Методика оформления дневника-отчета
Учащиеся на практике должны вести дневник-отчет, который состоит из титульного листа (приложение 1) и 6 разделов:
Первый раздел «Общие сведения» заполняется учащимся. В нем указывается место практики, дата начала и окончания практики, данные о руководителе практики от предприятия (Ф.И.О., должность, образование, стаж работы).
В этом разделе выставляется зачет по практике преподавателем – руководителем практики от колледжа на основании собеседования с учащимися, участия их в конференции по практике с учетом их самостоятельной работы в период практики, а также отзыва руководителя практики от предприятия, заключения по дневнику-отчету и характеристики на учащегося.
В приложениях 2 и 3 представлены форма и образец заполнения раздела 1.
Второй раздел «Календарно-тематический план практики» составляется преподавателями специальных дисциплин, однако он может уточняться непосредственным руководителем практики от предприятия и учащимся в соответствии с действующей программой и с учетом специфики отрасли и условий прохождения практики.
В календарно-тематическом плане в графе «Фактически» указываются датыотработки темы, которые переносятся из дневника отчета (раздел 4).
Например:
Наименования разделов и тем | по плану | фактически |
Тема: «Учет денежных средств» и так далее | 14.01 15.01 |
В конце календарно-тематического плана должны быть подписи руководителя практики,практиканта и печать организации.
В приложениях 4 и 5 представлены календарно-тематические планы прохождения технологической практики в производственных и торговых организациях (организациях общественного питания).
Третий раздел«Замечания руководителя практики от колледжа»заполняется руководителем практики от колледжа и представителями колледжа, контролирующими прохождение практики учащимися.
В приложении 6 представлена форма раздела 3.
Четвертый раздел «Дневник-отчет о прохождении практики» является основным разделом дневника-отчета. В нем непосредственно отражается выполненная учащимся-практикантом работа за весь период практики, раскрывается методика ведения бухгалтерского учета на объекте практики.
Этот раздел заполняется учащимися ежедневно. В графе «Содержание работы» кратко и конкретно освещается проделанная работа по каждой теме календарно-тематического плана прохождения практики с приложением практических документов (ксерокопии документов, регистров) подтверждающие цифровые данные и операции, описанные в отчете. Приложения нумеруются и в отчете на них делается ссылка, например: выписала приходный кассовый ордер (приложение 1).
В дневнике-отчете отдельно за каждый день должна указываться дата отработки отдельных вопросов календарно-тематического плана. Сколько дней практики столько должно быть дат в отчете, и эти же даты должны быть указаны в календарно-тематическом плане в графе «Фактически» по соответствующей теме 1.11-3.11– так писать нельзя; надо:
- 1.11 и выполнения работы,
- 2.11 и выполнение работы,
- 3. 11 и выполнение работы.
Пример записей в дневнике-отчете:
№ п/п, дата | Наименование темы и содержание работы | Замечания и подпись руководителя практики от предприятия | ||||||||||||||||||||||||
Тема 2 | «Учет денежных средств» | |||||||||||||||||||||||||
2.1 15.11.2009 г. 16.11.2009 г. | «Учет кассовых операций» Ознакомилась с порядком ведения кассовых операций в ОАО «Зубр». Кассиром работает Климова В.А. Она осуществляет операции по поступлению и выбытию денег кассы под контролем главного бухгалтера. Лимит денежных средств в кассе установлен в сумме 200 000 рублей, соблюдается. Приходные и расходные кассовые ордера выписывает главный бухгалтер и регистрирует их в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Выписала 5 приходных и 6 расходных кассовых ордеров и зарегистрировала их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (приложение 2, 3) Например: приходный кассовый ордер № 000192 на поступление выручки от магазина №1 на сумму 850 000 руб.; Расходный кассовый ордер на выдачу денег в подотчет товароведу Семченко П.В. на командировочные расходы в сумме 80 000 руб. На основании приходных и расходных кассовых ордеров вместе с кассиром составили кассовый отчет за 15-е ноября. Записи сделали в кассовой книге под копирку в двух экземплярах, каждый КО записывали отдельной строкой, указали остаток денег на 15.11 – 200 000 р., поступление денег по 7 ПКО на общую сумму – 4 200 000 р., выдачу денег по 6 РКО на общую сумму – 4 100 000 р., вывели остаток денег на конец дня 100 000 р. (приложение 4). К кассовому отчету подшили документы, на основании которых он был составлен, заполнили все реквизиты на кассовом отчете и сдали бухгалтеру на проверку. Вместе с бухгалтером проверили кассовый отчет за 15 ноября: При проверке обращается внимание на наличие всех документов, указанных кассиром, заполнение в них всех реквизитов, полноту оприходования полученных кассиром денег, правильность арифметических подсчетов, целевое использование денег, полученных с расчетного счета. Ошибок не обнаружено. Проверенный отчет обработали, т.е. проставили корреспонденцию счетов на кассовых ордерах в контировочных штампах, а затем на самом отчете в графе «Номер корреспондирующего счета». После чего сделали две группировочные ведомости для обобщения сумм по одинаковым корреспондирующим счетам, т.е. подготовили отчет для записи в Журнал-ордер по счету 50. Под контролем бухгалтера произвела записи в журнал-ордер №1 и ведомость отчетов кассира за 15,16,17 ноября. Каждый отчет записывала отдельной строкой. В дебетовой части (ведомости) журнала записывала поступление денег в кассу в разрезе корреспондирующих счетов, а в кредитовой (журнале-ордере) - выбытие (приложение 5). При обработке кассовых отчетов за ноябрь встретилась следующая корреспонденция счетов:
Примечание: Практиканту следует выбирать операции по отчетам кассира за месяц. Приняла участие в инвентаризации денег в кассе на 1-е декабря, которую проводила комиссия (назвать состав). Комиссия оформила Акт инвентаризации денег в кассе, в котором указано: фактическое наличие денег в кассе – 185 000 руб., числится по данным учета – 186 000 руб. Результат инвентаризации - недостача в сумме 1 000 рублей. В журнале-ордере №1 (в журнале ф. К-1) акт инвентаризации денег в кассе отражается отдельной строкой. Запись в учете на сумму недостачи денег в кассе: Дебет Кредит Сумма, р. / Содержание операции 94/1 50 1000 – факт недостачи 73/1 94/1 1000 – отнесение недостачи на виновное лицо И т.д. | Подпись руководителя практики от организации Подпись руководителя практики от организации |
Аналогично необходимо делать записи и по другим темам календарно-тематического плана.
