Тема 6. Учет основных средств.
1. Понятие и классификация основных средств.
2. Первоначальная и последующая оценка основных средств.
3. Документальное оформление и учет поступления основных средств.
4. Порядок начисления и учет амортизации.
5. Учет затрат на восстановление основных средств.
6. Документальное оформление и учет выбытия основных средств.
7. Особенности учета арендованных основных средств.
8. Учет лизинговых операций.
9. Инвентаризация основных средств.
10.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
1.Учет основных средств регулируется на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (с учетом изменений на основе Приказа Министерства Финансов от 1.01.2006г) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003г.,
Основные средства это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Для принятия активов в качестве основных средств необходимо выполнение следующих условий:
1).Использование их при производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
2).Объект предназначен для использования в течение длительного времени (свыше года).
3).Организацией не предполагается последующая перепродажа актива.
4).Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.
Типовая классификация основных средств по их видам установлена Госкомстатом РФ и включает в себя следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные средства.
В состав основных средств входят так же объекты природопользования, земельные участки, капитальные вложение на коренное улучшение земель, капитальные вложение в арендованные объекты основных средств.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:
1).Формирования фактических затрат, связанных с принятием основных средств к учету.
2).Правильного оформления документов и своевременного отражения операций движения основных средств.
3).Достоверного определения финансового результата при продаже объектов.
4).Определения фактических затрат по содержанию основных средств.
5).Обеспечения контроля над сохранностью основных средств.
6).Проведения анализа использования основных средств.
Основные средства по степени использования классифицируются на средства находящиеся;
- в запасе,
- в эксплуатации,
- в ремонте,
- в стадии дооборудования, реконструкции, достройки, модернизации,
- на консервации.
Основные средства, по имеющимся у организации на них правам, классифицируются на:
‒ основные средства, принадлежащие организации на праве собственности;
‒ основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, в доверительное управление);
‒ основные средства, полученные в аренду;
‒ основные средства, полученные в безвозмездное пользование;
‒ основные средства, полученные в доверительное управление.
Классификация основных средств представлена на рисунке 31
Рис.31 Классификация основных средств
2. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Формирование первоначальной стоимости зависит от источника поступления основных средств. Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату, сооружения и изготовления самой организацией, поступления от учредителей в счет вкладов в уставной капитал, безвозмездного поступления и в других случаях.
Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату равна сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление за минусом сумм НДС и иных возмещаемых налогов.
В состав фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление включают:
‒ суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику,
‒ суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги по приобретению,
таможенные пошлины и таможенные сборы,
‒ вознаграждения посредническим организациям,
‒ проценты за кредит, взятый на покупку основных средств, который относится к инвестиционному активу,
‒ иные затраты по приобретению.
До 01.01.2006г. в фактические затраты включали регистрационные сборы, а в настоящее время регистрационных сборов взимается государственная пошлина.
Первоначальная стоимость основных средств, при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат по производству этих объектов.
Первоначальная балансовая стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставной капитал, равна их денежной оценке согласованной с учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные активы от завода производителя, от органов государственной статистики, экспертные заключения.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами (бартер), признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (по рыночной стоимости).
Оценка основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При приобретении основных средств за иностранную валюту производится пересчет в рубли по действующему курсу ЦБ на день принятия объектов к учету и в дальнейшем, по мере изменения курсов валют, пересчет не производится.
Капитальные вложения организации в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включается в состав основных средств в конце отчетного года в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатации площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.
Неучтенные объекты основных средств, выявленные в ходе инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т. п.). поступающим объектам в течениитам_____________________________
В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может осуществлять не чаще одного раза в год переоценку основных средств (для приведения балансовой стоимости к существующей рыночной цене и условиям воспроизводства на дату переоценки), путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Земельные участки и объекты природопользования не подлежат переоценке.
Исходной информацией для переоценки являются: первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость, сумма амортизации, начисленная за время использования объекта (см. рисунок 32).
Рис. 32 Переоценка основных средств
Сумма дооценки объекта основных средств, в результате переоценки, отражается по дебету счета учета основных средств и кредиту счета учета добавочного капитала (Дт 01 Кт 83). Сумма дооценки объекта, равная сумме его уценке, проведенной в предыдущие отчетные периоды, зачисляется на счета учета нераспределенной прибыли (убытка).
