Бюджетная классификация, ее структура и роль в бюджетной сфере

По международным требованиям статистики государственных финансов, бюджетная классификация - это систематизированное группирование по однородным признакам доходов и расходов бюджета, которые расположены и закодированные в определенном порядке. Она применяется для контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.

Бюджетным кодексом Украины заложена правовая норма использования единой классификации доходов и расходов для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины. Введенная Украине 1998 года новая бюджетная классификация в целом соответствовала общепринятым международным требованиям и стандартам статистики государственных финансов. Необходимость использования международных стандартов в сфере государственных финансов была обусловлена ​​изменениями, связанными с переходом к рыночной экономике. Формирование новых принципов финансовой политики, повышения ее роли в развитии экономики обусловили необходимость перестройки и изменения структуры бюджетной классификации по показателям, отвечающих принятым в международной статистике государственных финансов.

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, отчетов об их выполнении, осуществлении контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения финансового анализа в разрезе доходов, организационных, функциональных и экономических категорий расходов, кредитования, финансирования и долга, а также для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей. Бюджетная классификация является обязательной для применения всеми участниками

бюджетного процесса в пределах бюджетных полномочий.

Министерство финансов Украины утверждает бюджетную

классификацию, изменения к ней и информирует об этом Верховную Раду

Украина.

3. Бюджетная классификация имеет следующие составные части:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов и кредитования бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

Бюджетные полномочия государства и органов местного самоуправления.

Составные части бюджета.

Бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются соответственно органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода

Это определение дает действующий Бюджетный кодекс Украины.

Бюджет может рассматриваться с разных точек зрения:

1) с материальной точки зрения бюджет - это денежный фонд государства / территориальной общины;

2) с экономической точки зрения бюджет - это экономические отношения по поводу формирования и использования средств;

3) с формальной точки зрения бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов государства / территориальной общины в течение определенного периода;

4) с правовой точки зрения бюджет утверждается определенным НПА (Госбюджет - законом, местный - решением местного совета);

5) с политической точки зрения бюджет принимается представительным органом, состоящим из представителей различных политических партий, каждая из которых имеет собственную программу, в том числе, и собственный взгляд на вопрос формирования и использования бюджета.

Бюджет может состоять из общего и специального фондов.

Составными частями общего фонда бюджета являются:

1) все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд бюджета;

2) все расходы бюджета, которые осуществляются за счет поступлений общего фонда бюджета;

3) кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет без определения целевого направления и предоставление кредитов из бюджета, осуществляется за счет поступлений общего фонда бюджета);

4) финансирование общего фонда бюджета.

Составными частями специального фонда бюджета являются:

1) доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление;

2) расходы бюджета, которые осуществляются за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета (в том числе собственных поступлений бюджетных учреждений);

3) кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет с определением целевого направления и предоставление кредитов из бюджета, осуществляется за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета);

4) финансирование специального фонда бюджета.

Собственные поступления бюджетных учреждений получаемых дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в специальный фонд бюджета.

Собственные поступления бюджетных учреждений делятся на следующие группы:

первая группа - поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству;

вторая группа - другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений.

В составе первой группы выделяются следующие подгруппы:

подгруппа 1 - плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;

подгруппа 2 - поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности;

подгруппа 3 - плата за аренду имущества бюджетных учреждений;

подгруппа 4 - поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

В составе второй группы выделяются следующие подгруппы:

подгруппа 1 - благотворительные взносы, гранты и подарки;

подгруппа 2 - средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий;

подгруппа 3 - средства, получаемые высшие и профессионально-технические учебные заведения от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право.

Наши рекомендации