Управление человеческими ресурсами
Познакомиться с работой службы управления персоналом. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:
· перечислить функции отдела кадров (службы управления персоналом);
· провести опрос специалистов фирмы, сделать вывод о состоянии системы управления персоналом[14];
· представить расчет планового фонда заработной платы (ФЗП) фирмы в целом и его подразделений (форма № П4, раздел 1,2,3);
· рассчитать основные технико-экономические показатели по труду и заработной плате (средняя заработная плата, численность персонала, структура по квалификации, структура по категориям административно-управленческого персонала, а также структура по возрасту и полу работающих); выявить основные наметившиеся тенденции (табл. 10);
Таблица 10
Основные технико-экономические показатели по труду
Показатель | 200_ | 200_ | 200_ | 200_, в % к 200_ |
· рассмотреть основные кадровые показатели: численность персонала, удельный вес рабочих, АУП, специалистов, служащих, средний возраст работающих, текучесть кадров и т.д. (табл. 11);
Таблица 11
Основные кадровые показатели
Показатель | 200_ | 200_ | 200_ | 200_, в % к 200_ |
· рассчитать показатель абсентеизма по каждой категории персонала и коэффициент внутренней мобильности;
· провести кадровый аудит для оценки кадровых процессов[15];
Оценить
· производительность труда работников[16];
· потребность в персонале[17];
· эффективность проведения профессионального отбора персонала;
· результативность испытательного срока;
· указать формы повышения квалификации[18], используемые на фирме;
· представить статистику профессионального обучения[19];
· рассмотреть применяемую на фирме процедуру аттестации персонала формы, этапы аттестации и критерии оценки).
· указать основные причины текучести кадров, а также категорию персонала, где она наиболее ярко выражена;
· оценить личностные качества персонала одного из подразделений.
· В конце раздела необходимо сделать общие выводы.
Управление качеством
Познакомиться с организацией обеспечения качества на предприятии.
Указать:
· кто занимается вопросами качества на предприятии;
· функции отдела управления качеством;
· что является объектом контроля (привести пример по нескольким позициям продукции фирмы);
· показатели качества по 3-м наименованиям продукции;
· как организован процесс контроля качества;
· виды контроля качества, используемые на предприятии;
· виды затрат на обеспечение качества продукции;
· используя диаграмму Парето провести анализ качества продукции фирмы;
· информационную базу для анализа затрат на качество продукции;
· основные причины брака и количество рекламаций в динамике за 5 лет.
· затраты на обеспечение качества продукции.
В конце раздела необходимо сделать общие выводы.
Информационные технологии в менеджменте
После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера, специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть:
· уровень технического оснащения рабочих мест специалистов (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, Баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.); какого поколения ПК преимущественно используются в работе специалистов;
· организацию системы информационной безопасности (как организован доступ персонала фирмы к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).
Указать:
· основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);
· какой вид технологии (бумажная или безбумажная) в основном преобладает в работе специалистов и менеджеров;
· как организована система учета рабочего времени специалистов.
В конце раздела необходимо сделать общие выводы.
Учет и анализ
(финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)
Познакомиться с организацией финансового и управленческого учета на предприятии. В отчете по практике студент должен отразить:
· Виды управленческого учета и отчетности, используемой на предприятии;
· Распределение функций по обеспечению управленческого учета в аппарате управления и порядок их взаимодействия;
· существующий документооборот между подразделениями аппарата управления;
· формы и порядок обмена информацией между подразделениями аппарата управления;
· зоны ответственности за реализацию бизнес-процессов;
· используемое программное обеспечения для обеспечения управленческого и финансового учета;
· используются ли на предприятии комплексные системы автоматизации процесса управления;
· Как используется на предприятии система планирования и бюджетирования.
После ознакомления с организацией бухгалтерского учета на предприятии студент должен:
· знать как организован учет денежных; учет производственных запасов; учет основных средств и нематериальных активов; учет капитальных и финансовых вложений; учет готовой продукции и ее реализации; учет фондов, резервов и займов; учет и анализ финансовых результатов и использования прибыли;
· знать основные формы бухгалтерских документов;
· на основе данных бухгалтерской отчетности проанализировать показатели финансовой устойчивости (табл. 12);
Таблица 12
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатели | 20__ | 20__ | 20__ | Изменения, % +/- |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. | ||||
Кредиторская задолженность, тыс.руб. | ||||
Превышение дебиторской (+) над кредиторской (-) задолженностью, тыс.руб. | ||||
Оборачиваемость оборотных средств | ||||
Период одного оборота |
· знать особенности системы налогообложения, выбранной фирмой, какие налоги она платит, что составляет налогооблагаемую базу для их исчисления налогов, какие ставки налогов установлены;
В отчете студент должен отразить пример начислений по каждому виду налогов:
· налог на прибыль (налог на фактическую прибыль, дополнительные платежи по налогу на прибыль);
· налог на добавленную стоимость (НДС);
· налог на имущество;
· налог на доходы физических лиц;
· прочие налоги (акцизы; налог на пользование автодорогами; налог на милицию и др.).
