Организационно-технический подход к формированию учетной политики банка

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации. Главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Кроме того главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, в том числе нормативным актам Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Еще одно отличие еще не вступившего в силу закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ заключается в том, что в нем отсутствует положение об ответственности главного бухгалтера за формирование учетной политики.

Все работники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

При разработке учетной политики выбирается один из нескольких допустимых вариантов к формированию рабочего плана счетов, выбору форм первичных учетных документов, к порядку инвентаризации имущества, документооборота, технологии обработки учетной информации, внутрибанковскому контролю за операциями, порядку и периодичности печатания учетных документов. Если в законах и иных нормативных актах такие варианты не установлены, то банк самостоятельно разрабатывает соответствующий вариант исходя из Правил учета.

Формирование рабочего плана счетов:

Необходимо указать перечень счетов применяемых в организации, а именно: балансовые и внебалансовые счета, счета по учету срочных операций, счета депо, счета доверительного управления. Кроме того в рабочем плане счетов следует указать, на каких счетах второго порядка открываются субсчета, и привести перечень всех субсчетов по соответствующим счетам второго порядка. В случаях, когда организация выполняет операции, которые нельзя отразить с помощью типового плана счетов, она может открыть дополнительные счета второго порядка для их учета.

В учетной политике следует так же утвердить структуру построения лицевых счетов банка, порядок их открытия и закрытия. Некоторые лицевые счета могут обнуляться, но при этом не закрываться, например лицевые счета, открываемые на балансовых счетах второго порядка кредиты, предоставленные по «овердрафту».

Выбор форм первичных учетных документов:

Первичные учетные документы отражают факты совершения операций и являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета. Руководитель утверждает документы типовые формы которых отсутствуют. При этом обязательно наличие следующих реквизитов:

- Наименование и дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции,

- измерение хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении,

- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц (перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации).

Порядок инвентаризации имущества:

Руководитель утверждает порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств банка. Наиболее рационально проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности. Инвентаризация имущества производится по состоянию на 1 октября отчетного года, а инвентаризация финансовых обязательств, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности - по состоянию на 31 декабря отчетного года. А так же необходимо проведение частичной инвентаризации в случаях передачи имущества в аренду, его выкупе или продаже, обнаружении факта хищения или порчи имущества, смене материально ответственных лиц и т.д. По результатам инвентаризации происходит формирование доходов банка, например: выявленная недостача, взыскивается с материально-ответственных лиц по рыночной цене, превышающей балансовую стоимость объекта, а сумма превышения относится на доходы банка; или при выявлении излишков ценностей они оприходуются на доходы банка.

Порядок документооборота и технология обработки учетной информации:

Документооборот - движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Правила документооборота это перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным подразделением. Они утверждаются руководителем кредитной организации. При их разработке все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день, а документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день.

В организации разрабатывается график документооборота на основании, которого определяются сроки для отражения в бухгалтерском учете первичных документов, порядок их своевременного и достоверного создания.

Технология обработки учетной информации зависит от используемого в организации средства автоматизации банковских технологий и соответствующих программных продуктов. Чаще всего используется программа «Операционный день банка» в национальной валюте и мультивалютном режиме. Но некоторые крупные банки сами разрабатывают собственные бухгалтерские программы или привлекают к их разработке специализированные фирмы. При выборе средства автоматизации банки руководствуются приемлемым для них соотношением цены надежности и производительности.

Внутрибанковский контроль за операциями:

На основании первичных документов и регистров бухгалтерского учета проверяются бухгалтерские операции за предыдущий день, на основании чего в бухгалтерском журнале делается запись о проверке с подписью лиц, проводивших проверку.

Банк самостоятельно определяет методы и средства осуществления внутреннего контроля (например визуальной проверки документов на бумажных носителях), в зависимости от объема и характера операций.

В учетной политике необходимо методы проведения проверок и порядок оформления их результатов. Для выявления нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета необходимо производить проверку бухгалтерской и кассовой работы.

Кроме того служба внутреннего контроля должна следить за выполнением сотрудниками служебных обязанностей, профессиональной этики, внутренних документов и соблюдения требований законодательства РФ.

Распечатка учетных документов на бумажные носители необходима из-за большого количества операция по счетам банка и счетам клиентов. Баланс за рабочий день, лицевые счета, по которым выполнялись операции, и выписки по лицевым счетам клиентов обязательно распечатываются каждый день. Выписки по счетам клиентов распечатываются в двух экземплярах, один из которых остается в банке, а второй выдается клиенту с приложенными первичными документами, подтверждающими каждую операцию, указанную в выписке.

Наши рекомендации