Учет целевого финансирования
К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.
Источниками целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов; взносы родителей; средства, поступающие от других организаций; средства фондов специального назначения и др.
Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утвержденными сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.
Для учета средств целевого назначения применяют пассивный счет 86 "Целевое финансирование". Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование - по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
Основная часть целевого финансирования приходится на помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (7).
В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.
Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией - бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поступающие бюджетные средства в учете разделяют на две категории:
- направляемые на финансирование капитальных вложений;
- используемые для оплаты текущих расходов.
ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:
1) по мере фактического получения бюджетных средств;
2) как возникновение задолженности.
При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счетов 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банках"
и др.
Кредит счета 86 "Целевое финансирование".
Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов учета имущества (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и др.) и кредит счета 86 "Целевое финансирование".
При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам и оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 76 "Расчет с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 86 "Целевое финансирование".
Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10 и др.) с кредита счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 "Целевое финансирование" в кредит счета 98 "Доходы будущих периодов" при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).
В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как прочие доходы с дебета счета 98 "Доходы будущих периодов" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 "Целевое финансирование" с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов" в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.
Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы" по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Чистые активы организации
Показатель стоимости чистых активов введен частью первой ГК РФ для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм.
Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
Активы, участвующие в расчете, - это денежное и неденежное имущество организации, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:
- внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе актива баланса;
- оборотные активы, показываемые во втором разделе актива баланса, за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.
При наличии у организации на конец года оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей и под обесценение ценных бумаг) показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчете с соответствующим уменьшением их стоимости на стоимость данных резервов.
Пассивы, участвующие в расчете, - это обязательства организации, в состав которых включаются следующие статьи:
- статьи четвертого раздела пассива баланса - долгосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;
- статьи пятого раздела баланса - краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам, расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статье "Доходы будущих периодов".
Оценка статей баланса, участвующих в расчете стоимости чистых активов, производится в валюте Российской Федерации по состоянию на конец соответствующего квартала и отчетного года.
Расчет стоимости чистых активов осуществляется ежеквартально и в конце года. Сведения о величине чистых активов на начало и конец отчетного периода содержатся в справках Отчета об изменениях капитала (ф. N 3 годового отчета).
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. В случае, когда стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального размера уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.
При непринятии мер по уменьшению своего уставного капитала или по ликвидации кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, может предъявить в суд требование о ликвидации общества.