Тема 4. Финансирование текущей деятельности предприятия

В данной теме большое внимание уделяется проблемам финансового планирования в системе бюджетирования текущей деятельности, т.к. в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции возрастает. Подробно рассматриваются логика и смысловое содержание каждого блока, входящего в генеральный бюджет. Обосновывается важность построения прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности, особо подчеркивается необходимость составления прогнозного отчета о движении денежных средств.

В рамках проблемы финансового планирования достаточно подробно рассматривается балансовый метод определения потребности во внешнем финансировании.

Подробно рассматриваются традиционные методы краткосрочного финансирования. Раскрывается сущность различных форм банковского кредитования: срочного, контокорректного, онкольного, учетного и акцептного кредитов, а также факторинга и форфейтинга.

Большое внимание уделяется проблемам спонтанного финансирования, а также различным условиям оплаты отгруженного товара, например, таким, как «чистый период», «чистый период» со скидкой, «2/10, чистые 30», «2/98* 360/20» и т.д.

В теме достаточное внимание уделено проблемам издержек отсрочки выплаты кредиторской задолженности, в частности, издержкам отказа от использования скидки.

Обращается внимание на преимущества коммерческого кредита.

Большое внимание уделено счетам начислений как важнейшему источнику спонтанного финансирования.

В теме значительное место отведено рынку краткосрочных коммерческих векселей, банковским акцептам, необеспеченному банковскому кредиту, кредитной линии, револьверному кредиту, ссудам на проведение отдельных сделок, обеспеченному кредиту, факторингу, структуре краткосрочного финансирования (таким, как опционные контракты, залоговые операции и ипотека, аренда, коммерческая концессия).

Контрольные вопросы

1.По финансовому планированию в системе бюджетирования текущей деятельности:

-в чем состоит суть финансового планирования на предприятии?;

-пожалуйста, раскройте логику и смысловое содержание каждого блока, входящего в генеральный бюджет предприятия (ответ на вопрос оценивается наравне с докладами);

-в каких целях может служить прогнозная отчетность в рамках бюджетирования текущей деятельности предприятия?;

-какие методы и приемы используются при финансовом планировании? Обратите внимание на балансовый метод определения потребности во внешнем финансировании (ответы на данные вопросы оцениваются наравне с докладами);

2. По традиционным методам краткосрочного финансирования:

-какие два источника привлеченных средств используется в практике хозяйственной деятельности предприятий? Каково основополагающее различие между ними?;

-назовите и охарактеризуйте основные способы краткосрочного финансирования;

-расскажите, пожалуйста, о простых и переводных векселях предприятий и объясните, в связи с какими обстоятельствами и с какой целью практикуется аваль?;

-раскройте, пожалуйста, сущность срочного, контокорректного, онкольного, учетного (вексельного), акцептного кредитов, а также факторинга и форфейтинга (ответ на данный вопрос оценивается наравне с докладами);

3. По понятию о спонтанном финансировании:

-назовите два основных источника спонтанного краткосрочного финансирования;

- в связи с чем краткосрочное финансирование можно классифицировать в зависимости от того, спонтанно оно или нет?;

-приведите практические примеры из области спонтанного финансирования.

4. По финансированию за счет коммерческого кредита (спонтанное финансирование):

-каковы причины того, что коммерческий кредит стал основным источником краткосрочных средств для большей части фирм?;

-назовите типы предоставления коммерческого кредита и ответьте на вопрос: которые из них наиболее широко распространены?;

- в каком случае вместо открытого счета применяют простой вексель?;

-что собой представляют акцептованные товарные накладные, с какой целью они оформляются и каков порядок их использования?;

-каковы условия продажи открытых счетов? Подробно расскажите о каждой группе этих условий (ответ на данный вопрос оценивается наравне с докладами);

-в каком случае коммерческий кредит становится «встроенным» источником финансирования, интенсивность использования которого изменяется вместе с производственным циклом?;

-расскажите о платежах точно в срок (ответ на данный вопрос оценивается наравне с докладами);

-расскажите об отсрочке выплаты кредиторской задолженности (ответ на данный вопрос оценивается наравне с докладами);

-расскажите о преимуществах коммерческого кредита.

5. По счетам начислений (спонтанное финансирование):

-что собой представляют счета начислений?;

-расскажите о механизмах увеличения суммы по счетам начислений в связи с расширением масштабов деятельности предприятия;

-относятся ли счета начислений к контролируемому финансированию или нет? Обоснуйте свой ответ примерами из практики хозяйственной деятельности предприятий;

-приведите примеры частичного контроля компанией объемов финансирования за счет начислений;

-с помощью каких мер возможно увеличение объемов финансирования деятельности предприятия за счет начисленной заработной платы?

6. По кредиту на финансовом рынке:

-расскажите о рынке краткосрочных коммерческих векселей (ответ на вопрос оценивается наравне с докладами);

-расскажите о банковских акцептах (ответ на вопрос оценивается наравне с докладами);

7. По необеспеченному банковскому кредиту:

-в связи с какими обстоятельствами краткосрочные необеспеченные банковские кредиты определяются как «самоликвидирующиеся»?;

-что собой представляет кредитная линия?;

-на какой срок заключается соглашение о кредитной линии и каковы условия ее возобновления?;

-назовите положительные и отрицательные для заемщика стороны кредитной линии;

- что собой представляет револьверный кредит?;

- каковы правила установления ставок процента по ссудам?;

- что собой представляет базисная ставка процента?;

-каков уровень ставки, выплачиваемой клиентами в действительности по сравнению с базисной?;

-от каких обстоятельств зависит размер ставок по краткосрочным ссудам?;

-какие три способа уплаты процентов по ссудам существуют на практике? Приведите примеры (условные или фактические) из практики хозяйственной деятельности отдельных предприятий на использование этих способов;

-что представляют собой компенсационные остатки на счетах в банке и каковы требуемые их остатки?

