Глава 5. Формирование себестоимости продукции
5.1. Структура и виды себестоимости продукции
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является качественным показателем, он отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
Виды себестоимости.
В отечественной экономической литературе традиционно выделяют следующие виды себестоимости.
● В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции она может быть:
1) цеховая себестоимость – характеризует затраты цеха на изготовление продукции, включает все прямые затраты и общепроизводственные расходы;
2) производственная себестоимость – включает затраты предприятия, связанные с выпуском продукции; состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов;
3) полная себестоимость – включает в себя производственную себестоимость, коммерческие и сбытовые расходы, т.е. отражает общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции;
● В зависимости от принадлежности затрат к организации (отрасли) себестоимость продукции может быть:
1) индивидуальная себестоимость– свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции;
2) среднеотраслевая себестоимость– характеризует средние по отрасли затраты на производство продукции данного вида.
Среднеотраслевая себестоимость рассчитывается по формуле средневзвешенной арифметической.
● В зависимости от планирования затрат себестоимость может быть:
1) плановая себестоимость– характеризует затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;
2) фактическая себестоимость– отражает размеры действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.
5.2. Подходы к формированию себестоимости в финансовом и управленческом учетах.
В системе финансового учета порядок формирования себестоимости регламентирован Положением о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Себестоимость, сформированная с учетом требований этих документов, является в последующем основой для налоговых расчетов. Она используется для определения прибыли от реализации продукции в целом по предприятию. Себестоимость конкретного вида продукции не показывается или рассчитывается усредненное значение.
В системе управленческого учета порядок формирования себестоимости не столь регламентирован. Себестоимость формируется не для целей налогообложения, а для того, чтобы менеджеры предприятия имели обоснованное представление об общих издержках. В себестоимость могут включаться даже те издержки, которые не предусмотрены Положением о составе затрат.
5.3. Основные функции системы распределение затрат
Система распределения затрат предприятия должна распределять затраты по двум главным группам: подразделениям и продукции.
Основные функции система распределения являются:
1.Сбор информации о затратах по центрам ответственности (структурные подразделения (цех, производственный участок, бригада), где накапливается информация об издержках на приобретении активов и расходах).
2.Отнесение затрат (распределение затрат– это процесс отнесения произведенных затрат к определенному объекту затрат) на конкретный объект (организационное подразделение или продукция).
3.Обеспечивать объективное планирование, нормирование, прогнозирование затрат, осуществлять учет и анализ возможных отклонений;
4.Определять результаты деятельности структурных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции;
5.Выявлять резервы снижения себестоимости по каждой группе: подразделению, продукции.
5.4. Распределение общепроизводственных расходов.
При оценке себестоимости продукции возникает задача отнесения производственных накладных расходов на конкретный вид продукции. Решение этой задачи связано с распределением накладных расходов относительно выбранной базы распределения.
● Распределение общепроизводственных расходов по видам продукции.
Распределение осуществляется с помощью специального искусственного метода, это позволяет распределить общепроизводственные расходов по каждому виду продукции. Распределение осуществляется по следующему алгоритму:
1) выбирается база распределения общепроизводственных расходов - показатель, который наиболее точно увязывает общепроизводственные косвенные расходы с объемом готовой продукции (число отработанных человеко-часов, часовые тарифные ставки, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих, количество машино-часов – продолжительность выполнения процесса и т.п.)
Возможно распределение общезаводских расходов сначала по цехам, а затем накладные расходы цеха распределяются по заказам, проходящим через этот цех, а затем по видам продукции.
2) определяется суммарное значение выбранной базы распределения:
СЗБр=S(Брk), где Брк - значение базы распределения для изделий k-го вида;
3)рассчитывается нормативный коэффициент общепроизводственных затрат Кобщз.
Расчет Кобщз осуществляется путем деления величины общепроизводственных расходов (ОБЩЗ) на суммарное значение базы распределения СЗБр:
НК = ОБЩЗ / СЗБр
4) рассчитывают общепроизводственные затраты на каждый вид продукции(ОБЩЗпр) путем умножения нормативного коэффициента общепроизводственных затрат (НК) на значение базы распределения для данного изделия (БРk):
ОБЩЗk = НК * БРk.
5) определяется расчетная производственная себестоимость каждого вида продукции по формуле: ПРСk = ПРМk+ПРТk+ОБЩЗk,
где ПРСк - производственная себестоимость продукции k-го вида, ПРМk-прямые материальные затраты на продукцию k-го вида, ПРТk-прямые трудовые затраты на продукцию k-го вида, ОБЩЗk- общепроизводственные расходы на продукцию k-го вида.
5.5. Распределение издержек непроизводственных подразделений между производственными подразделениями
Наиболее часто используются следующие методы:
1) прямого распределения затрат - применяется в том в случае, если непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуг;
2) последовательный или пошаговый - используется в том случае, если непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке;
5) двухсторонний метод распределения - используется в тех случаях, если между непроизводственными подразделениями существуют двухсторонние взаимные связи.
Метод прямого распределения затрат.
Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные участки напрямую. Затраты распределяются пропорционально выбранной базе распределения (например, процент потребления производственным подразделением услуг непроизводственного подразделения). Она сохраняется неизменной в течение длительного периода времени, это должно быть отражено в учетной политике организации.
Метод пошагового распределения затрат.
Общий принцип распределения затрат заключается в следующем:
1) определяются затраты по каждому непроизводственному подразделению
2) выбирается база распределения (для гаража – пробег автотранспорта, для лаборатории – количество выполненных анализов и т.п.);
3) распределение затрат от непроизводственных подразделений к производственным подразделениям:
а) затраты непроизводственного подразделения, оказывающего услуги другим непроизводственным подразделениям в одностороннем порядке, распределяются между ними пропорционально выбранной базе распределения, после чего они в дальнейшем процессе распределения не учитываются;
б) затраты оставшихся непроизводственных подразделений после этого распределяются между основными производственными подразделениями, при этом производственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения пропорционально приписывается большая часть затрат этого подразделения.
Метод двухстороннего или взаимного распределения.
Используется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами.
Распределение затрат осуществляется поэтапно:
1) выбирается показатель, выступающий в роли базы распределения (например, прямые издержки);
2) рассчитываются соотношения между сегментами, участвующими в распределении затрат;
3) рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг;
4) скорректированные затраты распределяются между центрами ответственности.