Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Цель проверки — установить правильность веде­ния расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные рабо­ты и оказанные услуги.

Для проведения проверки необходимо изучить следующие законодательные и нормативные документы:

1. Гражданский кодексРФ, ч. 1 и 2.

2. Налоговый кодексРФ, ч. 1 и 2.

3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 123-ФЗ от 23.07.98.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ № 34н от 29.07.98 (в ред. от 24.03.2000)).

5. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 3/06 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной ва­люте» (Приказ МФ РФ №154 н от 27.11.2006).

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций (Приказ МФ РФ № 94н от 31.10.00).

Для проверки необхо­димо взять следующие бухгалтерские документы:

• баланс;

• Главная книга;

• журнал-ордер №6;

• счета-фактуры;

• платежные поручения;

• договоры поставки (купли-продажи, оказания услуг);

• выписки банка;

• первичные документы по движению матери­альных ценностей (приходные ордера, акты о приемке материалов, накладные, товарно-транспортные накладные, требования, лимит­но-заборные карты);

• декларация по НДС;

• журнал регистрации принятых к оплате сче­тов-фактур (книга покупок);

• журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

Данные баланса сверяются с данными Главной книги по счету 60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками».

Главная книга проверяется арифметически, на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам и сверяется с данными журнала-ордера № 6.

Журнал-ордер № 6 проверяется арифметически, на правильность и своевременность оформления, на соответствие оборотов по корреспондирующим сче­там, сверяется с данными пер­вичных документов по движению материальных ценностей, счетами-фактурами и выписками банка.

Первичные документы по движению материаль­ных ценностей - накладные, приходные ордера, акты приемки, проверяются на правильность со­ставления и оформления, на соответствие счетам-фактурам и договорам.

В журнале-ордере № 6 отдельной строкой ука­зывается сумма НДС, оплаченного и подлежащего возмещению из бюджета, поэтому аудитор сверяет эти суммы НДС с декларацией по НДС.

Проверяется наличие договоров купли-продажи и дого­воров поставки, и правильность их оформления, что позволяет регулировать отно­шения с поставщиками в случаях ненадлежащего исполнения ими условий договора. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку то­варов, является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленые

по договору товары, предельный размер которого равен трем месяцам с момента фактического получения товаров.

При наличии дебитор­ской задолженности необходимо установить дату ее возникно­вения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давно­сти. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности. Суммы неистребованной кредитором задолженности, подлежат списанию по ис­течении четырех месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, за исключением случаев, когда в его дей­ствиях отсутствует умысел. При этом указанная сумма налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Однако такие суммы должны учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного поло­жения должника. Суммы кредиторской задолженности, по которым ис­ковая давность истекла, подлежат отнесению на прибыль.

При проведении аудита расчетов с по­ставщиками и подрядчиками должна быть проведена взаимная сверка расчетов, посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшиф­ровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.

Значительная часть предприятий, как правило, пренебрегает проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и под­рядчиками, что нарушает Методические указания по инвентари­зации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные ру­ководством организации, должна осуществляться инвентариза­ция расчетов с дебиторами и кредиторами. Рекомендуются следующие сроки инвентаризации расчетов:

а) с на­логовыми органами — 1 раз в квартал;

б) с дочерними предприя­тиями, обслуживающими производствами и хозяйствами на самосто­ятельном балансе, учредителями, вышестоящими организациями — на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом;

в) с дебито­рами и кредиторами — не реже 2 раз в год.

При отсутствии материа­лов инвентаризации и актов сверки взаиморасчетов или при некаче­ственномих проведении рекомендуется установить реальность и сроки задолженности, а при просрочке — еще и лиц, виновных в этом.

В ходе инвентариза­ции устанавливаются сроки возникновения задолженности, ре­альность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, пра­вильность и обоснованность числящихся по балансу сумм деби­торской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформле­ны актом. В акте следует перечислить наименование проинвен­таризованных счетов и указать суммы выявленной несогласо­ванной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадеж­ных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задол­женности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, винов­ные в пропуске этих сроков.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: акцепт­ной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в по­рядке плановых платежей; последующей, чеками; в порядке за­чета взаимных требований; с использованием векселей.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением.

При расчетах векселями могут использоваться простые и переводные векселя. Простой вексель - это письменное долго­вое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить оп­ределенную сумму по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы (услуги).

