Задания для самостоятельной работы. 1. Составьте таблицу, отражающую влияние отраслевых и ор­ганизационно-правовых факторов на особенности финансового механизма различных коммерческих

1. Составьте таблицу, отражающую влияние отраслевых и ор­ганизационно-правовых факторов на особенности финансового механизма различных коммерческих организаций.

2. На примере финансовой отчетности конкретной коммер­ческой организации определите структуру источников и видов финансовых ресурсов. Назовите возможные причины такой

структуры.

3. Назовите, какие могут быть решения коммерческой орга­низации по использованию финансовых ресурсов при росте до­ходности на финансовых рынках.

4. Сформулируйте специальные принципы управления фи­нансами коммерческой организации.

Глава 8

ФИНАНСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Особенности финансов

Кредитных организаций

Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, ха­рактеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги «меняют» владельца (Д — Д). При этом в кредитной сфере, в отличие от бюджетно-налоговой сферы денежных отношений, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратных и платных началах. Соответственно кредитная сфера денежных отношений отличается рыночным характером функ­ционирования, так как предметом купли-продажи выступает право временного пользования деньгами. Для обслуживания этой специфической группы денежных отношений формируются особые организационно-экономические структуры — кредитные организации[104], которые осуществляют операции на денежном рынке.

Кредитные организации выполняют:

во-первых, операции, присущие любой коммерческой органи­зации (формирование уставного фонда, финансовых фондов, приобретение основных средств и нематериальных активов, на­числение амортизации, зачисление и списание денежных средств со своих счетов в банках и др.);

во-вторых, специфические операции, связанные с обслужи­ванием денежного оборота, осуществлением операций на фи­нансовом рынке, таких как расчетно-кассовые, депозитные, ссудные, учетные, эмиссионные и др. В частности, к этим опера­циям относятся: привлечение и размещение денежных средств юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов фи­зических и юридических лиц; осуществление расчетов по пору­чению клиентов; кассовое обслуживание клиентов, предостав­ление сейфов для хранения документов и ценностей; опе­рации с иностранными валютами, драгоценными металлами и ценными бумагами; доверительное управление средствами кли­ентов; выдача гарантий и поручительств за третьих лиц; консуль­тационное обслуживание; лизинговые, факторинговые, фор­фейтинговые и другие операции в соответствии с действующим законодательством.

На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

1) денежные отношения, характерные для коммерческих ор­ганизаций: отношения с потребителями банковских услуг, что яв­ляется основой формирования финансовых ресурсов кредитных организаций; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кре­дитных организаций с другими субъектами хозяйствования, ко­торые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;

2) денежные отношения, обусловленные спецификой дея­тельности кредитных организаций в области денежного оборота: кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюд­жетные фонды по поручению клиентов, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают диле­рами при размещении государственных и муниципальных цен­ных бумаг. Кроме того, банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (феде­рального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получаю­щих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, фи­нансируемых из бюджета (последних — при неказначейской сис­теме исполнения бюджета). Эти финансовые операции могут вы-

полняться как на платных, так и на бесплатных началах, что регу­лируется условиями договоров, заключаемых кредитной органи­зацией с клиентами, и тарифами на расчетно-кассовое обслужи­вание.

Финансы кредитных организаций — это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опос­редующих процесс движения денежных средств в национальном хо­зяйстве.

Деятельность кредитных организаций характеризуется двой­ственностью. С одной стороны, она ориентирована на извлече­ние прибыли, так как эти организации являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными. С другой стороны, деятельность кредитных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предпола­гает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, свое­временности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:

• высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ре­сурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и лик­видность баланса кредитных организаций;

• перераспределительный характер, так как кредитные орга­низации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом денежные доходы, накопления, поступления у кредит­ных организаций формируются в процессе осуществления опера­ций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями на­селения, т.е. путем перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения. Кроме того, финансовые ресурсы кредитных организаций активно используются ими для операций на финансовом рынке и также перераспределяются;

• создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредит­ной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан, и кризис в данной сфере деятельности мо­жет привести к негативным последствиям в национальном хо­зяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взры­вов. В частности, формируются резервный фонд, резерв на воз­можные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг. Кроме того, часть денежных средств, принадлежащих коммерческим банкам, резервируется в Центральном банке РФ путем перечисления в фонд для регулирования кредитных ре­сурсов банковской системы и в фонд для регулирования кредит­ных ресурсов банковской системы по счетам в иностранной

валюте.

Финансы кредитных организаций базируются на следующих

принципах:

1) свободное распоряжение собственными денежными сред­ствами в рамках, установленных действующим законодатель­ством;

2) стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях отдается предпочтение операциям с максимальной до­ходностью;

3) уклонение от риска, т.е. при прочих равных условиях пре­имущество имеют операции с минимальным риском;

4) предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на длительную перспективу краткосрочным (локальным) результа­там;

5) обязательное соблюдение установленных государством за­конодательных норм, экономических нормативов и других пра­вил, регулирующих деятельность, ликвидность, финансовую ус­тойчивость кредитных организаций.