Если практиканту не доверили самостоятельно обрабатывать документы и производить записи в учетные регистры, то в отчете может быть запись:
Ознакомилась с записями в журнале-ордере №2 по счету 51 «Расчетный счет». В нем каждая выписка банка записана одной строкой, всего за январь 20 выписок, в ведомости отражено зачисление денег на 51 счет, в журнале-ордере – списание. Встретились такие операции:
Дт Кт Сумма, р.
51 50 60 000 000 – зачислена выручка, сданная кассиром;
51 62 450 000 – зачислен платеж от покупателя –
ОАО «Молочные продукты»;
51 91 230 000 – зачислены % банка за хранение денег;
60 51 480 000 – перечислено в оплату ОАО «Спартак» за
кондитерские изделия;
68/2 51 3 500 000 – перечислено в уплату НДС;
50 51 2 800 000 – выдано кассиру по чеку для выплаты
заработной платы.
1) Сальдо на 1 января – 10 800 000 руб.;
2) Оборот по дебиту – 40 200 000 руб.;
3) Оборот по кредиту – 35 700 000 руб.;
4) Сальдо на 1 февраля – 15 300 000 руб.
Аналогично и по другим счетам.
Записи в дневнике-отчете должны быть по существу, краткими и в тоже время должны отражать финансово-хозяйственную деятельность организации (совершаемые операции их документальное оформление, записи в учетных регистрах).
Руководитель практики от организации ежедневно знакомится с содержанием работы практиканта, характером записей в дневнике-отчете, подписывает его. Замечания руководителя практики от предприятия делаются в графе «Примечание».
Руководитель практики может сделать примерно такие записи:
«При обработке отчета кассира за 16 - е ноября допущены ошибки в указании корреспондирующего счета по операциям: на выплату из кассы пособий по случаю рождения ребенка» или «Самостоятельно обрабатывала отчеты кассира, с работой справилась хорошо)».
Форма раздела 4 приведена в приложении 7.
В пятом разделе «Выводы и предложения по практике»учащиеся делают выводы о работе организации по основным показателям его деятельности, выделяют новое, прогрессивное; оценивают постановку бухгалтерского учета; вносят предложения по улучшению работы предприятия, по постановке учета на нем.
Например:
ОАО «Зубр» является платежеспособным. План розничного товарооборота за девять месяцев текущего года выполнен на 102,1%, план прибыли выполнен на 110,6%, по издержкам обращения имеется экономия 12,4 тыс. руб.
В ОАО «Зубр» хорошо налажен бухгалтерский учет, четко распределены обязанности между работниками бухгалтерии, что обеспечивает своевременное составление и предоставление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с приказом об Учетной политике, действующими инструкциями и положениями.
Однако, следует отметить, что в ОАО «Зубр» пока медленно внедряется автоматизация бухгалтерского учета, что приводит к перегрузке работников бухгалтерии.
Недостатком также является то, что в организации по некоторым операциям отсутствует необходимая документация. Например, товарные накладные и др. документы и регистры. Это приводит к тому, что некоторые операции оформляются на приспособленных бланках.
Предложения по улучшению работы предприятия:
1. Принимать меры по автоматизации учета с использованием программы 1С:Предприятие. Бухгалтерский учет, версия 8.0.
2. Обеспечивать необходимыми бланками бухгалтерских регистров, а также соблюдать правила их ведения.
Выводы подписываются практикантом.
В приложениях 8 и 9 представлены форма и пример оформления раздела 5.
Шестой раздел «Заключение руководителя практики от организации по дневнику-отчету»оформляется руководителем практики от организации. В разделе необходимо отразить степень соответствия дневника-отсчета календарно-тематическому плану, полнота освещения тем и вопросов программы практики, увязка дневника-отчета с практическими материалами (приложениями), аккуратность ведения дневника-отчета, обоснованность выводов и предложений.
Например, руководитель практики может внести в раздел запись следующего содержания:
Дневник-отчет учащейся Марченко Ириной Николаевной велся согласно календарно-тематического плана, составленного на основании программы практики. В нем учащаяся достаточно полно осветила основные вопросы документального оформления и учета хозяйственных операций ОАО «Зубр» с использованием практического материала.
Дневник-отчет учащейся велся аккуратно, своевременно производились записи в него изучаемого на практике материала. В подтверждение практических материалов имеются приложения документов и регистров.
Дневник-отчет заслуживает 7 (семь) балов.
На заключении обязательно должны быть печать организациии подпись главного бухгалтера.
В приложениях 10 и 11 представлены форма и пример оформления раздела 6.
На учащихся-практикантов руководитель практики должен дать характеристику, примерно такого содержания:
ХАРАКТЕРИСТИКА