Иные доходы
1. Доходами по текущей деятельности являются:
- выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
- прочие доходы по текущей деятельности.
Организации реализуют продукцию, выполняют работы и оказывают услуги по различным каналам: государству, потребкооперации, на колхозном рынке, межхозяйственным организациям, работникам хозяйства, в счет оплаты труда, на общественное питание и др.
Сумма денежных средств, получаемая организациями за реализованную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги в оценке по установленным ценам, представляет собой выручку.
В составе доходов сельскохозяйственных формирований выручке от реализации продукции, работ, услуг принадлежит главная роль. Именно выручка завершает процесс сельскохозяйственного производства, свидетельствует о доведении произведенной продукции до потребителей и об удовлетворении требований потребителей к ее качеству, срокам и объемам поставок. Своевременность поступления выручки от реализации продукции, работ, услуг в распоряжение организаций в значительной мере предопределяет их финансовое состояние и деловую репутацию.
Состав выручки от реализации продукции:
- денежные средства на счетах и в кассе (полученные денежные средства от реализации);
- имущество в денежном выражении, полученное в результате реализации ПРУ;
- дебиторская задолженность, образовавшаяся при продаже ПРУ, имущества на условиях коммерческого кредита (денежные средства и имущество, подлежащие получению в результате реализации).
Прочие доходы по текущей деятельности:
- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;
- суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;
- стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных безвозмездно;
- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов;
- доходы от уступки права требования;
- неустойки, штрафы, пени, предъявленные и признанные (или присужденные) за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению;
- прибыль прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде;
- другие доходы по текущей деятельности.
2. В состав доходов по инвестиционной деятельности включаются:
- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;
- суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации;
- доходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;
- доходы по договорам о совместной деятельности;
- доходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
- суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
- суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки признаваемые доходами в соответствии с законодательством;
- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение инвестиционных активов;
- стоимость инвестиционных активов, полученных безвозмездно;
- доходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;
- проценты, причитающиеся к получению;
- прибыль прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленная в отчетном периоде;
- прочие доходы по инвестиционной деятельности.
3. В состав доходов по финансовой деятельности включаются:
- разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций);
- доходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
- курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;
- прибыль прошлых лет по финансовой деятельности, выявленная в отчетном периоде;
- прочие доходы по финансовой деятельности.
4. Иные доходы:
- доходы, связанные с чрезвычайными ситуациями;
- прочие доходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью.
Формирование и планирование выручки от реализации продукции, работ, услуг
Значение выручки в деятельности предприятия:
1. выручка – основной оценочный показатель результативности работы предприятия, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу.
2. за счет выручки покрываются затраты на производство и реализацию и формируется прибыль, а следовательно возможности расширения производства и материального стимулирования работников зависят от полного и своевременного поступления средств за реализованную продукцию.
3. выручка является источником уплаты налогов и платежей, а для косвенных налогов базой для их начисления.
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
Себестоимость Прибыль Косвенные налоги
(выручка – источник (выручка – источник (выручка- источник
простого воспроизводства) расширенного воспроизводства) государственных доходов)
Методы формирования и учета выручки от реализации:
1. кассовый метод (по оплате) – реализация считается совершенной, когда денежные средства зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу.
2. метод начислений (по отгрузке) – реализация считается совершенной по факту отгрузки продукции покупателю и предъявлении ему расчетных документов (платежное поручение, вексель, оформление факторинговой сделки).
С 1 января 2013 г. субъектам хозяйствования Республики Беларусь рекомендован переход на метод отражения выручки «по отгрузке».
Планирование выручки от реализации
В основе планирования выручки от реализации лежат 2 элемента:
1. планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении. Объем производств на планируемый год определяется имеющимся госзаказом, возможностями предприятия, условиями поставок сырья;
2. цена единицы продукции. Цена является важным стоимостным фактором, от которого зависит величина выручки.
Реализационные цены устанавливаются в зависимости от каналов реализации с учетом плановых затрат, ожидаемой прибыли, налогов. Так, государству сельхозпродукция реализуется по закупочным ценам, на рынке - используются рыночные цены, другим предприятиям – договорные, работникам в счет оплаты труда – себестоимость.
Методы планирования выручки от реализации:
1. метод прямого счета заключается в том, что по каждому виду продукции определяется плановая выручка.
Впру = ∑ (Кi * Цi) (2.1),
где Впру– выручка от реализации по предприятию;
Кi – объем продукции;
Цi – цена единицы;
n – количество видов продукции.
Этот метод сложен, трудоемок, но точен, используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и при наличии на нее гарантированного спроса.
2. расчетный метод используется на предприятиях с широким ассортиментом продукции.
В = (Онi + Т – Окi) (2.2),
где Он, Ок – остатки нереализованной готовой продукции на начало и конец планируемого периода в отпускных ценах;
Т – выпуск товарная продукция в планируемом году в отпускных ценах.
Экономическое содержание прибыли и рентабельности
Позитивные финансовые результаты выражаются в форме прибыли, отрицательные – убытка.
Прибыль– экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности и является результатом соединения труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательской деятельности.
