Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

АУДИТ

ЧАСТЬ II

В.Н.ЛЕМЕШ,

член методологического совета

по аудиторской деятельности

Министерства финансов

Республики Беларусь,

доцент, кандидат экономических наук

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 17 мая 2010 г.

См. часть I пособия

АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ

Включает в себя:

11.1. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

11.2. Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками.

11.3. Аудит учета расчетов по государственному социальному страхованию и обеспечению.

11.4. Аудит учета расчетов с БРУСП "Белгосстрах".

11.5. Аудит учета расчетов с учредителями.

11.6. Аудит учета расчетов по претензиям.

11.7. Аудит учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты аудита учета расчетов:

1. Закон N 138-XIII;

2. Счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 76-3 "Расчеты по претензиям", 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции N 89;

3. Закон N 322-З;

4. Положение N 917;

5. Закон N 230-З;

6. Закон N 1596-XII;

7. Перечень N 115;

8. Указ N 40;

9. Постановление N 12;

10. Положение N 530;

11. Положение N 1290 (пособия);

12. Правила N 837;

13. Инструкция N 1/5;

14. Инструкция N 180;

15. Подпункт 3.20 п. 3, п. 16 Основных положений по составу затрат;

16. Подпункт 3.4 ст. 31, п. 3 ст. 38, подп. 1.7 ст. 79, подп. 1.4.4-1 ст. 81, подп. 1.5.2 и 1.5.3 ст. 154, ст. 155, подп. 1.1 ст. 163, п. 14 и подп. 20.8 ст. 169, подп. 6.8 ст. 176, ст. 249 НК;

17. Пункты 2 и 3 ст. 44, ст. 48, п. 3 ст. 52, ст. 476, ст. 636, ст. 656, ст. 751 ГК;

18. Декрет N 15;

19. Указ N 178;

20. Инструкция N 199;

21. Положение N 1290;

22. Статья 87 ИК;

23. Пункт 2 ст. 300 ТмК;

24. Статьи 1, 4, 9, 15, 16, 38, 91, 149 Закона N 423-З;

25. Статья 5 Закона N 174-З;

26. Статья 13 Закона N 2020-XII;

27. Пункты 7 и 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

28. Положение N 92;

29. Порядок N 26;

30. Статьи 119 - 122 ВзК;

31. Статья 46 Закона N 237-З;

32. Статья 38 Закона N 258-З;

33. Статья 30 Закона N 124-З;

34. Статья 57 Закона N 45-З;

35. Пункт 14 Правил N 19;

36. Постановление N 59;

37. Глава 30 Правил N 3;

38. Временная методика определения размера ущерба (убытков);

39. Постановление N 29/42;

40. Положение N 1294;

41. Пункты 41 - 46, 48 - 50, 71, 72, 78, 79, 83, 181 - 186 Инструкции N 19;

42. Положение N 1829;

43. Постановление N 290;

44. Положение N 1302;

45. Положение N 1298;

46. Постановление N 30;

47. Постановление N 5/3;

48. Инструкция N 205;

49. Постановление N 130;

50. Постановление N 1299;

51. Постановление N 1/1;

52. Указ N 531;

53. Положение N 1297;

54. Общегосударственный классификатор ОКРБ 005-2006;

55. Инструкция N 83/33/16/149/62/14/8/35.

Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Типичные ошибки и нарушения:

1. Из-за неоформления либо неправильного оформления первичного учетного документа:

- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае, если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременного хранения, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);

- ошибки при регистрации документа (расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);

- нарушение сроков хранения документации в архиве;

- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

- наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;

- ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;

- несоблюдение сроков хранения документов в архиве;

- уничтожение первичных документов без акта о выделении к уничтожению дел;

- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов);

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

2. Из-за неправильной корреспонденции счетов:

- неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц;

- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другим контрагентом;

- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;

- списание безнадежного долга в состав внереализационных доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов;

3. Из-за несоблюдения аспектов учетной политики:

- не определен график инвентаризаций;

- отсутствует график документооборота;

- несоблюдение периодичности проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- нарушение сроков отражения результатов инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах бухгалтерского учета;

- нарушается график документооборота;

- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;

- формальное проведение инвентаризации;

4. Из-за несоответствия данных аналитического учета данным синтетического:

- отсутствие аналитического учета по поставщикам и подрядчикам, не оплаченным в срок расчетным документам, авансам выданным;

- ненадлежащее ведение учета (недостаточный аналитический учет);

5. Данные форм отчетности не увязываются, либо не раскрыта отчетная информация, предусмотренная нормативными правовыми актами как обязательная к раскрытию;

6. Другие несоблюдения требований нормативных правовых актов при осуществлении хозяйственной операции:

- отсутствие договоров с поставщиками и неправильное их оформление;

- при приобретении товаров у резидента не указывается цель (цели) приобретения товаров;

- в некоторых случаях при заключении нескольких договоров по лицензионному виду деятельности с одним поставщиком организации прилагают лицензии только к одному договору, как правило, самому первому;

- замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке;

- ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление претензий по договорам;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам;

- счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при измерении количества, массы, размера и т.п.);

- товар приобретен у посредника в сроки, предшествующие сроку получения последним лицензии на данный вид деятельности.

Наши рекомендации