Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 12 страница
Пример. 15 февраля отчетного года ООО "Пассив" включило в состав основных средств и ввело в эксплуатацию новый станок стоимостью 480 000 руб. (без НДС). Срок его полезного использования - четыре года.
В целях бухгалтерского учета "Пассив" начисляет амортизацию по сумме чисел лет срока полезного использования, в целях налогообложения - применяет линейный метод.
Начислять амортизацию бухгалтер должен с 1 марта отчетного года.
Как это сделать, показано в таблице:
Условия | В бухучете, руб. | В налоговом учете, руб. |
Первоначальная стоимость станка | 480 000 | 480 000 |
Сумма начисленной амортизации за март отчетного года | 16 000 (4 : 10 x 480 000 : 12) | 10 000 (480 000 : 4 : 12) |
Остаточная стоимость на 1 апреля отчетного года | 464 000 (480 000 - 16 000) | 470 000 (480 000 - 10 000) |
Таким образом, вычитаемая временная разница составит 6000 руб. (16 000 - 10 000).
Одновременно с вычитаемой временной разницей рассчитывают и изменение величины отложенного налогового актива. При этом бухгалтер должен сделать проводку:
Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",
- 1200 руб. (6000 руб. x 20%) - отражено увеличение отложенного налогового актива.
Пример. ООО "Пассив" признает доходы и расходы для целей налогообложения кассовым методом.
В ноябре отчетного года "Пассив" участвовал в ярмарке. Стоимость аренды торговых площадей составила 442 500 руб. (в том числе НДС - 67 500 руб.). В IV квартале фирма перечислила арендодателю только часть денег - 206 500 руб. (в том числе НДС - 31 500 руб.).
Ставка налога на прибыль составляет 20%.
Расходы будут признаны: в бухгалтерском учете в сумме 375 000 руб. (442 500 - 67 500), а в налоговом учете в сумме 175 000 руб. (206 500 - 31 500).
Вычитаемая временная разница составит 200 000 руб. (375 000 - 175 000).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 44 Кредит 76
- 375 000 руб. (442 500 - 67 500) - учтена арендная плата;
Дебет 19 Кредит 76
- 67 500 руб. - отражен НДС, предъявленный арендодателем;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 67 500 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 206 500 руб. - перечислены деньги за аренду;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 375 000 руб. - списаны издержки обращения;
Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",
- 40 000 руб. (200 000 руб. x 20%) - отражено увеличение отложенного налогового актива.
Эту сумму нужно указать по строке 1180 баланса за год.
По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц нужно сделать проводку:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09
- отражено уменьшение отложенного налогового актива.
Пример. Воспользуемся условиями предыдущего примера.
Допустим, в декабре отчетного года "Пассив" перечислил арендодателю оставшиеся 236 000 руб. Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 76 Кредит 51
- 236 000 руб. - погашена задолженность перед арендодателем;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09
- 40 000 руб. (200 000 руб. x 20%) - уменьшен отложенный налоговый актив.
В такой ситуации в строке 1180 баланса за отчетный год нужно поставить прочерк.
Если объект, по которому вы ранее отразили отложенный налоговый актив, выбыл, то сумму актива нужно списать на счет 99 "Прибыли и убытки".
Для этого сделайте запись:
Дебет 99 Кредит 09
- списана сумма отложенного налогового актива.
Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" продало станок.
Сумма амортизации, начисленной к моменту выбытия станка, составила:
- в бухгалтерском учете - 88 000 руб.;
- в налоговом учете - 80 000 руб.
Сумма отложенного налогового актива, числящаяся на счете 09 по амортизационным отчислениям на станок, составляла 1600 руб. ((88 000 - 80 000) руб. x 20%).
При списании станка с баланса бухгалтер "Пассива" должен сделать проводку:
Дебет 99 Кредит 09
- 1600 руб. - сумма отложенного налогового актива отнесена на убытки отчетного периода.
В такой ситуации отложенный налоговый актив по строке 1180 баланса не указывают.
Строка 1190 "Прочие внеоборотные активы"
По этой строке баланса отражают данные об активах долгосрочного характера фирмы, не нашедших своего отражения по другим строкам разд. I "Внеоборотные активы". В частности, здесь нужно показать оборудование к установке, учтенное на счете 07. Здесь же учитывают:
- затраты по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы";
- авансы, выданные поставщикам и подрядчикам в целях приобретения или создания объектов внеоборотных активов (Письмо Минфина России от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01);
- стоимость материалов, предназначенных для создания объектов внеоборотных активов (Письмо Минфина России от 29 января 2014 г. N 07-04-18/01);
Незавершенные капитальные вложения по статьям баланса "Основные средства" и "Нематериальные активы" не отражаются. Основание - п. п. 41 и 42 ПВБУ.