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сум­му третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превра­щается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться не­однократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного до­кумента.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих по­ставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы спи­сывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

При расчетах с поставщиками в СКВ учет ведется по каждому партне­ру раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте. При оплате счета поставщика операцию отражают по курсу на день платежа, кото­рый может отклоняться от курса на дату возникновения долга. Указан­ная курсовая разница относится на прочие доходы или поте­ри организации, либо предварительно в течение года учитывается на счете 98 «Доходы будущих периодов», а в декабре через счет 91 «Прочие доходы и расходы» списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Всю полученную информацию аудитор регист­рирует в своих рабочих документах, сопоставляет фактически выявленные ошибки с предварительно рассчитанными, при необходимости корректирует план проверки.

К основным нарушениям при учете операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками относятся следующие:

• неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков, что ведет к нарушению учетной политики в части требования пол­ноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйствен­ной деятельности и к занижению налогооблагаемой базы по на­логу на имущество предприятий;

• подделка документов и составление фиктивных обяза­тельств для обеспечения неверных кассовых выплат;

• уничтожение подлинных документов (акцептных поруче­ний, платежных требований и проч.) и, как следствие этого, не­правомерное списание сумм на расчеты с другими предпри­ятиями;

• отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной де­биторской и кредиторской задолженности;

• неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;

• несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

• нарушение методологии бухгалтерского учета в части не­верно составленной корреспонденции счетов.

Аудит кредитов и займов

Цель проверки – установить законность и правильность оформления кредитных договоров, правильность отнесения на затраты процентов по кредитам, соответствие отражения в бухгалтерском учете операций по учету кредитов и займов принятой на предприятии учетной политике, полноту и своевременность погашения кредитов.

Для проведения проверки необходимо изучить следующие законодательные и нормативные документы:

1. Гражданский кодексРФ, ч. 1 и 2.

2. Налоговый кодексРФ, ч. 1 и 2.

3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 123-ФЗ от 23.07.98.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ № 34н от 29.07.98 (в ред. от 24.03.2000)).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»(ПБУ 15/2008) (Приказ МФ РФ №107н от 06.10.08).

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций (Приказ МФ РФ № 94н от 31.10.00).

Для проведения проверки необхо­димо взять следующие бухгалтерские документы:

§ баланс;

§ отчет о прибылях и убытках;

§ Приложение к балансу - Ф.№5;

§ отчет о движении денежных средств – Ф.№3;

§ отчет о движении капитала – Ф.№4;

§ Главная книга;

§ Учетная политика предприятия;

§ журнал-ордер №4;

§ кредитные договоры, договоры займа и договоры залога;

§ договоры страхования невозврата кредитов;

§ выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;

§ платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;

§ мемориальные ордера банка;

§ выписки банка по ссудному счету;

В учетной политике предприятия предусмотрены решения, по учету банковских кредитов, включая способ начисления и уче­та процентов по полученным кредитам.

ПБУ 15/08 разделяет задолженность по заемным средствам на краткосрочную и долгосрочную, а также на срочную и просроченную. При этом долгосрочную задолженность организация – заемщик может перевести в краткосрочную если до возврата основной суммы займа осталось не более 365 дней. Срочную задолженность по истечении срока платежа заемщик должен перевести в просроченную в обязательном порядке.

Аналитический учет по банковским кредитам на предпри­ятии должен быть организован:

§ по видам кредитов (рублевый, валютный);

§ по банкам, у которых он был получен;

§ по целевому назначению кредитов;

§ по срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок пога­шения которых еще не наступил);

§ по участию в корректировке налогооблагаемой прибыли для целей налогообложения.

Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетовод­ства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают оп­ределенный номер. При журнально-ордерной форме счетовод­ства учет кредитов ведется в журнале-ордере № 4.

Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компь­ютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатыва­ются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм, таких как:

§ журнал-ордер по счету;

§ карточка по счету;

§ анализ счета;

§ обороты по счету на определенную дату.

Аудитору следу­ет запросить распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.

