Расчёты платёжными поручениями
Платёжное поручение – это письменное распоряжение владельца счёта банку о списании средств с его счёта и зачислении их на счёт получателя денег.
Это наиболее простая форма расчётов, которая занимает приблизительно 80% расчётов в общем объёме безналичных расчётов. Данная форма расчётов используется как по товарным, так и по нетоварным операциям.
При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платёжными поручениями.
Платёжные поручения выписываются плательщиком в 4-х экземплярах на бланке установленной формы и представляются в обслуживающий банк.
Каждый экземпляр имеет определённое назначение.
1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщи-ка и остается в документах дня банка.
4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению.
2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.
Схема документооборота при данной форме расчёта имеет следующий вид:
Примечание
Авизо – документ, в котором банки сообщают друг другу о произведённом списании средств (кредитовое авизо) или зачислении средств (дебетовое авизо)
Операция 1: передача 4-ёх экземпляров платёжного поручения.
Операция 2: возврат 4-го экземпляра платёжного поручения плательщику.
Операция 3: списание средств на основании 1-го экземпляра.
Операция 4: передача 2-го и 3-го экземпляров платёжного поручения вместе со сводным платёжным поручением в РКЦ.
Операция 5: Списание денег с корреспондентского счёта банка плательщика.
Операция 6: Отсылка 2-го и 3-го экземпляров платёжного поручения вместе с кредитовым авизо1 в РКЦ банка-получателя.
Операция 7: зачисление средств на корреспондентский счёт банка-получателя.
Операция 8: передача 2-го и 3-го экземпляров платёжного поручения вместе с выпиской из корреспондентского счёта в банк получателя.
Операция 9: зачисление средств на счёт получателя на основании 2-го экземпляра.
Операция 10: передача 3-го экземпляра вместе с выпиской из р/с получателю денег (поставщику).
Платёжное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточного остатка средств на счёте клиента, если иное не предусмотрено договором банковского счёта.
Поручение действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки.
Платёжные поручения имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчётов:
1) простой и быстрый документооборот;
2) ускорение движения денежных средств;
3) возможность использовать данную форму расчётов при нетоварных платежах.
Расчёты по инкассо
Расчёты по инкассопредставляют собой банковскую операцию, при которой банк получателя (банк-эмитент) по поручению клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Банк-эмитент, получивший поручение клиента, может привлечь для его выполнения банк плательщика (исполняющий банк). В тех случаях, когда банк-эмитент осуществляет расчётно-кассовое обслуживание и плательщика и получателя денег, он одновременно является и исполняющим банком.
Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика (в случаях, предусмотренных законодательством).
Акцепт - согласие на оплату.
Существуют следующие виды акцепта:
1) предварительный акцепт, когда перечисление денег со счета плательщика производится только после его заявленного согласия на оплату. При данной форме акцепта банк в течение определённого числа дней ожидает согласия на оплату, после чего списывает деньги со счета клиента;
2) последующий акцепт - при данной форме акцепта при поступлении расчётных и отгрузочных документов от поставщика банк плательщика сразу списывает средства со счёта своего клиента и в течение нескольких дней ожидает отказа от акцепта;
3) положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчётному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо своё согласие на оплату, либо свой отказ от акцепта;
4) отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в установленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
В соответствии с Положением «О безналичных расчётах» расчёты по инкассо в настоящее время осуществляются на основании:
1) платёжных требований с акцептом плательщика;
2) платёжных требований без акцепта плательщика;
3) инкассовых поручений.
Платежное требованиепредставляет собой требование поставщика к покупателю оплатить через банк на основании отгрузочных документов стоимость отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Расчёты платёжными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика, производятся следующим образом.
Поставщик представляет в обслуживающий его банк платёжные требования при реестре, составляемом в двух экземплярах.
Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчётных документов, и оттиском печати. Он остаётся в банке поставщика, подшивается в отдельную папку, используется в качестве журнала принятых на инкассо документов и хранится в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Второй экземпляр реестра вместе с последними экземплярами платёжных требований возвращаются поставщику в качестве подтверждения приёма документов на инкассо.
Платежное требование в соответствующем количестве экземпляров вместе с отгрузочными документами отправляется банком-эмитентом в банк плательщика (исполняющий банк).
Банк плательщика регистрирует их в специальном журнале и на всех экземплярах поступивших платёжных требований в левом верхнем углу проставляет дату и время поступления расчётного документа, а также в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлению которой истекает срок акцепта платёжного требования.
Дата истечения срока акцепта определяется на основании количества дней для акцепта, указанных поставщиком в поле «Срок для акцепта», с учётом того, что день поступления платёжного требования в банк в расчёт не принимается.
Срок для акцепта платёжных требований определяется сторонами по основному договору, но не может быть меньше 5-ти дней.
Последний экземпляр платёжного требования в тот же день передаётся плательщику в качестве извещения для акцепта, а остальные экземпляры помещаются в картотеку по внебалансовому счёту № 90901 «Расчётные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (картотека № 1) до получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа.