Строка 1100 "Итого по разделу I"
В этой строке приводится сумма следующих строк баланса:
- 1110 "Нематериальные активы";
- 1120 "Результаты исследований и разработок";
- 1130 "Нематериальные поисковые активы";
- 1140 "Материальные поисковые активы";
- 1150 "Основные средства";
- 1160 "Доходные вложения в материальные ценности";
- 1170 "Финансовые вложения";
- 1180 "Отложенные налоговые активы";
- 1190 "Прочие внеоборотные активы".
Раздел II. Оборотные активы
Строка 1210 "Запасы"
По строке 1210 баланса покажите стоимость всех запасов (материалов, готовой продукции, товаров, незавершенного производства) и расходов будущих периодов. Перечень объектов, которые необходимо отразить в этой строке, установлен п. 20 ПБУ 4/99. Приводить расшифровку запасов по их видам необязательно.
В случае снижения на конец года текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов компания обязана начислить резерв. Его создание учитывают на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". В бухгалтерском балансе стоимость запасов показывается за минусом суммы соответствующего резерва.
Пример. В учете АО "Актив" на конец отчетного года числятся пиломатериалы по стоимости 100 000 руб. Они частично потеряли свое первоначальное качество, поэтому текущая рыночная стоимость их продажи составляет 70 000 руб. В этой ситуации 31 декабря бухгалтер "Актива" сделает проводку:
Дебет 91-2 Кредит 14
- 30 000 руб. (100 000 - 70 000) - начислен резерв под снижение стоимости пиломатериалов.
В бухгалтерском балансе по строке 1210 на конец отчетного года пиломатериалы будут показаны по текущей рыночной стоимости 70 тыс. руб. (70 000 = 100 000 - 30 000), которая формируется свертыванием остатков по счетам 10 и 14.
По строке 1210 компания может отразить информацию о следующих затратах.
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
Материалы принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Приобретение материалов
Фактическая себестоимость материалов зависит от того, как материалы были получены:
- за деньги;
- в качестве вклада в уставный капитал;
- безвозмездно.
Покупка материалов
По правилам бухгалтерского учета в фактическую себестоимость материалов, приобретенных за плату, включают все расходы фирмы, связанные с этой покупкой, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.
Такими расходами являются:
- суммы, предъявленные продавцом материалов;
- невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением материалов (например, НДС, уплаченный при приобретении сырья для производства продукции, реализация которой освобождена от этого налога);
- расходы на доработку материалов;
- суммы, уплаченные за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с покупкой материалов;
- таможенные пошлины;
- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
Стоимость материалов можно отражать в учете двумя способами:
- по фактической себестоимости;
- по учетным ценам.
В первом случае все перечисленные затраты вы должны учесть по дебету счета 10 "Материалы", субсчет (в зависимости от вида купленного имущества):
- 10-1 "Сырье и материалы";
- 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
- 10-3 "Топливо";
- 10-4 "Тара и тарные материалы";
- 10-5 "Запасные части";
- 10-6 "Прочие материалы";
- 10-8 "Строительные материалы";
- 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";
- 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".
Во втором случае их себестоимость формируют с использованием дополнительных счетов - 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Суммы, учтенные на счете 16, связанные с формированием стоимости материалов, также отражают по строке 1210 баланса.
Если ваша фирма платит НДС, то сумму налога, предъявленную продавцом материалов, в их первоначальную стоимость не включают, а учитывают на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам". После оприходования материалов ее принимают к налоговому вычету (на основании счета-фактуры продавца).
Если ваша фирма не платит НДС, то сумма этого налога увеличивает первоначальную стоимость материалов и к налоговому вычету не принимается.
Как учесть материалы по фактической себестоимости
Если вы учитываете материалы по фактической себестоимости, их оприходование отразите записью:
Дебет 10 Кредит 60
- отражена покупная стоимость материалов;
Дебет 10 Кредит 76
- отражены транспортные расходы по приобретению материалов (согласно транспортной накладной);
Дебет 10 Кредит 76
- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов;
Дебет 19-3 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации), предъявленный поставщиками и подрядчиками;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3
- произведены вычеты НДС по расходам, связанным с приобретением материалов, на основании счетов-фактур;
Дебет 60 (76) Кредит 51
- оплачены расходы, связанные с приобретением материалов.
Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" приобрело 10 000 кг масляной краски. Согласно документам поставщика цена 1 кг краски составляет 177 руб. (в том числе НДС - 27 руб.). Краска была приобретена через посредническую организацию.
Расходы по оплате ее услуг составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 10 Кредит 60
- 1 500 000 руб. ((177 - 27) руб/кг x 10 000 кг) - оприходована масляная краска;
Дебет 19-3 Кредит 60
- 270 000 руб. (27 руб/кг x 10 000 кг) - учтен НДС по масляной краске;
Дебет 10 Кредит 60
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - учтены расходы по оплате услуг посреднической организации;
Дебет 19-3 Кредит 60
- 1800 руб. - учтен НДС, указанный в счете-фактуре посреднической организации;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3
- 271 800 руб. (270 000 + 1800) - произведены налоговые вычеты НДС;
Дебет 60 (76) Кредит 51
- 1 781 800 руб. (1 500 000 + 270 000 + 10 000 + 1800) - оплачены масляная краска поставщику и услуги посреднической организации.
На конец отчетного года стоимость материалов в размере 1510 тыс. руб. (1 510 000 = 1 500 000 + 10 000) отражают по строке 1210 годового баланса.
Однако формирование себестоимости материалов может происходить в несколько этапов. В частности, если документы, подтверждающие расходы на их покупку, поступают в бухгалтерию в разное время.
Пример. 1 декабря отчетного года в АО "Актив" поступили материалы. Стоимость материалов - 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.). Для выбора материалов "Актив" использовал услуги консультанта.
Однако акт об оказании услуг "Актив" получил от консалтинговой фирмы только 31 декабря. Их стоимость составила 2360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.).
До конца года материалы не списаны в производство.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
1 декабря:
Дебет 10 Кредит 60
- 15 000 руб. - оприходованы материалы, полученные от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 2700 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам.
31 декабря:
Дебет 10 Кредит 76
- 2000 руб. - учтены консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;
Дебет 19 Кредит 76
- 2700 руб. - учтен НДС по консультационным услугам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 360 руб. - принят к вычету НДС.
Фактическая себестоимость материалов, сформированная в учете по состоянию на 31 декабря, составит 17 тыс. руб. (17 000 = 15 000 + 2000). Эту сумму нужно отразить по строке 1210 баланса.
Материалы могут быть списаны в производство раньше, чем поступят документы консалтинговой компании. В этом случае затраты на консультационные услуги сразу включить в фактическую себестоимость материалов не удастся.
Аналогичная ситуация может возникнуть и со счетами посреднических организаций, через которые куплены материалы. Как поступить в подобной ситуации, покажем на примере.
Пример. Сохраним условия предыдущего примера и предположим, что материалы были отпущены в производство 10 декабря.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
10 декабря:
Дебет 20 Кредит 10
- 15 000 руб. - списаны материалы в производство.
31 декабря:
Дебет 20 Кредит 10
┌───────────┐
- │15 000 руб.│ - сторнировано списание материалов в производство
└───────────┘
в связи с пересмотром их фактической себестоимости;
Дебет 10 Кредит 76
- 2000 руб. - учтена стоимость консультаций, связанных с приобретением материалов;
Дебет 20 Кредит 10
- 17 000 руб. (15 000 + 2000) - списаны материалы в производство.
Использовать для формирования фактической себестоимости материалов счет 10 рекомендуется тем фирмам, у которых:
- небольшая номенклатура материалов;
- небольшое количество поставок материалов;
- все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию единовременно.
Как учесть материалы по учетной цене
При этом способе всю информацию о фактической себестоимости материалов отражают по дебету счета 10 "Материалы" и счету 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
По дебету счета 10 материалы отражают по учетным ценам, а на счете 16 показывают разницу между учетной ценой и фактической себестоимостью.
В качестве вспомогательного счета используют счет 15.
За учетную цену (по выбору организации) может быть принята:
- цена поставщика;
- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца;
- фиксированная цена, утверждаемая на определенный период времени.
Выбранный метод определения учетной цены должен быть закреплен в учетной политике организации.
При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой:
Дебет 10 Кредит 15
- оприходованы материалы по учетным ценам.
Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счета 15.