Сумма уценки объекта основных средств отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств. ( Дт 01 Кт 84). Если в предыдущие годы была дооценка объекта, то сумма уценки в
размере суммы предыдущей дооценки, относится в уменьшение добавочного капитала
(Дт 83 Кт 01), а превышение сумм уценки над суммой дооценки на уменьшение нераспределенной прибыли (Дт84 Кт01).
3. Любая операция, связанная с поступлением основных средств должна быть оформлена документами унифицированной формы. При отсутствии унифицированных форм, документы разрабатываются самой организацией с указанием обязательных реквизитов, предусмотренных законом «О бухгалтерском учете». Эти документы должны быть приложены к Учетной политике организации.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. В случае наличии у одного объекта нескольких элементов с разным сроком службы, каждая такая часть подлежит учету как отдельный инвентарный объект. Инвентарный номер сохраняется за объектом весь срок его службы. Инвентарные номера по выбывшим основным средствам не рекомендуется присваивать вновь поступающим объектам в течение 5 лет.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету комиссией, назначаемой руководителем организации. Комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме – передаче основных средств (форма № ОС-1 – для основных средств, кроме зданий и сооружений, форма № ОС-1а – для зданий и сооружений, форма № ОС-1б – для групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)).
На каждый поступающий объект бухгалтерская служба заводит инвентарную карточку (форма № ОС-6), являющуюся регистром аналитического учета. Для объектов основных средств малых предприятий рекомендуется использовать инвентарную книгу (форма № ОС-6б).
Инвентарная карточка заполняется на основе Актов, технических паспортов и других документов по поступлению основных средств.
При приемке реконструированных и модернизированных объектов составляется Акт о приеме- сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств.
При приемке оборудования для установки составляют Акт о приеме (поступлении) оборудования. Передачу оборудования монтажным организациям оформляют Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж.
На дефекты, выявленные в процессе монтажа или испытания оборудования, составляют Акт о выявленных дефектах оборудования.
Для учета наличия и движения основных средств используется счет 01 «Основные средства», по дебету которого отражается поступление, а по кредиту – списание основных средств. Субсчета открываются организацией самостоятельно и указываются в рабочем плане счетов, который прилагается к Учетной политике организации.
Формирование первоначальной стоимости основных средств происходит на счете 08. В зависимости от целей, для которых приобретены объекты основных средств, схема формирования их первоначальной стоимости и оприходования может быть представлена ниже (рисунке 33.)
При поступлении за плату производятся следующие записи:
Дт 08 Кт60 - На сумму уплачиваемую продавцу.
Дт 19 Кт 60 – На сумму НДС.
Дт 08 Кт 70 - На сумму заработной платы.
Дт08 Кт69 – На сумму отчислений в ЕСН.
Дт 08 Кт 60 – На расходы по транспортировке.
Дт 08 Кт 76 - За услуги посреднических организаций
Дт 08 Кт 76 – На величину таможенных сборов.
И другие расходы по покупке.
На всю сумму фактических затрат по покупке объекта (первоначальная стоимость) производится следующая запись: Дт 01 Кт 08.
Созданные самой организацией объекты основных средств отражаются записью:
Дт 08 Кт 70,10,71,23,26,02,76,51 и др. На сумму фактических затрат при вводе в эксплуатацию – Дт01 Кт08.
При внесении основных средств учредителями в счет вклада в уставной капитал -
Дт 08 Кт 75 - на сумму согласованную с учредителями и Дт 01 Кт 08 -при вводе в эксплуатацию.
При поступлении основных средств по договору дарения:
Дт 08 Кт 98 –На первоначальную стоимость безвозмездно полученного объекта.
Дт 01 Кт 08 - Ввод в эксплуатации безвозмездно полученного объекта.
Дт 98 Кт 91 –Ежемесячно на сумму начисленной амортизации.
При поступлении основных средств от структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс - Дт 01 Кт 79.
На стоимость неучтенных объектов, выявленных в результате инвентаризации (излишки), составляется запись – Дт01 Кт91.
4. Стоимость объектов основных средств находящихся у организации на праве собственности, хозяйственного ведения погашаются путем начисления амортизации, если иное не предусмотрено нормативными актами. По объектам некоммерческих организаций – начисляется износ на забалансовом счете.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования).
