Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент — это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 — в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет[1].

Пенсионная система Российской Федерации

На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии.

Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.

Трудовая пенсия Российского гражданина будет состоять из трех частей – базовой, страховой и накопительной. Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия,по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода, форму заработной платы назначаемое всем застрахованным лицам в системе государственного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста.

Размер базовой пенсии утверждается ежегодно законом о федеральном бюджете. Источником финансирования базовой пенсии является единый социальный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет.

Страховая частьпенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Источником формирования страховой части пенсии является страховой платеж,собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных (индивидуальных) лицевых счетах.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14 процентов от размера их заработной платы. Для мужчин с 1953 до 1967 г.г., и женщин с 1958 до 1967 г.г., он составляет 12 процентов. Для лиц 1967г. рождения и моложе тариф платежа предусмотрен на период с 2002 по 2003 г.г. – 11%, на 2004 г. – 10% (данные тарифы действовали до 01.01.2005 г.).

С 01.01.2005г. для лиц 1966 года рождения и старше тариф платежа на страховую часть предусмотрен в размере 14%, а для лиц 1967 года рождения и моложе на переходный период 2005-2007г.г. он составляет 10%, с 2008г. тариф будет составлять 8% (см. приложение Д).

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые взносы с нее, и следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию происходит следующим образом:

страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала.

Накопительная часть,по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличии от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на лицевые счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется:

· в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в ПФР страховых взносов (в 2013 году – 6 % от фонда оплаты труда гражданина, но не более 568 тысячи рублей в год);

Отметим, что накопительная часть трудовой пенсии также есть у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор УК или НПФ для инвестирования средств пенсионных накоплений с целью увеличения своей пенсии.

Средства накопительной части будущей пенсии учитываются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета гражданина. По его желанию эти средства могут быть переданы негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компаний (УК) для инвестирования пенсионных накоплений на фондовом рынке.

Новым пенсионным законодательством вводится страховойпринцип пенсионного обеспечения: то есть у Пенсионного фонда обязательства по выплате трудовой пенсии застрахованным лицам возникают после поступления страховых взносов на счета Пенсионного фонда. Только фактически заплаченные страхователем (работодателем) за застрахованное лицо и учтенные на его лицевом счете, средства будут учтены при назначении или перерасчете пенсии.

В 2003 году каждому гражданину предлагается альтернатива:

- доверить управление средствами своих пенсионных накоплений одной из негосударственных управляющих компаний, отобранных по конкурсу Министерством Финансов РФ;

- доверить управление средствами своих пенсионных накоплений государственный управляющей компании, которой назначен Внешэкономбанк;

средства пенсионных накоплений граждан:

- могут остаться в ПФР, и управление ими, в зависимости от выбора гражданина может осуществляться государственной, либо негосударственной управляющей компанией. В этом случае накопительную часть пенсии будет рассчитывать, и выплачивать ПФР.

- могут быть переданы в НПФ, при этом управление ими будет осуществляться негосударственной управляющей компанией, выбранной НПФ. В этом случае накопительную часть пенсии будет рассчитывать, и выплачивать НПФ.

Таблица 1.2 – Основные различия при выборе управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда

Наши рекомендации