При этом в учете делаются проводки:
Дебет 15 Кредит 60
- отражена покупная стоимость материалов;
Дебет 15 Кредит 76
- отражены транспортные расходы по приобретению материалов;
Дебет 15 Кредит 76
- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации), отраженный в первичных учетных документах;
Дебет 60 (76) Кредит 51
- оплачены расходы, связанные с приобретением материалов;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- произведены вычеты НДС по расходам, связанным с приобретением материалов, на основании счетов-фактур.
Таким образом, по дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по кредиту - информация об их учетной цене.
Пример. ООО "Пассив" 1 декабря отчетного года получило на склад 100 банок масляной краски. Согласно учетной политике организации материалы отражаются по учетным ценам. Учетная цена одной банки краски - 140 руб.
Согласно документам поставщика общая стоимость материалов составила 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.).
5 декабря отчетного года был утвержден авансовый отчет работника об оплате транспортных услуг по доставке краски на сумму 2000 руб. (без НДС).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
1 декабря:
Дебет 10 Кредит 15
- 14 000 руб. (140 руб/ед. x 100 ед.) - оприходована краска по учетной цене;
Дебет 15 Кредит 60
- 15 000 руб. (17 700 - 2700) - отражена покупная стоимость краски на основании документов поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 2700 руб. - отражен НДС по оприходованной краске.
5 декабря:
Дебет 15 Кредит 71
- 2000 руб. - отражены транспортные расходы, связанные с доставкой краски на склад.
Таким образом, по кредиту счета 15 отражена учетная цена материалов, а по дебету - сформирована информация об их фактической себестоимости.
Учетная цена партии краски составила 14 000 руб.
Но в строке 1210 баланса краску нужно отразить по фактической себестоимости, которая составит 17 тыс. руб. (15 000 + 2000).
На конец месяца счет 15 нужно закрыть на счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". Если учетная цена запасов превысила их фактическую себестоимость, на сумму превышения сделайте в учете проводку:
Дебет 15 Кредит 16
- списано превышение учетной цены запасов над их фактической себестоимостью (экономия).
Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" купило материалы и отразило их стоимость по учетным ценам. Учетная цена единицы материалов составляет 500 руб. Было приобретено 700 единиц материалов.
Согласно расчетным документам поставщика общая стоимость материалов составила 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 10 Кредит 15
- 350 000 руб. (500 руб/ед. x 700 ед.) - оприходованы материалы, поступившие на склад, по учетным ценам;
Дебет 15 Кредит 60
- 300 000 руб. (354 000 - 54 000) - отражена фактическая себестоимость материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 54 000 руб. - отражен НДС по поступившим материалам согласно расчетным документам поставщика;
Дебет 15 Кредит 16
- 50 000 руб. (350 000 - 300 000) - списано превышение учетной цены материалов над их фактической себестоимостью.
В строке 1210 баланса материалы отражают по фактической себестоимости, которая составила 300 тыс. руб. Она формируется путем сальдирования остатков по счетам 10 и 16.
Если учетная цена запасов оказалась меньше их фактической себестоимости, сделайте в учете запись:
Дебет 16 Кредит 15
- списано превышение фактической себестоимости запасов над их учетной ценой (перерасход).
Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" купило материалы и отразило их стоимость по учетным ценам. Учетная цена единицы материалов составляет 300 руб. Было приобретено 700 единиц материалов.
Согласно расчетным документам поставщика общая стоимость материалов составила 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 10 Кредит 15
- 210 000 руб. (300 руб/ед. x 700 ед.) - оприходованы материалы, поступившие на склад, по учетным ценам;
Дебет 15 Кредит 60
- 300 000 руб. (354 000 - 54 000) - отражена фактическая себестоимость материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 54 000 руб. - отражен НДС по поступившим материалам согласно расчетным документам поставщика;
Дебет 16 Кредит 15
- 90 000 руб. (300 000 - 210 000) - списано превышение фактической себестоимости материалов над их учетной ценой.
В строке 1210 баланса материалы отражают по фактической себестоимости, которая составила 300 тыс. руб. Она получается суммированием дебетовых остатков по счетам 10 и 16.
Дебетовое сальдо по счету 16 (удорожание) списывают в конце отчетного месяца на те счета, на которые были списаны материалы (израсходованные или проданные), пропорционально их стоимости.