Начисление амортизации приостанавливается (по решению руководителя) во время проведения реконструкции и технического перевооружения с полной остановкой основных средств на срок свыше 12 месяцев, а также в случае их перевода на консервацию на срок свыше 3 месяцев
С 01.012006г. введено понятие «Амортизационная премия», то есть организации могут списывать в расходы сразу же 10% от первоначальной стоимости имущества, вводимых в эксплуатацию с 2006г основных средств. Ежемесячные суммы амортизации по таким объектам будут определяться за вычетом сумм этой премии. С 1.01.2009г. величина амортизационной премии увеличена до 30%.
Согласно методическим указаниям по учету основных средств, утвержденным Министерством Финансов РФ от 20 июля 1998 г. № 33н амортизация объектов основных средств может начисляться одним из следующих четырех способов:
1)Линейный. При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования.
2).Уменьшаемого остатка. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости на начало отчетного года и норма амортизации, рассчитанной по сроку полезного использования. При этом можно использовать коэффициент ускорения, который не может превышать 3.
3).Списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.
Годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) и нормы амортизации и соотношения, где в числителе число лет остающихся до конца срока службы, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы.
4).Списания стоимости пропорционально объему продукции или произведенных работ.
Расчет амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования такого объекта.
Начисление амортизации производится по разным группам основных средств различными способами, но без изменения способа в течение всего срока эксплуатации.
Способы и порядок начисления амортизации даны ниже:
Порядок начисления амортизации
Начисление амортизации по вновь вводимым в эксплуатацию основным средствам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления, а по выбывшим основным средствам прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Если в результате модернизации повышаются первоначальные показатели эксплуатации объекта, то пересматривается срок службы и годовая сумма амортизационных отчислений.
Для учета сумм начисленной амортизации используется счет 02 «Амортизация основных средств», по дебету которого отражаются списанные суммы амортизации по выбывшим основным средствам, а по кредиту – начисленные суммы амортизации.
На суммы начисленной амортизации кредитуется счет 02, а дебетуются счета учета затрат 20,23,25,26,28 и другие в зависимости от того, где используется данный объект.
При выбытии основных средств списывается суммы начисленной амортизации - Дт 02 Кт 01.
5. Восстановление основных средств может осуществлять посредством ремонта, реконструкции, модернизации.
Классификация ремонтов основных средств и способы включения в издержки производства представлена на рисунке 34.
Рис. 34 Классификация ремонтов основных средств.
Нормативными документами рекомендовано использовать три варианта учета затрат по ремонту основных средств.
При первом варианте фактические расходы по ремонту организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих счетов (10,70,69 и др.).
При наличии ремонтных мастерских затраты, как правило, предварительно накапливаются на счете 23 «Вспомогательные производства».
При втором варианте организации создают резерв на ремонт, который учитывают на счете 96 «Резерв предстоящих расходов». Отчисления в резерв отражают по кредиту счета 96 и дебету счетов затрат (20,23,25.26 и др.).
Фактические расходы по ремонту списывают в дебет счета 96 с кредита счетов 10,70,69и др. или счета 23.
По окончании ремонтных работ излишне начисленные суммы резерва списываются в дебет счета 96 с кредита счета 91.
При третьем варианте расходы по ремонту вначале учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с кредита счетов10,70,69и др., а затем с этого счета списывают в течение года, как правило, равномерно на счета издержек производства и обращения.
Затраты на ремонт, осуществляемый подрядным способом, относятся в дебет счетов издержек производства и обращения (96 или 97) с кредита счета 60.
Затраты на реконструкцию и модернизацию увеличивают первоначальную стоимость объекта и предварительно накапливаются по дебету счета 08 с кредита
счетов10,70,69,23,51,60 и др.
По окончанию работ по реконструкции затраты списываются на увеличение первоначальной стоимости объекта записью. Дт 01 Кт 08.
В ходе реконструкции улучшается ряд показателей, тем самым пересматриваются срок использования объекта и сумма амортизационных отчислений.
6. Стоимость основных средств, не используемых для производства, подлежит списанию. Выбытие объекта основных средств может иметь место в следующих случаях: продажи, морального и физического износа, ликвидация при аварии, передачи в виде вклада в уставный капитал другой организации, передачи по договору мены, хищениях и в других случаях.
Случаи выбытия основных средств представлены на рисунке 35.
Рис. 35 Учет выбытия основных средств.