Аудитору необходимо проверить:

- соблюдение “золотого правила финансирования” (со­отношение собственных и заемных средств не должно пре­вышать 60/40). Следование этому правилу позволяет пред­приятиям иметь достаточные средства для погашения всех кредитов в случае возникновения необходимости;

- возможность предприятия погасить кредиты и зай­мы в срок (оценивается с использованием коэффициен­тов ликвидности);

- правильность отнесения полученных кредитов к краткосрочным и долгосрочным;

- наличие и правильность заполнения всех реквизи­тов кредитного договора;

- причины получения кредитов в данном банке (было ли это обусловлено наиболее выгодными условиями или какими-либо другими обстоятельствами);

- цели фактического использования кредита и их со­ответствие условиям договора;

- полноту, равномерность и своевременность факти­ческого погашения кредита;

- наличие фактов нарушения сроков возврата креди­тов и причины этого;

- правильность уплаты процентов за кредит и их отнесения на себестоимость;

- законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов) и порядок их погашения;

- порядок отнесения процентов по ссудам, получен­ным от предприятий – займодавцев, не имеющих лицен­зии ЦБ(относятся за счет прибыли);

- ведение аналитического учета по заимодавцам и сро­кам погашения кредита;

- порядок реализации (выпуска) краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг;

- законность и обоснованность выдачи ссуд на инди­видуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и др.;

- наличие задолженности по ссудам за уволенными работниками и меры, принятые к взысканию;

Перечень типовых нарушений при отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с получением креди­тов:

1. Отсутствие документов, оформляющих кредитные отношения:

§ кредитного договора;

§ выписок банка со ссудного счета;

§ мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита и сумм процентов, уплачивае­мых по кредитным договорам.

2. Включение в себестои­мость продукции (работ, услуг) процентов по кредитам, которые не могут быть в нее включены:

§ полученным не для целей теку­щей производственной деятельности (например, средства кото­рого были направлены на уплату налогов). Проценты по кредитам банков, полученным на инвести­ционную и финансовую деятельность, относятся на себестои­мость продукции (работ, услуг);

§ начисленных банком процентов за пользование кредитными средствами, но фактически на конец отчетного периода не уп­лаченных банку;

§ за­трат на оплату процентов по просроченным кредитам;

§ за­трат на оплату процентов по кредитам банков, уплаченных по­сле окончания срока действия кредитного договора;

§ за­трат на оплату процентов по кредитам банков, превышающих сумму процентов от фактически полученной суммы кредита;

§ за­трат на оплату процентов по кредитам и займам, полученным не в банке;

§ за­трат на оплату процентов по кредитам, полученным в пользу проверяемого предприятия другим юридическим лицом;

3. Включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных акти­вов, процентов за кредит, полученный на финансирование ка­питальных вложений после принятия этих объектов на учет, либо сверх установленных норм;

4. Некорректное примене­ние льготы по налогу на прибыль на финансирование капи­тальных вложений, произведенных за счет кредитов:

§ применение льготы по налогу на прибыль на финанси­рование капитальных вложений, произведенных за счет креди­тов, полученных не в банке;

§ включение в льготу процентов по кредитам на финан­сирование капитальных вложений, начисленных, но не упла­ченных в отчетном периоде;

§ включение в льготу одновременно и стоимости капи­тальных вложений (в состав которых по правилам ведения учета уже включены проценты по кредиту на финансирование капи­тальных вложений) и повторно процентов за кредит;

§ включение в льготу процентов по кредитам, средства которых израсходованы на приобретение нематериальных акти­вов и прочих внеоборотных активов;

5. Нарушение принципов формирования финансовых результатов для целей налогообло­жения:

§ отсутствие корректировки прибыли для целей налогооб­ложения на сумму затрат по оплате процентов за кредиты бан­ков, связанные с текущей производственной деятельностью, сверх учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на три пункта;

§ отсутствие корректировки прибыли для целей налогооб­ложения на сумму затрат по оплате процентов за кредиты бан­ков, полученные в иностранной валюте, на текущую производ­ственную деятельность, сверх установленной Постановлением Правительства РФ ставки;

§ отсутствие корректировки прибыли для целей налогооб­ложения на сумму затрат по оплате процентов за кредиты бан­ков, полученные на текущую производственную деятельность, сверх учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на три пункта в слу­чае, когда кредитным договором предусмотрено изменение учетной ставки;

6. Нарушение принципов формирования финансовых результатов:

§ отнесение на собственные источники финансирования процентов по кредитам, превышающих учетную ставку ЦБ РФ в случае снижения учетной ставки ЦБ РФ, если договором не предусмотрено изменение процентов;

§ отнесение на собственные источники финансирования процентов по кредитам банков, полученным на текущую дея­тельность, сверх учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на три пункта;

§ отнесение на собственные источники финансирования процентов по кредитам банков, полученным в иностранной ва­люте на текущую деятельность, сверх установленных норм.

Наши рекомендации