Сумму, подлежащую списанию, рассчитывают методом, определенным в учетной политике, например, так:
┌───────────┐ ┌──────────────────────────────────────┐ ┌──────────┐
│ │ │ Дебетовое сальдо по счету 16 │ │ │
│ Сумма │ │ на начало месяца + Оборот по дебету │ │ Оборот │
│отклонений,│ │ счета 16 за месяц │ │по кредиту│
│ подлежащая│ = │--------------------------------------│ x │ счета 10 │
│ списанию │ │ Дебетовое сальдо по счету 10 │ │ за месяц │
│ │ │ на начало месяца + Оборот по дебету │ │ │
│ │ │ счета 10 за месяц │ │ │
└───────────┘ └──────────────────────────────────────┘ └──────────┘
При списании отклонений делают проводку:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 16
- списано отклонение в стоимости материалов.
Отклонение в стоимости проданных материалов списывают на счета учета прочих доходов и расходов. Для этого в учете делают запись:
Дебет 91-2 Кредит 16
- списано отклонение в стоимости проданных материалов.
Пример. ООО "Пассив" отражает стоимость материалов по учетным ценам. По состоянию на начало декабря отчетного года у "Пассива" числились в учете:
- остаток материалов на складе (сальдо счета 10) - 30 000 руб.;
- дебетовое сальдо по счету 16 - 2000 руб.
В декабре отчетного года были оприходованы материалы по учетным ценам на сумму 50 000 руб. Согласно расчетным документам поставщика фактическая себестоимость материалов составила 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.).
В декабре было списано в основное производство материалов на сумму 40 000 руб. по учетным ценам.
Бухгалтер "Пассива" сделал записи:
Дебет 10 Кредит 15
- 50 000 руб. - оприходованы материалы по учетным ценам;
Дебет 15 Кредит 60
- 60 000 руб. (70 800 - 10 800) - отражена фактическая себестоимость материалов согласно расчетным документам поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 10 800 руб. - учтен НДС по материалам;
Дебет 16 Кредит 15
- 10 000 руб. (60 000 - 50 000) - отражено отклонение в стоимости материалов;
Дебет 20 Кредит 10
- 40 000 руб. - списаны материалы в производство по учетным ценам.
Отклонение в стоимости материалов, подлежащее списанию на счет 20, составит:
(2000 руб. + 10 000 руб.) : (30 000 руб. + 50 000 руб.) x 40 000 руб. = 6000 руб.
При списании отклонения надо сделать запись:
Дебет 20 Кредит 16
- 6000 руб. - списано отклонение в стоимости материалов.
Кредитовое сальдо по счету 16, относящееся к списанным запасам, сторнируют в конце отчетного месяца в корреспонденции с теми счетами, на которые были списаны материалы, пропорционально их стоимости. Сумму отклонений, подлежащую списанию, рассчитывают по такой формуле:
┌───────────┐ ┌──────────────────────────────────────┐ ┌──────────┐
│ │ │ Кредитовое сальдо по счету 16 │ │ │
│ Сумма │ │ на начало месяца + Оборот по кредиту │ │ Оборот │
│отклонений,│ │ счета 16 за месяц │ │по кредиту│
│ подлежащая│ = │--------------------------------------│ x │ счета 10 │
│ списанию │ │ Дебетовое сальдо по счету 10 │ │ за месяц │
│ │ │ на начало месяца + Оборот по кредиту │ │ │
│ │ │ счета 10 за месяц │ │ │
└───────────┘ └──────────────────────────────────────┘ └──────────┘
Если материалы переданы в производство, то отклонение списывают проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 16
- сторнировано отклонение в стоимости материалов.
Если материалы продают, то отклонение в их стоимости сторнируют. Для этого в учете делается запись:
Дебет 91-2 Кредит 16
- сторнировано отклонение в стоимости проданных материалов.
Пример. ООО "Пассив" отражает стоимость материалов по учетным ценам. По состоянию на начало декабря отчетного года у "Пассива" числились в учете:
- остаток материалов на складе (сальдо счета 10) - 30 000 руб.;
- кредитовое сальдо по счету 16 - 2000 руб.
В декабре были оприходованы материалы по учетным ценам на сумму 50 000 руб. Согласно расчетным документам поставщика фактическая себестоимость материалов составила 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.).
В декабре было списано в основное производство материалов на сумму 40 000 руб. по учетным ценам.
Бухгалтер "Пассива" сделал записи:
Дебет 10 Кредит 15
- 50 000 руб. - оприходованы материалы по учетным ценам;
Дебет 15 Кредит 60
- 40 000 руб. (47 200 - 7200) - отражена фактическая себестоимость материалов согласно расчетным документам поставщика;