Необходимо обратить внимание на исчисление налогооблагаемой базы, обоснование льгот по налогообложению, особенности исчисления налогов, соблюдение сроков перечисления налоговых сумм, а также на наличие штрафных санкций за несоблюдение налогового законодательства.
Если на предприятии в текущем или предшествующем году проводились инспекционные проверки, то их результаты необходимо изучить и привести в отчете по практике. Привести в отчете расчеты предприятия по всем налогам.
В отчете по практике необходимо более подробно рассмотреть учет расчетов по оплате труда. Для этого студент должен познакомиться с лицевыми счетами, табелями учета рабочего времени, расчетом заработной платы (тарифными ставками, окладами, прочими выплатами), расчетно-платежными ведомостями, а также расчетом удержаний.
В отчете необходимо представить:
· как формируется фонд оплаты труда (ФОТ) и потребления;
· состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг;
· расчет нормативной величины расходов на оплату труда;
· оценить уровень оплаты труда на предприятии по категориям работников (табл.13);
Таблица 13
Уровень оплаты труда по категориям работников в среднем за месяц, руб.
Категории работников | 200_ | 200_ | 200_ | 200_, в % к 200_ |
АУП Специалисты ИТР Основные рабочие Вспомогательные рабочие | ||||
В среднем по предприятию |
По фактическим материалам фирмы привести пример расчета заработной платы основных и вспомогательных рабочих, специалистов и работников управления.
Обратить внимание:
· на порядок начисления как основной, так и дополнительной заработной платы;
· учет депонентских сумм, реестр депонированной заработной платы;
· учет удержания из заработной платы (налога на доходы физических лиц, за выпуск недоброкачественной продукции и по исполнительным листам);
· учет расчетов с работниками в связи с их временной нетрудоспособностью, представить образцы документов, привести примеры расчетов;
· проведение синтетического учета расчетов по оплате труда, журналы-ордера № 8 и № 10, ведомость № 7.
В конце раздела необходимо сделать общие выводы.
Финансовый менеджмент
После знакомства с работой экономических и финансовых служб фирмы необходимо:
· указать, какие службы занимаются финансовыми вопросами, какие задачи возложены на исполнителей (табл. 14);
Таблица 14
Характеристика финансовых служб
Наименование должности | Цель | Решаемые задачи | Функции |
По результат экспертного опроса сделать вывод о финансовом состоянии фирмы;
· перечислить источники и размеры финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.);
· представить структуру финансовых ресурсов фирмы, обозначить удельный вес каждой составляющей;
· перечислить виды ценных бумаг, которые приносят доход предприятию;
· перечислить приемы финансового менеджмента, используемые фирмой на практике (перевод денежных средств[20], перемещение капитала для его прироста[21], спекулятивные операции[22], сохранение способности капитала приносить высокий доход[23]);
· оценить состояние собственных оборотных средств, расчетов и платежеспособности и т.д.;
· представить в динамике рентабельность фирмы за последние 5 лет, сделать вывод о наметившейся тенденции;
· оценить финансовую устойчивость фирмы[24] (табл.15);
Таблица 15
Показатели финансовой устойчивости
Показатели | 20_ | 20_ | 20_ | 20_, в % к 20_ |
Коэффициент абсолютной ликвидности (норматив min 0,2) | ||||
Коэффициент автономности (Ка, норматив >0,5) | ||||
Коэффициент покрытия (Кп, норматив >2) | ||||
Коэффициент быстро ликвидности (Кбл, норматив >1) | ||||
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз/с, норматив < 1) | ||||
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (Ко, норматив > 0,1) | ||||
Коэффициент маневренности собственного капитала (Км, норматив > 0,5) | ||||
Коэффициент критической ликвидности (Ккл, норматив 0,7-0,8) | ||||
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл, норматив ≥ 2,0) |
· отметить заинтересованность фирмы в привлечении на платной основе специализированных организаций для оказания помощи в планировании и оптимальной организации финансовой деятельности;
Указать:
· причину нежелания фирмы привлекать профессиональные организации для получения помощи в организации финансовой деятельности: у предприятия достаточно своих собственных возможностей для решения проблем; нет необходимости, предприятие работает стабильно; у фирмы недостаточно средств для такого привлечения и т.д.;
· по каким позициям предприятие было бы заинтересовано привлекать внешние финансовые структуры (анализ финансового состояния; налоговое планирование и оптимизация налоговых платежей; анализ структуры себестоимости; разработка системы бюджетирования; разработка финансового плана предприятия; разработка программы эмиссии ценных бумаг фирмы с оптимизацией параметров их выпуска и размещения).
