Бюджетная классификация, ее структура и роль в бюджетной сфере
По международным требованиям статистики государственных финансов, бюджетная классификация - это систематизированное группирование по однородным признакам доходов и расходов бюджета, которые расположены и закодированные в определенном порядке. Она применяется для контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.
Бюджетным кодексом Украины заложена правовая норма использования единой классификации доходов и расходов для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины. Введенная Украине 1998 года новая бюджетная классификация в целом соответствовала общепринятым международным требованиям и стандартам статистики государственных финансов. Необходимость использования международных стандартов в сфере государственных финансов была обусловлена изменениями, связанными с переходом к рыночной экономике. Формирование новых принципов финансовой политики, повышения ее роли в развитии экономики обусловили необходимость перестройки и изменения структуры бюджетной классификации по показателям, отвечающих принятым в международной статистике государственных финансов.
Бюджетная классификация используется для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, отчетов об их выполнении, осуществлении контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения финансового анализа в разрезе доходов, организационных, функциональных и экономических категорий расходов, кредитования, финансирования и долга, а также для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей. Бюджетная классификация является обязательной для применения всеми участниками
бюджетного процесса в пределах бюджетных полномочий.
Министерство финансов Украины утверждает бюджетную
классификацию, изменения к ней и информирует об этом Верховную Раду
Украина.
3. Бюджетная классификация имеет следующие составные части:
1) классификация доходов бюджета;
2) классификация расходов и кредитования бюджета;
3) классификация финансирования бюджета;
4) классификация долга.
Бюджетные полномочия государства и органов местного самоуправления.
Составные части бюджета.
Бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются соответственно органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода
Это определение дает действующий Бюджетный кодекс Украины.
Бюджет может рассматриваться с разных точек зрения:
1) с материальной точки зрения бюджет - это денежный фонд государства / территориальной общины;
2) с экономической точки зрения бюджет - это экономические отношения по поводу формирования и использования средств;
3) с формальной точки зрения бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов государства / территориальной общины в течение определенного периода;
4) с правовой точки зрения бюджет утверждается определенным НПА (Госбюджет - законом, местный - решением местного совета);
5) с политической точки зрения бюджет принимается представительным органом, состоящим из представителей различных политических партий, каждая из которых имеет собственную программу, в том числе, и собственный взгляд на вопрос формирования и использования бюджета.
Бюджет может состоять из общего и специального фондов.
Составными частями общего фонда бюджета являются:
1) все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд бюджета;
2) все расходы бюджета, которые осуществляются за счет поступлений общего фонда бюджета;
3) кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет без определения целевого направления и предоставление кредитов из бюджета, осуществляется за счет поступлений общего фонда бюджета);
4) финансирование общего фонда бюджета.
Составными частями специального фонда бюджета являются:
1) доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление;
2) расходы бюджета, которые осуществляются за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета (в том числе собственных поступлений бюджетных учреждений);
3) кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет с определением целевого направления и предоставление кредитов из бюджета, осуществляется за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета);
4) финансирование специального фонда бюджета.
Собственные поступления бюджетных учреждений получаемых дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в специальный фонд бюджета.
Собственные поступления бюджетных учреждений делятся на следующие группы:
первая группа - поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству;
вторая группа - другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений.
В составе первой группы выделяются следующие подгруппы:
подгруппа 1 - плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;
подгруппа 2 - поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности;
подгруппа 3 - плата за аренду имущества бюджетных учреждений;
подгруппа 4 - поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).
В составе второй группы выделяются следующие подгруппы:
подгруппа 1 - благотворительные взносы, гранты и подарки;
подгруппа 2 - средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий;
подгруппа 3 - средства, получаемые высшие и профессионально-технические учебные заведения от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право.