Анализ и оценка учетной политики банка

Документальное оформление учетной политики предприятия начинается с подготовки приказа. Форму этого приказа можно разработать самостоятельно. Основные положения учетной политики могут быть в самом приказе или же в приложении к нему.

Типовая форма учетной политики организации законодательно не утверждена. Поэтому можно выбрать методы оформления, которые наиболее удобны: подготовить для бухгалтерского учета и каждого налога отдельный документ или сформировать единую учетную политику предприятия в целом и выделить в ней самостоятельные разделы (бухгалтерская политика, политика по налогу на прибыль, политика по НДС и т.д.).

Процесс формирования учетной политики ООО, АО и др. включает в себя несколько этапов:

  • Оценка финансовой и учетной информации;
  • Разработка стандартов бухгалтерского, управленческого учета;
  • Сопряжение бухгалтерских и управленческих аспектов для формирования учетной политики организации;
  • Взаимодействие учетной политики и других функций управления предприятием;
  • Выявление влияния учетной политики на показатели финансового состояния организации;
  • Определение наиболее подходящего механизма внесения изменений в учетную политику;
  • Учетная политика применяется ежегодно с 1 января, следующего за годом создания фирмы.

Зачем нужно проводить оценку и анализ учетной политики организации

Целью оценки учетной политики предприятия является:

  • Подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики;
  • Отражение в учетной политики способов ведения учета организации;
  • Оценка рациональности и правильности выбранных форм и методов, которые регламентируют методические и организационные основы ведения бухучета и порядка налогообложения.

Анализ учетной политики организации позволяет предварительно оценить систему бухгалтерского учета, проанализировать адекватность учетной политики по каждому его разделу. К тому же, анализ элементов учетной политики организации дает возможность сделать вывод о соответствии существующей системы бухучета потребностям управления.

Анализ и оценка учетной политики организации необходимы для выявления различных нарушений и ошибок:

  • Отсутствие схемы и графика документооборота;
  • Недостаточное раскрытие информации о способах организации и ведении бухучета;
  • Несоответствие сроков утверждения приказа учетной политики требованиям закона и др.

Оценка учетной политики предприятия позволяет определить необходимость внесения различных изменений в течение года. Это требуется, если выявлены ошибки в первоначальном утверждении учетной политики, если предприятие меняет вид деятельности, если появляются новые участки бухгалтерского учета.

Анализ эффективности учетной политики предприятия позволяет выявить различные недочеты и нарушения, и самое главное, вовремя их исправить.

Оценка организации аналитического и синтетического учета в банке

Банковский учет, как и бухгалтерский учет в целом, делится на синтетический и аналитический.

Аналитический учет

Как указано в Правилах ведения бухгалтерского учета, аналитический бухгалтерский учет в банках ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах или в электронных баз), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца. К каждому балансовому синтетическому счету второго порядка открываются лицевые счета аналитического учета.

Лицевые счета открываются по необходимости, т. е. если банк не проводит операции по какому-либо балансовому счету, то и лицевые счета к нему не открываются.

Счета физических лиц по вкладам открываются с соблюдением положений Гражданского кодекса Российской Федерации отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях. Если законодательством Российской Федерации не предусматривается сообщать налоговым органам, внебюджетным фондам об открытии счета, то в книге регистрации счетов в графе «дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета» делается надпись «не требуется».

Лицевые счета, открываемые для учета внутрибанковских операций (учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т. п.) также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.

При ведении книги в электронном виде ведомость открытых и закрытых счетов ежедневно распечатываются и сшиваются в книгу. Один раз в год или чаще распечатывается книга регистрации счетов в разрезе балансовых счетов второго порядка, которая сверяется с ежедневными ведомостями.

Лицевой счет имеет значимость в 20 знаков.

Нумерация знаков лицевого счета:

Знаки с 1-го по 5-ый означают номер балансового счета второго порядка (1-3 знаки – счет первого порядка).

Знаки с 6-го по 8-ой – обозначают код валюты. Коды валюты применяются стандартные в соответствии с общероссийским классификатором, но вводятся в действие только после специального указания Банка России.

Девятый знак – защитный ключ, который применяется при автоматизированном ведении учета в электронных межбанковских расчетах. Для банков– ключевание счетов обязательно, т. к. программы вычислительного центра ЦБ РФ не принимают счета не имеющие ключа или имеющие неправильный ключ. Порядок расчета ключа в номере лицевого счета определен в письме Банка России от 08. 09. 97 г. No 515.

Для бюджетных счетов 15 и 16 разряды используются в качестве определителя символа отчетности. О некоторых особенностях в нумерации лицевых счетов, открываемых на счетах по учету доходов и средств бюджетов, сообщено указанием Центробанка от 19. 11. 97 г. No 26-у.

Если банк не имеет филиалов или отделений, то свободные знаки может использовать по своему усмотрению.

Лицевые счета открываются по возрастанию порядковых номеров. Следует отметить, что это не всегда удобно. Наиболее удобным является такой порядок нумерации клиентских счетов, когда клиенту присваивается индивидуальный номер и этот номер включается в номер лицевого счета.

Синтетический учет

Материалами синтетического учета являются ежедневные балансы, кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные ведомости, оборотные и оборотно-сальдовые ведомости, ведомость средств по срокам, остающимся до погашения.

Бухгалтерские балансы ежедневно составляются всеми кредитными организациями.

Учитывая то, что банки получают выписку по своему корреспондентскому счету в ЦБ РФ утром следующего рабочего дня, а по корреспондентским счетам в других банках, соответственно, еще позже, баланс банка должен быть составлен, на следующий рабочий день. Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством итогов остатков по активу и пассиву, также как и правильность остатков актива и пассива по внебалансовым счетам и соответствием итога предыдущего баланса плюс итог оборотов прихода минус итог оборотов расхода по бухгалтерскому журналу за тот день, за который составляется баланс.

В настоящее время, в условиях сплошной автоматизации, ведение бухгалтерского журнала в банках нецелесообразно.

При учете валютных операций следует отметить, что аналитический учет ведется в иностранной валюте и рублевом эквиваленте данной валюты, а синтетический учет только в рублевом эквиваленте.

Наши рекомендации