В конце раздела необходимо сделать общие выводы.
Логистика
Познакомиться с организацией производственного процесса фирмы. Обратить внимание на то, как организован процесс хранения производственных запасов, полуфабрикатов, незавершенной и готовой продукции на складе. Как организован учет в складском хозяйстве? Как формируется заказ на материалы, кто этим занимается?
В отчете по данному разделу необходимо обозначить:
· основные логистические потоки;
· тип логистической системы на предприятии.
Описать:
· процесс планирования материально-технического снабжения, оформить расчет потребности в отдельных видах материальных ресурсов;
· технологию формирования заказа на предприятии;
· организацию процесса снабжения производства сырьем и материалами;
· логистический процесс на складе;
· организацию грузопотоков на предприятии;
· организацию хранения продукции на складе.
Перечислить:
· основные затраты на хранение продукции на складе;
· логистические операции с товаром, производимые на данном предприятии;
· каналы распределения.
В конце раздела необходимо сделать общие выводы.
Управление затратами
В ходе практики необходимо познакомиться с работой планово-экономического отдела (ПЭО), получить представление о структуре затрат на предприятии в целом, а также по основным видам продукции, выпускаемым на предприятии. Необходимо собрать материал для проведения маржинального анализа по основным видам продукции: уровень переменных и постоянных затрат, объем производства, выручка, себестоимость и прибыль.
В ходе практики необходимо провести опрос специалистов фирмы и проанализировать производственные проблемы, стоящие перед руководством.
В отчете необходимо:
· представить структуру затрат на производство продукции, выделить удельный вес каждой статьи затрат в общем объеме (табл. 16);
Таблица 16
Объем и структура издержек производства на предприятии
Статьи затрат | 200_ | 200_ | 200_ | В среднем 200_, в % к 200_ | ||||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
ИТОГО |
· рассмотреть общую смету затрат на производство и калькуляцию затрат по видам продукции. Привести примеры расчетов;
· перечислить состав переменных и постоянных затрат для основных видов продукции;
· проанализировать функциональные связи между издержками и объемом производства продукции;
· определить критический объем выпуска продукции по трем наименованиям товара;
· сравнить критический и фактический объемы производимой продукции;
· оценить факторы, влияющие на изменение зоны безопасности;
· привести пример расчета и распределения прибыли;
· дать характеристику финансовых ресурсов предприятия (прибыль, кредиты банка, амортизационные отчисления, продажа ценных бумаг, паевые взносы работающих);
· провести сравнительный анализ себестоимости продукции (форма 1-С и приложения к балансу): анализ затрат на 1 рубль товарной продукции и выявление влияния факторов на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции, анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям.
Управление коммуникациями
После знакомства с работой административно-управленческого персонала и характером взаимодействия подразделений необходимо указать:
· виды управленческих коммуникаций, используемые в организации;
Таблица 17
Виды коммуникаций, используемые в организации
Вид коммуникации | Участники коммуникации | Цель коммуникации | Периодичность/ частота осуществления | Документирование процесса |
· привести 5-7 примеров делового общения в процессах управления;
Таблица 18
Примеры общения в процессах управления
Инициатор общения | Объект общения | Цель общения | Форма общения |
Руководитель | Подчиненный | Доведение принятого решения до исполнителей. | Инструктаж о правилах выполнения работы (письменный или устный) |
· Ознакомившись с основными видами информации, заполните таблицу (табл.19)
Таблица 19
Виды информации, их характеристика и примеры использования
Классификационный признак | Виды информации | Характеристика | Практический пример |
По характеру | Непрерывная | ||
Дискретная | |||
По типу передаваемой информации | Документальная | ||
Недокументальная | |||
По источнику происхождения | Первичная | ||
Вторичная | |||
По способу распространения | Опубликованная | ||
Неопубликованная | |||
По области получения и использования | |||
При оценке коммуникационных процессов, необходимо оценить уровень технического и информационного оснащения процесса управления:
· оценить уровень автоматизации фирмы[25]
· указать, какими техническими средствами оснащено рабочее место менеджера (ПЭВМ, факс, электронная почта, ксерокс, наличие локальной сети, Интернет и т.п.);
· перечислить пакеты прикладных программ, используемых в организации работы офиса (Microsoft Оffice-ХР и т.п.), программы по «1С - Предприятие», «Парус» и т.п.);
· указать каналы передачи информации, как по горизонтали, так и по вертикали (электронные, графические, письменные и т.п.).