Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
АУДИТ
ЧАСТЬ II
В.Н.ЛЕМЕШ,
член методологического совета
по аудиторской деятельности
Министерства финансов
Республики Беларусь,
доцент, кандидат экономических наук
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 17 мая 2010 г.
См. часть I пособия
АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ
Включает в себя:
11.1. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
11.2. Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками.
11.3. Аудит учета расчетов по государственному социальному страхованию и обеспечению.
11.4. Аудит учета расчетов с БРУСП "Белгосстрах".
11.5. Аудит учета расчетов с учредителями.
11.6. Аудит учета расчетов по претензиям.
11.7. Аудит учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты аудита учета расчетов:
1. Закон N 138-XIII;
2. Счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 76-3 "Расчеты по претензиям", 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции N 89;
3. Закон N 322-З;
4. Положение N 917;
5. Закон N 230-З;
6. Закон N 1596-XII;
7. Перечень N 115;
8. Указ N 40;
9. Постановление N 12;
10. Положение N 530;
11. Положение N 1290 (пособия);
12. Правила N 837;
13. Инструкция N 1/5;
14. Инструкция N 180;
15. Подпункт 3.20 п. 3, п. 16 Основных положений по составу затрат;
16. Подпункт 3.4 ст. 31, п. 3 ст. 38, подп. 1.7 ст. 79, подп. 1.4.4-1 ст. 81, подп. 1.5.2 и 1.5.3 ст. 154, ст. 155, подп. 1.1 ст. 163, п. 14 и подп. 20.8 ст. 169, подп. 6.8 ст. 176, ст. 249 НК;
17. Пункты 2 и 3 ст. 44, ст. 48, п. 3 ст. 52, ст. 476, ст. 636, ст. 656, ст. 751 ГК;
18. Декрет N 15;
19. Указ N 178;
20. Инструкция N 199;
21. Положение N 1290;
22. Статья 87 ИК;
23. Пункт 2 ст. 300 ТмК;
24. Статьи 1, 4, 9, 15, 16, 38, 91, 149 Закона N 423-З;
25. Статья 5 Закона N 174-З;
26. Статья 13 Закона N 2020-XII;
27. Пункты 7 и 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования;
28. Положение N 92;
29. Порядок N 26;
30. Статьи 119 - 122 ВзК;
31. Статья 46 Закона N 237-З;
32. Статья 38 Закона N 258-З;
33. Статья 30 Закона N 124-З;
34. Статья 57 Закона N 45-З;
35. Пункт 14 Правил N 19;
36. Постановление N 59;
37. Глава 30 Правил N 3;
38. Временная методика определения размера ущерба (убытков);
39. Постановление N 29/42;
40. Положение N 1294;
41. Пункты 41 - 46, 48 - 50, 71, 72, 78, 79, 83, 181 - 186 Инструкции N 19;
42. Положение N 1829;
43. Постановление N 290;
44. Положение N 1302;
45. Положение N 1298;
46. Постановление N 30;
47. Постановление N 5/3;
48. Инструкция N 205;
49. Постановление N 130;
50. Постановление N 1299;
51. Постановление N 1/1;
52. Указ N 531;
53. Положение N 1297;
54. Общегосударственный классификатор ОКРБ 005-2006;
55. Инструкция N 83/33/16/149/62/14/8/35.
Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Типичные ошибки и нарушения:
1. Из-за неоформления либо неправильного оформления первичного учетного документа:
- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае, если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременного хранения, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
- ошибки при регистрации документа (расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
- нарушение сроков хранения документации в архиве;
- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
- наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;
- ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
- несоблюдение сроков хранения документов в архиве;
- уничтожение первичных документов без акта о выделении к уничтожению дел;
- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов);
- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
2. Из-за неправильной корреспонденции счетов:
- неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц;
- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другим контрагентом;
- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
- списание безнадежного долга в состав внереализационных доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов;
3. Из-за несоблюдения аспектов учетной политики:
- не определен график инвентаризаций;
- отсутствует график документооборота;
- несоблюдение периодичности проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- нарушение сроков отражения результатов инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах бухгалтерского учета;
- нарушается график документооборота;
- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;
- формальное проведение инвентаризации;
4. Из-за несоответствия данных аналитического учета данным синтетического:
- отсутствие аналитического учета по поставщикам и подрядчикам, не оплаченным в срок расчетным документам, авансам выданным;
- ненадлежащее ведение учета (недостаточный аналитический учет);
5. Данные форм отчетности не увязываются, либо не раскрыта отчетная информация, предусмотренная нормативными правовыми актами как обязательная к раскрытию;
6. Другие несоблюдения требований нормативных правовых актов при осуществлении хозяйственной операции:
- отсутствие договоров с поставщиками и неправильное их оформление;
- при приобретении товаров у резидента не указывается цель (цели) приобретения товаров;
- в некоторых случаях при заключении нескольких договоров по лицензионному виду деятельности с одним поставщиком организации прилагают лицензии только к одному договору, как правило, самому первому;
- замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке;
- ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление претензий по договорам;
- несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
- счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при измерении количества, массы, размера и т.п.);
- товар приобретен у посредника в сроки, предшествующие сроку получения последним лицензии на данный вид деятельности.