Основы российской бюджетной системы и бюджетная классификация

В настоящее время в Российской Федерации принята трехуровневая бюджетная система, включающая федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты, в числе которых бюджеты различных муниципальных образований.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В рамках бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обеспечивается исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Все указанные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и правовых актов представительных органов местного самоуправления соответственно.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Аналогично федеральному уровню бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Начиная с 2008 г. проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) могут составляться и утверждаться сроком как на один год, так и на три года.

Однако бюджетным законодательством установлена норма, что в случае, если проект бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) составляется и утверждается только на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Большую роль в функционировании современной бюджетной системы выполняет бюджетная классификация Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время действовавший ранее Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» утратил силу С 1 января 2008 г. основы бюджетной классификации заложены в Бюджетном кодексе.

При этом Минфину России предоставлено право определения принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации.

Совершенствование бюджетной классификации стало одним из приоритетных направлений в рамках реформы государственных финансов Российской Федерации. Современная бюджетная классификация приближена к требованиям международных стандартов финансовой отчетности и интегрирована с планом счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

• классификацию доходов бюджетов;

• классификацию расходов бюджетов;

• классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

• классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

кода главного администратора доходов бюджета;

кода вида доходов;

кода подвида доходов;

кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды, подвиды доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, под статью и элемент дохода.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

• налоговые и неналоговые доходы:

– налоги на прибыль, доходы;

– налоги и взносы на социальные нужды;

– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

– налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

– налоги на совокупный доход;

– налоги на имущество;

– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

– государственная пошлина;

– задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

– платежи при пользовании природными ресурсами;

– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

– доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

– административные платежи и сборы;

– штрафы, санкции, возмещение ущерба;

– доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

– возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

– прочие неналоговые доходы;

• безвозмездные поступления от:

– нерезидентов;

– других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– государственных (муниципальных) организаций;

– негосударственных организаций;

– наднациональных организаций;

– прочие безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждает Минфин России.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию доходов бюджетов и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Так, для федерального бюджета установлен элемент – 01, для бюджета субъекта Российской Федерации – 02, для бюджета муниципального района – 05 и т. п.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

КОСГУ состоит из следующих групп:

100 «Доходы»;

200 «Расходы»;

300 «Поступление нефинансовых активов»;

400 «Выбытие нефинансовых активов»;

500 «Поступление финансовых активов»;

600 «Выбытие финансовых активов»;

700 «Увеличение обязательств»;

800 «Уменьшение обязательств».

Классификация операций сектора государственного управления (18–20 разряды кода классификации доходов бюджетов) по группе 100 «Доходы» представлена следующими статьями:

110 «Налоговые доходы»;

120 «Доходы от собственности»;

130 «Доходы от оказания платных услуг»;

140 «Суммы принудительного изъятия»;

150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»;

160 «Взносы на социальные нужды»;

170 «Доходы от операций с активами»;

180 «Прочие доходы».

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

кода главного распорядителя бюджетных средств;

кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств – 3 знака, раздел – 2, подраздел – 2, код целевой статьи, включающий программный срез, – 7, код вида расходов – 3, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, – 3 знака.

Классификация расходов бюджетов содержит 11 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы 95 подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими:

0100 «Общегосударственные вопросы»;

0200 «Национальная оборона»;

0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»;

0400 «Национальная экономика»;

0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство»;

0600 «Охрана окружающей среды»;

0700 «Образование»;

0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации»;

0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»;

1000 «Социальная политика»;

1100 «Межбюджетные трансферты».

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Разделы и подразделы классификации расходов едины и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:

0701 «Дошкольное образование»;

0702 «Общее образование»;

0703 «Начальное профессиональное образование»;

0704 «Среднее профессиональное образование»;

0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации»;

0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование»;

0707 «Молодежная политика и оздоровление детей»;

0708 «Прикладные научные исследования в области образования»;

0709 «Другие вопросы в области образования».

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с Бюджетным кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:

210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»;

220 «Оплата работ, услуг»;

230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

240 «Безвозмездные перечисления организациям»;

250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;

260 «Социальное обеспечение»;

290 «Прочие расходы».

В составе федерального закона о федеральном бюджете выделяется ведомственная структура расходов бюджета, которая представляет собой распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий период главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

В случае превышения расходной части бюджета над его доходами возникает дефицит бюджета, требующий привлечения заемных средств для покрытия возникшей разницы. В настоящее время существует достаточно широкий спектр источников финансирования дефицитов бюджетов, классификация которых является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1–3 разряды);

код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4–17 разряды);

код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18–20 разряды).

Главный администратор доходов бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и(или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета – орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает группы:

000 01 00 00 00 00 0000 000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов»;

000 02 00 00 00 00 0000 000 «Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов».

Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов. При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом соответственно 3–4 и 5–6 знаки ее шестизначного кода.

При этом элемент источников финансирования дефицитов бюджетов, отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации и совпадает с кодом элемента доходов бюджетов.

В рамках вида источника (14–17 разряды 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) законодательными актами субъектов Российской Федерации или решением муниципальных образований производится (при необходимости) дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов утверждается законом о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования его дефицита.

Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18–20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) определена трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления, и включает следующие источники:

171 «Доходы от переоценки активов»;

310 «Увеличение стоимости основных средств»;

410 «Уменьшение стоимости основных средств»;

500 «Поступление финансовых активов»;

510 «Поступление на счета бюджетов»;

520 «Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»;

530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»;

550 «Увеличение иных финансовых активов»;

600 «Выбытие финансовых активов»;

610 «Выбытие со счетов бюджетов»;

620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»;

630 «Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»;

650 «Уменьшение иных финансовых активов»;

700 «Увеличение обязательств»;

710 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам»;

720 «Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам»;

800 «Уменьшение обязательств»;

810 «Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам»;

820 «Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам».

Функционирование отечественной бюджетной системы подразумевает единство применяемой бюджетной классификации. Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, классификации операций сектора государственного управления является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Контрольные вопросы

1. Назовите все уровни отечественной бюджетной системы и объясните логику ее построения.

2. Что входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте классификацию операций сектора государственного управления.

4. Какие разделы включает бюджетная классификация Российской Федерации?

5. Что такое ведомственная классификация расходов федерального бюджета? В чем ее особенности?

Лекция 3

Наши рекомендации