Платёжные требования оплачиваются в порядке предварительного отрицательного акцепта.
Плательщик вправе отказаться от акцепта платёжных требований по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на его пункт и указанием мотива отказа.
Для отказа от оплаты платёжного требования плательщик должен в соответствующий срок предоставить в банк заявление об отказе от акцепта установленной формы в трёх экземплярах, в котором обязательно указывается номер и дата договора и указываются мотивы отказа.
При полном отказе от акцепта платёжное требование изымается из картотеки № 1 и в тот же день возвращается в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для вручения поставщику.
Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с копией платёжного требования помещается в документы дня банка-плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе.
Если в установленный срок плательщик не представил отказ от акцепта, то платёжные требования считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из картотеки № 1 и оплачиваются со счетов плательщика при наличии денежных средств на его счёте.
Если средства на счёте отсутствуют или их недостаточно, то платёжные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счёту № 90902 «Расчётные документы, не оплаченные в срок» (картотека № 2), о чём банк плательщика должен известить банк поставщика.
В дальнейшем расчётные документы будут оплачиваться по мере поступления средств на счёт плательщика в порядке очерёдности, установленной законодательством.
Схема документооборота при расчётах за товары и услуги платёжными требованиями имеет следующий вид:
Операция 1: отгрузка продукции или оказание услуг.
Операция 2: передача комплекта платёжных требований при реестре в 2-х экземплярах вместе с документами об отгрузке в банк поставщика (банк-эмитент).
Операция 3: возврат 2-го экземпляра реестра вместе с последним экземпляром платёжного требования поставщику.
Операция 4: пересылка платёжных требований вместе с документами об отгрузке в банк плательщика (исполняющий банк).
Операция 5: передача последнего экземпляра платёжного требования с отгрузочными документами плательщику в качестве извещения.
Операция 6: списание средств со счёта плательщика на основании 1-го экземпляра платёжного требования при получении акцепта плательщика.
Операция 7: пересылка 2-го экземпляра платёжного требования в банк поставщика (банк-эмитент).
Операция 8: зачисление средств на счёт поставщика.
Операция 9: передача поставщику выписки с р/с о зачислении средств на его счёт.
Данную форму расчетов можно оценить как перспективную благодаря наличию ряда преимуществ:
1) она базируется на соблюдении всех принципов безналичных расчетов;
2) ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу же после отгрузки продукции или оказания услуг;
3) платеж совершается только после согласия плательщика и контроля им правильности выполнения всех условий договора;
4) поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в товары отгруженные получить в банке факторинговый кредит.
Платёжное требование может использоваться для безакцептного списаниясредств со счетов плательщиков.
Известны два случая, в которых может применяться безакцептное списание средств:
1) когда право на безакцептное списание предоставляется законодательством некоторым предприятиям и организациям за оказываемые ими услуги (почтовые, телеграфные, те-лефонные услуги, перевозку грузов, электроэнергию, газ и т.д.);
2) когда такая форма расчётов предусмотрена в договоре между партнёрами.
В первом случае в поле платёжного требования «Условия оплаты» получатель средств проставляет «Без акцепта» и делает ссылку на закон (с указанием его номера и даты принятия), на основании которого осуществляется безакцептное взыскание.
При этом в поле «Назначение платежа» в установленных случаях обязательно, указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы.
Во втором случае (когда данная форма предусмотрена договором) получатель средств в поле «Условия оплаты» указывает «Без акцепта» и дату, номер и пункт основного договора, предоставляющего ему право безакцептного списания.
Используя такую форму расчётов, плательщик предоставляет право своему партнёру свободно распоряжаться средствами своего счёта. Поэтому в договоре банковского счёта, заключённом между плательщиком и обслуживающим его банком, либо в дополнительном соглашении к нему должно содержаться условие о возможности безакцептного списания средств с данного счёта.
Кроме того, плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о получателе средств, который имеет право выставлять платёжные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке; наименовании товаров, работ и услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
Отсутствие такой информации служит для банка основанием для отказа в оплате платёжного требования без акцепта, и платёжное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
При приёме платёжных требований на безакцептное списание денежных средств работник банка проверяет наличие ссылки на законодательный акт или договор, дающий право получателю на указанный порядок расчётов, а также другие реквизиты, и если всё в порядке, производит списание.
Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию средств с их счетов в безакцептном порядке, т.к. ответственность за обоснованность выставления платёжного требования на безакцептное списание денежных средств несёт получатель платежа.
Для списания денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке используются также инкассовые поручения.
Расчёты инкассовыми поручениями являются частным видом расчётов по инкассо и применяются, когда документы должны быть оплачены по предъявлении, т.е. немедленно по получении банком инкассового поручения.
Инкассовые поручения могут применяться в следующих случаях:
1) когда такой порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (для взыскания недоимок по налогам и других обязательных платежей, сумм штрафов, пени и иных санкций, таможенных платежей и т.д.- всего насчитывается около десятка такого вида взысканий);
2) для взыскания средств плательщиков по исполнительным документам, выданным судами, нотариусами, арбитражными судами;
3) когда такой вид расчётов предусмотрен в договоре между партнёрами, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств с его счёта без распоряжения плательщика.