Для определения необходимости списания объекта, приказом руководителя создается комиссия, которая осматривает объект, устанавливает целесообразность дальнейшего его использования, ремонта, определяет причины списания, выявляет лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие, определяет возможность использования узлов, материалов выбывшего объекта, и оформляет Акт на списание основных средств (форма № ОС-4). На основании оформленного акта бухгалтерская служба делает отметку в инвентарной карточке. Детали, узлы, агрегаты от выбывшего объекта, пригодные для ремонта, принимаются к учету по текущей рыночной стоимости.
Для отражения операций по выбытию к счету 01 открывается специальный субсчет 2«Выбытие основных средств», в дебет которого списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумму амортизации. Схема субсчета представлена ниже
Субсчет «Выбытие основных средств»
Дебет Кредит
01 Списана первоначальная (восстановительная )
стоимость выбывающего основного средства | Списана сумма 02 начисленной амортизации
по выбывающему основному средству | ||
Остаточная стоимость 91-2 объекта основных средств
списана на прочие расходы организации |
При этом производятся следующие записи:
Дт 01/2 Кт 01/1- Списана первоначальная стоимость;
Дт 02 Кт 01/2- Списана сумма амортизации;
Дт 91 Кт 01/2- Списана остаточная стоимость.
Если операции по выбытию отражаются без открытия субсчета, то производятся следующие записи:
Дт 02 Кт 01 - Списывается сумма начисленной амортизации;
Дт 91 Кт 01 -Списывается остаточная стоимость.
При выбытии объекта организация несет расходы по его ликвидации (заработная плата рабочим за демонтаж, ЕСН, транспортные услуги и другие), которые отражаются записью: Дт 91 Кт 70,69,23,60 и др. Эти расходы могут быть уменьшены на стоимость материалов и отходов от выбывающего объекта, пригодных для дальнейшего использования: Дт10 Кт91. Корреспонденция счетов при выбытии основных средств выглядит следующим образом:
в результате продажи:
Дт 02 Кт 01 - Списана начисленная амортизация;
Дт 91/2 Кт 01- Списана остаточная стоимость;
Дт 62 Кт 91/1-Отражена дебиторская задолженность;
Дт 91/2 Кт 70,69,60,23 - Расходы по продаже;
Дт 91/9 Кт 99 - Прибыль от продажи;
выбытие в результате физического или морального износа:
Дт 02 Кт 01 - Списана начисленная амортизация;
Дт 91 Кт 01 - Списана остаточная стоимость;
Дт 10 Кт 91 - На стоимость материалов;
Дт 99 Кт 91/9 Убыток от преждевременного списания;
передача в виде вклада в уставный капитал:
Дт02 Кт 01 - Списана начисленная амортизация;
Дт 58 Кт 01 –Списана остаточная стоимость;
Дт58 Кт91 или Дт91 Кт58 –На разницу между согласованной и остаточной стоимостью;
передача по договору мены:
Дт 02 Кт 01 - Списана начисленная амортизация передаваемого объекта;
Дт 91Кт 01 - Списана остаточная стоимость;
Дт 62 Кт 91 -Отражена дебиторская задолженность;
Дт 91 Кт 68 – НДС с выручки;
Дт 10 Кт 60 - Поступили материалы по договору мены;
Дт 19 Кт 60 – НДС в стоимости материалов;
Дт60 Кт 62 - Взаимозачет задолженности;
передача своим филиалам, выделенным на отдельный баланс:
Дт 02 Кт 79 - На сумму начисленной амортизации;
Дт 79 Кт 01 - На остаточную стоимость.
7.В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе прочих доходов и расходов.
При первом варианте сдачи имущества в аренду расходы учитываются на счетах учета затрат (20,26,44 и др.), а доходы - на счете учета выручки от продаж (90).
При втором варианте учета аренда не является предметом деятельности, и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В дебет счета 91 списываются затраты на ремонт, сумма начисленной амортизации и другие расходы с кредита счетов 10,70,69,02 и других.
На сумму начисленной арендной платы производится следующая запись: Дт76 Кт91, на величину НДС - Дт91 Кт68. При начислении арендной платы авансом – Дт98 Кт76.
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор производит следующую запись: Дт 20, 23, 25 и др. Кт76. Начисление арендной платы за будущие периоды: Дт97 Кт76.
8.При организации бухгалтерского учета лизинговых операций следует различать учет операции у лизингодателя и у лизингополучателя.
Учет у лизингодателя.
Лизингодатель затраты по приобретению лизингового имущества отражает на счете 08.
Дт 08 Кт 60 - Отражено приобретение объекта.
Дт 19 Кт60 – Сумма НДС.