Следует отметить, что банковская система государства явля­ется двухуровневой, включая, кроме кредитных организаций, центральный банк. Необходимость создания и функционирова­ния двухуровневой банковской системы обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения финан­совыми ресурсами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — кредитными организациями. С другой стороны, эти от­ношения необходимо регулировать, так как кредитные организа­ции осуществляют операции не только с собственными, но и с привлеченными средствами органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих ор­ганизаций, населения. Это объективно обусловливает проведе­ние государством системы мер, обеспечивающих стабильность функционирования кредитных организаций, осуществление контроля за операциями кредитных организаций, их устойчи­востью, и предопределяет функционирование особого института — центрального банка.

Центральные банки в современных условиях можно рассмат­ривать как посредников между государством и экономикой, регу­лирующих денежные и кредитные потоки с помощью инструмен­тов, которые закреплены за ними законодательно. При этом центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства, так как кроме реше­ния задач обеспечения устойчивости и покупательной способ­ности национальной денежной единицы внутри страны и на ми­ровых рынках, эффективного развития кредитно-банковской системы страны, он имеет право осуществлять банковские опера­ции и сделки с национальными и иностранными организациями.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности в организации и функционировании финансов Центрального банка Российской Федерации:

1. Правовой статус ЦБ РФ определяется на двух уровнях: конституционном и в отраслевом законодательстве. Согласно ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости руб­ля является основной функцией Центрального банка РФ, кото­рую он осуществляет независимо от других органов государ­ственной власти, т.е. Конституция РФ относит этот институт к органам, выполняющим функции государственного управления. При этом Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» опреде­ляет Центральный банк РФ как самостоятельное юридическое лицо, для которого получение прибыли не является целью деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ Цент­ральный банк РФ можно отнести к некоммерческим организа­циям, так как он не имеет извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности и не распределяет полученную при­быль между участниками, а согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» его. орга­низационно-правовой формой функционирования является го­сударственная корпорация. Следовательно, Банк России отлича­ется публичным характером деятельности, а предприниматель­ская деятельность осуществляется в рамках реализации основных целей и задач его деятельности.

2. В этой связи полномочия и операции ЦБ РФ можно разде­лить на две группы:

• связанные с выполнением государственных функций (раз­работка и проведение совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссия на­личных денег, организация наличного денежного обращения и рефинансирования кредитных организаций; установление пра­вил осуществления расчетов и банковских операций в стране; управление золотовалютными резервами; государственная ре­гистрация кредитных организаций, надзор за их деятельностью и т.д.);

• связанные с осуществлением банковских операций и сделок (предоставление кредитов, покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, иностранной валюты, драго­ценных металлов, проведение расчетных, кассовых, депозитных операций и т.д.).

Соответственно первая группа полномочий выполняется Центральным банком РФ либо бесплатно, либо с взиманием пла­ты на уровне, покрывающем его расходы на осуществление конк­ретных действий. Банковские операции и сделки проводятся Банком России на комиссионной основе, с взиманием платы по тарифам, устанавливаемым самим банком.

3. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются фе­деральной собственностью, но независимо от принадлежности его капитала банк юридически и финансово самостоятелен. Юридическая независимость Центрального банка РФ от органов государственной власти есть необходимое условие эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которое обеспечивается нормами ст. 1 и 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)». Финансовая независимость Банка Рос­сии выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, не имеет права кредитовать органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, суще­ствует законодательное разграничение государственных финан­сов и ресурсов банковской системы, т.е. ограничение возможнос­ти органов государственной власти пользоваться средствами Центрального банка.

4. Прибыль Центрального банка РФ определяется как разни­ца между суммой доходов по банковским операциям и сделкам банка, доходов от участия в капиталах кредитных организаций[105] и расходами, связанными с осуществлением государственных полномочий и проведением операций и сделок. После утвержде­ния Советом директоров Банка России годовой финансовой от­четности 50% фактически полученной банком прибыли, оставшей­ся после уплаты налогов и сборов, перечисляется в федераль­ный бюджет. После этого оставшаяся в распоряжении Цент­рального банка РФ прибыль направляется Советом директоров банка в резервы и фонды различного назначения. Уплата налогов и сборов Банком России и его организациями осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при этом операции по государственному регулированию не облагаются налогами и сбо­рами, а налогообложению подлежат отдельные банковские опе­рации и доходы, полученные по ним.

Функционирование финансов центрального банка и кредит­ных организаций направлено на самосохранение этих институ­тов как самостоятельных субъектов хозяйствования, основным условием которого выступает полное и бесперебойное выполне­ние всех обязательств перед клиентами и бюджетной системой страны.

Наши рекомендации