8. По обеспеченному кредиту:

-в связи с какими обстоятельствами банки требуют у заемщиков обеспечения предоставляемых им кредитов?;

-пожалуйста, перечислите все то, что может служить в качестве обеспечения кредита;

-что определяет степень защищенности ссуды?;

-каким должен быть размер обеспечения по сравнению с суммой кредита?;

-скажите, пожалуйста, в зависимости от каких факторов варьирует размер залога под обеспеченные кредиты?

9. По ссудам, выданным под векселя и цессиям:

-какие параметры дебиторской задолженности интересуют кредитора при выдаче ссуд заемщикам под обеспечение?;

-что собой представляют ссуды под векселя с уведомлением и без такого?;

-какую опасность для кредитора таит в себе ссуда под вексель без уведомления?;

-в связи с какими обстоятельствами кредитования под залог дебиторской задолженности может стать методом более или менее длительного финансирования?;

-всегда ли делается уведомление клиентов фирмы о том, что их счета проданы факторинговой компанией?;

-каковы затраты фирмы на факторинг?;

-что собой представляет овердрафт?

10. По ссудам под обеспечение запасами:

-какие параметры запасов учитываются при выдаче ссуд банками под их обеспечение?;

-что собой представляет изменяющийся залог?;

-что собой представляет залог на движимое имущество?;

-что собой представляет трастовый договор? Какие субъекты наиболее широко их используют и в каких формах это осуществляется?;

-что собой представляют ссуды под товарную квитанцию склада общественного пользования?;

-какие виды складских квитанций вы знаете?;

-что собой представляют ссуды под товарную квитанцию склада заемщика?

11. По структуре краткосрочного финансирования:

-от каких факторов зависит приемлемая пропорция альтернативных источников финансирования?;

-какой фактор занимает центральное место при анализе альтернативных источников финансирования?;

-какой фактор занимает центральное место при анализе альтернативных источников средств?;

-с каким обстоятельством связана гибкость краткосрочного финансирования деятельности фирмы?

12. По опционным контрактам в мобилизации источников финансирования:

-что собой представляет опцион, колл-опцион, пут-опцион, цена исполнения опциона и цена опциона?;

-что собой представляет право на льготную покупку акций?;

-что собой представляет варрант?;

-по какой формуле определяется цена варранта?;

-с какими рисками связана покупка варранта?;

13. По залоговым операциям и ипотеке:

- что собой представляет секьюритизация активов?

-какие финансовые институты участвуют в процессе секьюритизации активов и какие функции они выполняют?

14. По аренде как источнику финансирования:

-что собой представляет аренда?;

-какие категории аренды вы знаете?;

-какие виды финансовой аренды вы знаете и что собой они представляют?;

-из каких 2-х частей состоит доход арендодателя при аренде по типу продажи?;

-что собой представляет аренда со смешанным финансированием?;

-что собой представляет возвратная аренда?

15. По коммерческой концессии:

-в чем состоит суть коммерческой концессии (франчайзинга);

-какие условия оговариваются в договоре коммерческой концессии?;

-кому и какие выгоды приносит коммерческая концессия?

16. По балансовым моделям управления источниками финансирования:

-представьте основное балансовое уравнение на доске и объясните, что отражают левая и правая части уравнения и с какими обстоятельствами связаны изменения величин показателей левой и правой частей уравнения;

-на какие три возможных источника финансирования деятельности предприятия указывает балансовое уравнение после его преобразования с учетом реинвестируемой прибыли? Скажите, пожалуйста, какой из этих источников является приоритетным?;

- каковы последствия выпуска дополнительных акций?

  1. Перечень информационных технологий, используемых приосуществлении образовательного процесса по дисциплине.

В ходе изучения дисциплины предполагается применение следующих интерактивных и инновационных форм проведения занятий.

Проведение деловых ситуационных игр. Психологические тренинги. На лекциях применяются мультимедийные демонстрации, фильмы. На семинарских занятиях обсуждаются проблемы государственного и муниципального управления, новации в теории и практике. На практических занятиях особое внимание уделяется решению задач и примеров, связанных с прогнозированием последствий принимаемых управленческих решений. В числе применяемых активных и интерактивных занятий: работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности; деловая игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах; проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для реализации основных функций политики государства и муниципалитета.

Корпоративное обучение (работа в малых группах). Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Группы могут быть сформированы как преподавателем (на основании уровня знаний или умственных способностей), так и по пожеланию студентов. Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей аудитории. Кроме того, никто из студентов не будет просиживать время на занятии, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к аудитории или ответы на вопросы преподавателя и т.д.

Корпоративное обучение (игра «Ротационные тройки»). Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и усвоения. Чтобы организовать этот вид деятельности, от преподавателя требуется объединить студентов в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а студенты каждый по очереди отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех студентов, например, под номером один в другую тройку, и таким образом, преподаватель может двигать студентов сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы. Ещё одним вариантом обучения, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два – четыре – все вместе». Он заключается в том, что студентам даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем студенты объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем преподаватель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.

Наши рекомендации