Дт 03 Кт 08 - Лизинговое имущество взято на учет.
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты по осуществлению лизинговой деятельности отражаются на счете 20(Дт 20 Кт 10,70,69 и др.). Ежемесячно учтенные суммы с кредита 20 счета относят в дебет счета 90. На сумму причитающихся лизинговых платежей производится следующая запись: Дт62 Кт90.
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача имущества отражается на счете 91. При этом производятся следующие записи:
1).Дт76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»
Кт счета 91«Прочие доходы и расходы» - на сумму задолженности по лизинговым платежам
2).Дт 91«Прочие доходы и расходы».
Кт03 «Доходные вложения в материальные ценности» - на стоимость лизингового имущества
3).Дт 91«Прочие доходы и расходы»
Кт98 «Доходы будущих периодов» - на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества.
Учет у лизингополучателя.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то лизингополучатель поступившее имущество учитывает на счет 001 «Арендованные основные средства».
На сумму начисленных лизинговых платежей - Дт 20,26 и др. Кт 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».
При возврате лизингового имущества его стоимость списывают со счета 001 «Арендованные основные средства».
Погашение задолженности по лизинговым платежам - Дт 76т Кт 51.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость поступившего имущества производится следующая запись: Дт 08 Кт 76 субсчет «Арендные обязательства». Принято на учет - Дт 01 Кт 08.
Начисленные лизингодателю платежи отражают записью:
Дт 76 субсчет «Арендные обязательства»
Кт 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».
На суммы денежных средств, перечисленных лизингодателю - Дт 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» Кт 51.
Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты платежей отражают по дебету счета 91 и кредиту 01.
9. В целях контроля над сохранностью основных средств, организация должна проводить инвентаризацию. В соответствии с ПБУ 6/01 разрешается проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года. Сроки проведения инвентаризации отражаются в Учетной политике организации.
По приказу руководителя для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Результаты инвентаризации заносят в инвентаризационные описи, а затем в сличительные ведомости. Формы этих документов представлены в альбоме унифицированных форм.
Результаты инвентаризации отражаются на счетах следующим образом:
Дт 01 Кт 91 - На рыночную стоимость неучтенных объектов.
Если по результатам инвентаризации выявлена недостача, то производятся следующие записи:
Дт 02 Кт 01 - Списана начисленная амортизация;
Дт 94 Кт 01 - Списана остаточная стоимость;
Дт 73/2 Кт 94 - Остаточная стоимость списана на виновное лицо;
Дт 73/2 Кт 98 - На сумму разницы между рыночной и остаточной стоимостью;
Дт 50,70 Кт 73/2 - Недостача возмещена виновным лицом;
Дт 98 Кт 91 - Разница между рыночной и остаточной стоимостью списана на финансовый результат организации.
Если виновников в недостаче обнаружить не удалось или во взыскании с них отказал суд, недостача списывается на финансовый результат организации: Дт91 Кт94.
10. По основным средствам в бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта, как минимум, следующая информация:
- о первоначальной стоимости, сумме начисленной амортизации по основным группам на начало и конец отчетного периода;
- о движении основных средств в течение отчетного периода по основным группам (поступление и выбытие);
- о способах оценки основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами;
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они были приняты к учету (достройки, реконструкции и т.п.);
- об объектах основных средств, по которым стоимость не погашается;
- о принятых организацией сроках полезного использования основных средств;
- об объектах основных средств полученных и предоставленных в аренду;
- о способах начисления амортизации по отдельным группам основных средств.
Контрольные вопросы к теме
1. Какие нормативные акты регулируют учет основных средств?
2. Дайте определение основных средств.
3. Что является единицей учета основных средств?
4. Как классифицируются основные средства?
5. Какими бухгалтерскими записями оформляют переоценку основных средств?
6. Какими документами оформляют движение основных средств?
7. Какой регистр предназначен для аналитического учета основных средств?
8. В каком регистре ведется синтетический учет основных средств при журнально-ордерной форме учета?
9. Составьте бухгалтерские записи по поступлению основных средств.
10. Составьте бухгалтерские записи по выбытию основных средств.
11. Назовите способы начисления амортизации по основным средствам. В чем сущность каждого способа?
12. Назовите основные варианты учета расходов по ремонту основных средств и укажите особенности каждого варианта.
13. Каковы особенности учета арендованных основных средств?
14. Как отражаются результаты инвентаризации основных средств?