунка видно, что максимальное значение коэффициента (33%) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне (ВиА). Высокий уровень показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента соотношения покупателей и посетителей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Метрополитен (Мет) (25%) и Британским музеем (БМ) (26%), Государственный Эрмитаж (ГЭ) (12%) уступает им по данному коэффициенту более чем в два раза.
Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) с самым высоким уровнем соотношения покупателей и посетителей (13%). Для сравнения самые низкие значения данного показателя составляют 1,2% и 1,1% и принадлежат Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ) и Государственному Русскому музею (ГРМ). Высокие значения коэффициента в Третьяковской галерее действительно соответствуют эффек-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
тыс 25000
20000 15000 10000 5000
ГМИИ ГИМ ГТГ ГЭ НГ Тейт ВиА БМ Мет ,СФ
^^^^^^^^Ш Мома
ез Посетители ш Торговая площадь, кв. м
Рис. 53 Посещаемость и торговые площади музеев в 1999 г.
тивной организации на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского покупателя. Вместе с тем, в целом низкие значения коэффициента соотношения покупателей и посетителей в российских музеях подтверждают невысокий уровень развития их торговой деятельности.
Коэффициент соотношения покупателей и посетителей достаточно точно отражает общий уровень развития торговой деятельности в организациях культуры. Однако данный коэффициент не анализирует факторы, влияющие на формирование того или иного уровня развития, торговой деятельности. В частности, невысокий уровень развития торговой деятельности российских музеев обусловлен недостатком торговых площадей при высокой посещаемости музеев (рис. 53).
Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственном Историческом музее (ГИМ) в Москве торговые площади практически отсутствуют (110 кв. м. и 250 кв. м.) (рис. 54). Лидером по объему торговых площадей среди российских музеев является Эрмитаж, на территории которого действует целая серия сувенирных магазинов, киосков, кафе. Используя под торговые площади 1500 кв. м., Эрмитаж все же значительно отстает от своих зарубежных партнеров. Для сравнения Национальная галерея в Лондоне, с той же численностью посетителей 5 млн в год, имеет торговую площадь в пять раз больше (7500 кв. м.), чем Эрмитаж, а Метрополитен-музей, с самым большим среди музеев объемом торговых площадей (22 500 кв. м.), превосходит Эрмитаж в 15 раз.
9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ГРМ
гмии
гим
гтг
гэ
нг
Тейт ВиА БМ Мет
ШЩ25о°|
| 5200
Щ 306S
■ -ЛЩ 13333 =
Р>в
СФ Мома
I J
ы
т»
500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 45 DO 5000 5500 6000 6500 7000 7500 80ОРис. 54 Число посетителей на 1 кв. м. торговой площади в музеях в 1999 г.
US$
7,82
4.25
4,68
5,18
3.15
1,5
..1.6
1,79
0,9
0,02 0,02
ГРМ ГМИИГИМ ПТ
!ii.
ВиА
БМ
Мет
СФ Мома
___________________^^^^^^ ГЭ НГ Те
Рис. 55 Торговые доходы музеев на 1 посетителя е 1999 г, (в долларах США)
Для оценки факторов, влияющих на уровень развития торговой деятельности в музее, используется относительный показатель — коэффиццент численности посетителей музея на единицу торговой площади. Среднемировой уровень данного коэффициента, по оценке консультанта Метрополитен-музея Ника Хоффмана, составляет 500 посетителей на 1 кв. м. Из рис. 55 видно, что значения этого коэффициента в российских музеях значительно превышают его средний уровень, что еще раз свидетельствует о наличии в отечественных музеях дефицита торговых площадей. Так, Государственный музей изобразительных ис-