Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
В соответствии с Градостроительным кодексом России к городским поселениям относятся города и поселки.
Факторы, влияющие на организацию местного самоуправления в городских поселениях: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.
Городские поселения в зависимости от численности подразделяются на:
1) сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
2) крупнейшие города (от 1 до 3 млн. чел.);
3) крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);
4) большие города (от 100 до 250 тыс. чел.);
5) средние города (от 50 до 100 тыс. чел.);
6) малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).
При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.
1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования: имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.
При этом городское муниципальное образование может находиться в границах территории другого муниципального образования (например, районного муниципального образования).
Городское муниципальное образование, имеющее статус муниципального образования, может подразделяться на городские районы или иные административно-территориальные единицы.
Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью населения.
Организация власти в городских районах возможны в двух вариантах:
а) создаются внутригородские муниципальные образования, имеющие свои выборные органы, свою собственность, свой бюджет.
б) если не предусмотрены внутригородские муниципальные образования, могут создаваться структурные подразделения городской администрации с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета.
2. Если городское поселение не имеет статуса муниципального образования (нет своей собственности, бюджета, выборных органов) – тогда оно входит в состав муниципального образования (например, районного муниципального образования), а его население реализует право на самоуправление с жителями муниципального образования, в состав которого входит поселение.
В таком городском поселении могут создаваться и действовать структурные подразделения органов местного самоуправления того муниципального образования, в состав которых входит городское поселение.
3. В городских поселениях, являющихся административно-территориальными образованиями, могут создаваться органы государственной власти.
Если такое решение принимается в случае, когда в границах (районах, городах) действовали ранее созданные органы местного самоуправления, то полномочия этих органов не могут быть прекращены досрочно без учета мнения населения. Ограничение прав населения на местное самоуправление на отдельных территориях (включая и городские) возможно лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. В городских поселениях могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.
В городских поселениях, являющихся муниципальными образованиями, органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории городского поселения (дом, улица, квартал, микрорайон). В городских поселениях, которые не имеют статуса муниципального образования и входят в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования), органы территориального общественного самоуправления могут быть внутригородскими и общегородскими.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.