Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

В соответствии с Градостроительным кодексом России к городским поселениям относятся города и поселки.

Факторы, влияющие на организацию местного самоуправления в городских поселе­ниях: численность жителей горо­да, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.

Городские поселения в зависимости от численности подразде­ляются на:

1) сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);

2) крупнейшие города (от 1 до 3 млн. чел.);

3) крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);

4) большие города (от 100 до 250 тыс. чел.);

5) средние города (от 50 до 100 тыс. чел.);

6) малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.

1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования: имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

При этом городское муниципальное образование может нахо­диться в границах территории другого муниципального образова­ния (например, районного муниципального образования).

Городское муниципальное образование, имеющее статус муни­ципального образования, может подразделяться на городские районы или иные административно-территориальные единицы.

Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйст­вом, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью насе­ления.

Организация власти в городских рай­онах возможны в двух вариантах:

а) создаются внутригород­ские муниципальные образования, имеющие свои выборные органы, свою собственность, свой бюджет.

б) если не предусмотрены внутригородские му­ниципальные образования, могут создаваться структурные подразделения городской админи­страции с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета.

2. Если городское поселение не имеет статуса муниципаль­ного образования (нет своей собственности, бюджета, выбор­ных органов) – тогда оно входит в со­став муниципального образования (например, районного муниципального образования), а его население реализует право на самоуправление с жителями муници­пального образования, в состав которого входит поселение.

В таком городском поселении могут создаваться и дейст­вовать структурные подразделения органов местного самоуправле­ния того муниципального образования, в состав которых входит городское поселение.

3. В городских поселениях, являющихся административно-территориальными образованиями, могут создаваться органы государственной власти.

Если такое решение принимается в случае, когда в границах (районах, городах) действовали ранее созданные органы местного самоуправления, то полномочия этих органов не могут быть пре­кращены досрочно без учета мнения населения. Ограни­чение прав населения на местное самоуправление на отдельных территориях (включая и городские) возможно лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. В городских поселениях могут создаваться органы терри­ториального общественного самоуправления.

В городских поселениях, являющихся муниципальными обра­зованиями, органы территориального общественного самоуправ­ления создаются на части территории городского поселения (дом, улица, квартал, микрорайон). В городских поселениях, которые не имеют статуса муниципального образования и входят в состав крупного муниципального образования (например, районного му­ниципального образования), органы территориального обществен­ного самоуправления могут быть внутригородскими и об­щегородскими.

Порядок организации и осуществления территориального об­щественного самоуправления определяется уставом муниципаль­ного образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправ­ления.

Наши рекомендации