Инфляция: сущность, причины, формы проявления, социально-экономические последствия
Под инфляцией понимается кризисное состояние денежной системы, характеризуемое обесценением денег, падением их покупательной способности, вызываемые повышением цен; может проявляться товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Инфляция ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, субъектами хозяйствования, группами населения.
Основными причинами инфляции является нарушение баланса между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой государства, нестабильной политической и социальной обстановкой, действиями средств массовой информации и потерей доверия к правительству.
Виды инфляции можно выделить по ряду признаков:
1. В зависимости от преобладания тех или иных причин, вызывающих инфляцию, выделяют:
· инфляцию спроса. Возникает в том случае, когда имеющаяся денежная масса не обеспечивается достаточным количеством товаров и услуг. Обусловливается кредитной экспансией банков, дефицитом бюджета и ростом гос. долга, покрываемых за счет денежной эмиссии, чрезмерными инвестициями в тяжелую промышленность;
· инфляцию издержек. Характеризуется первоначальным ростом издержек и цен товаров, а затем подтягиванием к их возросшему уровню денежной массы. Обусловливается высокими косвенными налогами, включаемыми в цену товаров; ростом цен на сырье, энергоресурсы; снижением роста производительности труда и приростом заработной платы;
· импортируемую инфляцию. Связана с изменением валютных курсов и повышением мировых цен на сырье; вызывается притоком иностранной валюты на территорию страны.
2. В зависимости от темпов роста цен различают:
· ползучую – при ежегодных темпах прироста цен на 3-5%;
· галопирующую (скачкообразную) – при росте цен на 10-50%;
· гиперинфляцию – при росте цен свыше 100%;
· подавленную (скрытую) – рост цен практически не наблюдается, но возникает дефицит в товарной сфере, происходит снижение качества товаров и услуг, усиливаются распределительные отношение, развивается «черный рынок», может проявляться в огромных неплатежах, натурализации хозяйственных отношений, падении производства.
Количественную оценку инфляционных процессов призваны дать различные показатели инфляции. К таким показателям относят:
1. Индекс инфляции (Iin) показывает во сколько раз возросли цены за анализируемый период. Его определяют как соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг для данного периода с совокупной ценой идентичной группы товаров и услуг в базовом периоде:
Iin = S1 /S0
где:
Iin – индекс инфляции;
S1 – стоимость набора потребительских товаров и услуг текущего периода;
S0 - стоимость аналогичного набора потребительских товаров и услуг базисного периода.
При расчете совокупного индекса инфляции за ряд периодов:
Iin = (1+r1)(1+r2)…(1+rn)
где:
rn – уровень инфляции в одном периоде;
n – количество периодов.
Если периоды и уровень инфляции равны, то индекс инфляции равен:
Iin = (1 + rn)n
2. Уровень инфляции показывает на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период времени:
r = S1/S0* 100% - 100% или R = (In – 1) * 100%
3. Косвенными показателями инфляции могут служить: рост номинальной ставки процента, темпы прироста денежной массы и динамика спроса на деньги, наличие и размеры золотовалютных резервов.
Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом. Во-первых, ухудшается экономическое положение, так как снижаются объемы производства, происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, ограничиваются кредитные операции, обесцениваются финансовые ресурсы государства и хозяйствующих субъектов. Во-вторых, возникает социальная напряженность, вызываемая снижением реальных доходов и уровня жизни населения, а также перераспределением национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев общества.
Основными формами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика, денежные реформы и конкурентное стимулирование производства.
Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики в целом и денежного обращения, в частности, направленных на борьбу с инфляцией, осуществлением контроля над ней и установлением приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.
Различают:
1. Дефляционную политику. Базируется на ограничении денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы. Негативным последствием такой политики является замедление экономического роста.
2. Политику цен и доходов. Предполагает параллельный контроль над ценами основных (жизненно необходимых) видов товаров и услуг и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Негативные последствия: вызывает дефицит на некоторые товары; отмена ограничений цен сопровождается социальными потрясениями, а уровень инфляция повышается.
Правительство страны может провести регулирование экономики путем сокращения денежной массы с помощью денежной реформы, но при этом необходимо иметь в виду, что денежная реформа решает проблему только с накопленной избыточной денежной массы и никак не затрагивает поступление и оборот новых платежных средств.
В зависимости от социально-экономической обстановки в стране, для борьбы с инфляцией правительство может применять механизм шоковой терапии (резкое сокращение денежной массы) или политику градуирования (постепенное сокращение). Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости, возрастающим социальным напряжением. Политика градуирования способна порождать инфляционную инерцию.
Конкурентное стимулирование производства – это меры направленные как на прямое стимулирование производства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и на косвенное стимулирование сбережений населения путем снижения подоходного налога. Может применять механизм снижения государственной поддержки низкоконкурентных и неэффективных отраслей или предприятий.