Инкассовое поручение составляется на бланке установленной формы.
Для первых двух случаев применения инкассового поручения в поле «Назначение платежа» должна содержаться ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера и даты принятия) или на дату и номер исполнительного документа, в соответствии с которым производится принудительное взыскание.
Кроме того, к инкассовым поручениям, выставленным на основании исполнительных документов должен прилагаться подлинник, либо дубликат самого исполнительного документа.
Исполнительные документы (о взыскании алиментов, возмещения вреда, причинённого здоровью и др.) сохраняют силу только на то время, на которое присуждены платежи.
Если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством, то инкассовое поручение на бесспорное списание средств не принимается банком к исполнению.
После принятия банком инкассового поручения банк должен в пятидневный срок осуществить платёж. Если на счёте должника отсутствуют средства или их недостаточно, то банк помещает инкассовое поручение вместе с приложенным исполнительным документом в картотеку № 2, после чего оно будет исполняться по мере поступления денежных средств в порядке, установленном законодательством.
Порядок списания денежных средств в бесспорном порядке с помощью инкассовых поручений на основе договора аналогичен порядку безакцептного списания денежных средств с помощью платёжного требования на основе договора.
Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания в нём основания для бесспорного списания средств несёт получатель средств.
Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке. Банки могут приостановить бесспорное списание денежных средств, если поступило соответствующее постановление суда или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
Чековая форма расчётов
Чек– это письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счёта держа-телю чека определённую сумму. Различают денежные и расчётные чеки.
Денежные чекиприменяют для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на выплату заработной платы).
Расчётные чекиприменяются для безналичных расчётов.
Расчётные чеки, как и платёжные поручения, оформляются плательщиком.
В момент совершения хозяйственной операции плательщик выписывает чек и передаёт его продавцу или получателю денег.
Наиболее важным вопросом при чековой форме расчётов является контроль за обеспечением чеков. Обеспечением (покрытием) чека могут служить деньги, положенные на депозитный счёт.
В настоящее время в РФ расчёты чеками не имеют широкого распространения и занимают около 1% в безналичном обороте.
Для организации чековой формы расчётов банки, которые желают использовать эту форму расчётов, должны заключить между собой специальное соглашение и разработать схему организации расчётов чеками.
ЦБ не принимает к оплате расчётные чеки. Если раньше порядок использования расчётных чеков в платёжном обороте был подробно регламентирован, то в настоящее время в нормативных документах формируются лишь общие требования как к составу основных реквизитов чека, так и к основным правилам работы с чеками.
В настоящее время в безналичных расчётах могут использоваться только чеки кредитных организаций. Анализ практики показал, что в банках используются расчёты чеками из лимитированных чековых книжек.
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчётные чеки, которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую лимит чековой книжки.
Лимит чековой книжки равен сумме депонированных на отдельном счёте средств плательщика. Схема документооборота при чековой форме расчёта имеет следующий вид:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для получения лимитированной чековой книжки клиент передаёт в обслуживающий его банк заявление, а также платежное поручение на депонирование средств (операция 1).
Банк списывает с расчётного счёта плательщика сумму, указанную в платежном поручении и депонирует ее на специальном счёте 40903 «Расчётные чеки (операция 2).
После этого банк передаёт плательщику чековую книжку (операция 3). На обложке чековой книжке проставляется сумма лимита.
В дальнейшем для расчётов чеками при покупке товаров (операция 4) плательщик выписывает чек на определенную сумму и передаёт её продавцу.
Чек используется только в одном экземпляре и снабжается подписями лиц, имеющими право распоряжаться средствами предприятия (директор или главный бухгалтер).
После выписки чека в чековой книжке остается корешок, на котором выводится остаток лимита чековой книжки. Корешок выполняет контрольную функцию.
После получения чека продавец (чекодержатель) передает все полученные от данного чекодателя чеки при реестре в 4-х экземплярах в обслуживающий его банк (операция 6).
Реестр – это документ, в котором перечисляются исходные платежные документы вместе с их номерами, названиями, суммами и другими реквизитами.
Банк чекодержателя один экземпляр реестра чеков возвращает чекодержателю в качестве расписки о приёме документов на обслуживание, а на основании другого экземпляра реестра зачисляют общую сумму, указанную в реестре, на расчётный счёт чекодержателя (операция 7).
После этого он отправляет два реестра чеков вместе с чеками в банк плательщика (операция 9).
Вместе с этими документами отправляется также и дебетовое авизо, в котором банк сообщает о произведенном зачислении средств на счёт чекодержателя.
После получения документов на основании одного экземпляра реестра чеков банк списывает суммы используемых чеков со специального счёта «Расчётные чеки» и передаёт последний экземпляр реестра чеков вместе с чеками чекодателю (операция 10).
Чек действителен в течение 10-и дней, не считая дня выписки.