Функции прибыли:
1. воспроизводственная. Прибыль является источником расширенного воспроизводства. Прибыль является универсальным показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности, так как факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности;
2. стимулирующая. Являясь конечным результатом деятельности предприятия, прибыль является основным источником прироста собственного капитала, обновления производственных фондов и выпускаемой продукции, источником повышения уровня оплаты труда работников и материального стимулирования;
3. источник доходов бюджета. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.
Будучи конечным результатом многогранной деятельности предприятия, прибыль зависит от многих внутренних и внешних факторов.
Внешние факторы, влияющие на динамику прибыли:
1. экономическая ситуация в стране, отражающаяся на конъюнктуре рынка, спросе и предложении;
2. уровень инфляции, который искажает реальную прибыль и не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективу;
3. налоговая, ценовая, таможенная политика государства.
Внутренние факторы, влияющие на динамику прибыли:
1 объем производства и реализации продукции;
2. себестоимость продукции;
3. отпускная цена;
4. структура ассортимента выпускаемой продукции;
5. качественная структура выпускаемой продукции.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия отражается в общей прибыли.
Общая прибыль (конечный финансовый результат) (Побщ) включает:
• прибыль от основной деятельности (Поснов);
• прибыль от инвестиционной деятельности (Пинвест);
• прибыль от финансовой деятельности (Пфин).
Побщ = Поснов + Пинвест + Пфин (3.1)
Прибыль от основной деятельности (Поснов) предприятия – сумма прибыли от реализации продукции, товаров и услуг (Ппру) и прочих доходов (Дпрочие) и расходов (Рпрочие) по текущей деятельности.
Поснов = Ппру + Дпрочие – Рпрочие (3.2)
Прибыль от реализации (Ппру) представляет собой разницу между выручкой (Впру) за вычетом косвенных налогов (Н) и полными затратами (Сп) на производство и реализацию.
Ппру = Впру – Н – Сп (3.3)
Прибыль от инвестиционной деятельности (Пинвест) предприятия – это разность между инвестиционными доходами (Динвест) и расходами (Ринвест).
Пинвест. = Динвест – Ринвест (3.4)
Прибыль по финансовой деятельности (Пфин) предприятия рассчитывается как разница между доходами (Дфин) и расходами (Рфин) по финансовой деятельности.
Пфин = Дфин – Рфин (3.5)
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Рентабельность– показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Рентабельность измеряется 3 показателями:
1. рентабельность продукции (Рпру);
2. рентабельность продаж (Рп);
3. рентабельность капитала (производства) (Рк).
Рпру = Ппру / Сп * 100% (3.6)
Данным показателем можно измерять рентабельность как всей продукции, так и каждого вида продукции.
Рп = Ппру / Впру – Н * 100% (3.7)
Рк = Побщ / (Ок + Обк) * 100 % (3.8)
Рентабельность производства определяется по всему его объему и отражает отдачу авансированных в него средств.
Приведенные показатели рентабельности являются базовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты.
Методы планирования прибыли
Объектом планирования прибыли выступают:
• прибыль от основной деятельности;
• прибыль от инвестиционной деятельности;
• прибыль от финансовой деятельности.
При планировании прибыли от реализации продукции, работ и услуг используются следующие методы:
1. метод прямого счета;
2. аналитический;
3. смешанный – сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода, при этом, исчисление прибыли от производимой новой продукции производится методом прямого счета, а прибыли от продукции, выпускавшейся ранее – аналитическим методом.
Метод прямого счета используется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции, если известна отпускная цена, себестоимость каждого вида продукции, объем выпуска продукции.
Этапы планирования:
1. определение ассортимента продукции;
2. составление калькуляций по видам продукции;
3. исчисление плановой себестоимости;
4. установление цен реализации выпускаемой продукции;
5. расчет прибыли по видам продукции с последующим суммирование в целом по предприятию;
Преимущества метода:
· простота и наглядность;
· точность.
Недостатки:
· невозможность выявления факторов, воздействующих на размер прибыли в плановом году.
Аналитический методиспользуется на предприятиях с широким ассортиментом продукции, когда не известны количество, себестоимость каждого вида продукции.
Применяется 2 способа планирования:
1. с использованием затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции;
2. с использованием базовой рентабельности.
Первый способ применяется при ускоренном планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов (в условиях нестабильной экономики).
Этапы 1-го способа:
1. определение затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции;
2. планирование прибыли на весь выпуск товарной продукции
П = Т (1000 – З) / 1000 (4.1),
где Т – товарная продукция в ценах реализации без косвенных налогов;
З – затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции в ценах реализации.
3. определение общей прибыли с учетом остатков на начало и конец планируемого периода.
Второй способ применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции и как дополнение к прямому методу (в условиях стабильной экономики).
Этапы 2-го способа:
1. расчет базовой рентабельности.
Базовая рентабельность = отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменение отпускных цен, которое произойдет в плановом году, к ее полной себестоимости за отчетный год.
2. расчет прибыли.
П = Р * Пс/с (4.2),
где П – плановая прибыль;
Р – базовая рентабельность;
Пс/с – полная себестоимость продукции.
Преимущества метода:
· позволяет выявить влияние на размер прибыли 4-х факторов.
Недостатки:
· высокая трудоемкость расчета.