Разработка и анализ проекта

Вначале необходимо проанализировать состояние отрасли, к которой принадлежит предприятие, и сравнить положение предприятия в отрасли, для чего принято использовать следующие два критерия:

· уровень зрелости отрасли,

· конкурентоспособность предприятия (его положение на рынке).

Анализ зрелости отрасли означает определить одно из четырех состояний развития компании: эмбриональное, растущее, зрелость и старение.

Анализ конкурентоспособности – определение одного из шести состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.

Сопоставление зрелости и конкурентоспособности предприятия позволит представить матрицу жизненных циклов предприятия (рис. 1).

Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой именно «клетке» в матрице принадлежит данное предприятие.

Задание 3. Определите положение Вашего предприятия по указанным критериям.

Исходя из приведенной формализации, разрабатывается стратегия развития предприятия (табл. 3). Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе, преимущественно, базируются на качественных оценках.

Разработка и анализ проекта - student2.ru

Разработка и анализ проекта - student2.ru

Рисунок 1. Матрица наборов жизненных циклов

Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам:

Ø при общении со стратегическим инвестором уровень зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия значимы, их необходимо определить заранее,

Ø в противном случае стратегический инвестор сделает это самостоятельно, и неизвестно какими будут его выводы.

Мировая практика (применение стандартов ЮНИДО, МБ) свидетельствует, что, несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие:

Ø коммерческую,

Ø техническую (экологическую),

Ø финансовую,

Ø экономическую,

Ø институциональную выполнимость проекта, а также

Ø анализ рисков (рис. 2).

Анализ коммерческой выполнимости проекта включает анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования и продвижения товара на рынок сбыта.

Маркетинговый план должен учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.

Маркетинговый план – это четыре следующих блока:

Ø анализ рынка,

Ø анализ конкурентной среды,

Ø разработка маркетингового плана продукта,

Ø обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.

Цель исследования рынка – выявление потребительских запросов, определение сегментов рынка и процесса покупки для улучшения качества и ускорения процесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта должны быть рассмотрены следующие ключевые вопросы:

· кто является потенциальным покупателем?

· Причины покупки продукта?

· Как будет производиться покупка?

· Какая информация нужна, и как ее собрать?

Исследование структуры рынка следует начать с выявления конкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных или международных компаний, традиционных или новых, маркированных или немаркированных продуктов. Следует также оценить возможность и значение вхождения на рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков). Ключевые вопросы:

· какова существующая структура рынка данного продукта?

· Основа конкуренции в данной отрасли?

· Как на конкурентную среду влияют институциональные ограничения?

Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны, как для самого предприятия, так и для стратегического инвестора. Приведем пример анализа конкурентного положения предприятия на основе количественных критериев (табл. 3).

Разработка и анализ проекта - student2.ru

Рисунок 2. Последовательность анализа проекта

Таблица 3

Определение конкурентоспособности на основе ключевых факторов успеха (КФУ)

Ключевые факторы успеха Вес Конкуренты
А В С D
Качество + -
Эффективность средств продажи + - -
Разработка новых продуктов + + + -
Техническое обслуживание + + + +
Своевременная доставка - + -
Репутация +
Реклама - - +
Издержки + + -
Цена + + + -
Место положения + + - +
Финансовая стабильность + + - -
Всего -5

Выделяя так называемые ключевые факторы успеха (КФУ), сравнивается положение со всеми конкурентами, выбирается один из трех ответов: «лучше» (знак +), «хуже» (знак - ) или одинаково (знак 0) по отношению к каждому конкуренту. Назначая весовой коэффициент для каждого ключевого фактора, определяется обобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия. В частности, для рассматриваемого примера агрегированное значение комплексного критерия анализируемого предприятия существенно лучше по сравнению с компаниями А и В, почти такое же, как у компании С и немного хуже, чем у компании D. В целом же конкурентное положение предприятия удовлетворительное.

Задание 4. Определите на основе ключевых факторов успеха (КФУ) конкурентоспособность своего предприятия.

Задачей технического (экологического) анализа инвестиционного проекта является:

· определение наиболее подходящих технологий,

· анализ доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы.

Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями:

· технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной,

· технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.

Если использовать собственную технологию невозможно, то анализируется возможность привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из следующих схем:

· совместное предприятие с иностранной фирмой - частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;

· покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;

· «turn-key» - покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;

· «product-in-hand» - условия «turn-key» плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;

· покупка лицензий на производство;

· техническая помощь со стороны зарубежного технолога.

Выбор альтернативных технологий может быть сделан на основе анализа следующих аспектов (табл. 4):

1. использование выбранных технологий в сходных масштабах.

2. Доступности сырья (количество потенциальных поставщиков, их производственные мощности, качество сырья, количество других потребителей сырья, стоимость сырья, затраты на доставку, экологический риск).

3. Коммунальные услуги и коммуникации.

4. Наличие патента или лицензии у организации, продающей технологию.

5. По крайней мере, начальное сопровождение производства продавцом технологии.

6. Адаптивность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).

7. Загрузка оборудования (процент от номинальной мощности по условиям проекта) и время выхода на полную производительность.

8. Безопасность и экология.

9. Капитальные и производственные затраты.

Расчет обобщенного критерия производится по формуле:

Разработка и анализ проекта - student2.ru (1)

где w - вес частного критерия, Gk - величина частного критерия.

Наилучшим признается проект, который имеет наибольшее значение критерия. В частности, в рассмотренном примере технические альтернативы А и D почти одинаковые, но можно отдать предпочтение D.

Задание 5. Выберите наилучшее техническое решение для своего бизнеса

Таблица 4

Выбор лучшего технического решения

Ключевые факторы Вес критерия Альтернативы
А В С D
Прежнее использование
Доступность сырья
Коммунальные услуги и коммуникация
Наличие патента или лицензии
Приспособленность технологии к местным условиям
Загрузочный фактор
Безопасность и экология
Капитальные и производственные затраты
Величина взвешенного критерия  

Финансовый анализ проекта является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового анализа инвестиционного проекта состоит из следующих фаз:

1. анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия – расчет и интерпретация коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность менеджмента.

2. Анализ финансового состояния предприятия на дату подготовки инвестиционного проекта.

3. Анализ безубыточности производства – анализ структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции с разделением издержек на переменные (изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (остаются неизменными при изменении объема производства). Точка безубыточности – объем продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли.

4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.

5. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта, должен покрывать величину суммарных инвестиций с учетом стоимости денег во времени: «рубль сейчас дороже, чем рубль через год», т.е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный годом раньше. Характеристикой, измеряющей временную значимость денежных потоков, является норма доходности полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков. Проект принимается, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестициями, покрывает их величину.

С другой стороны, инвестиционный проект может быть признан эффективным и без учета инфляционного эффекта, так как инфляционное изменение уровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моменту значения денежных потоков.

Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства (нации). Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:

· государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;

· государство продает компании импортные комплектующие элементы по ценам ниже международных;

· предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;

· предприятие продает товары государственному предприятию по ценам, существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.

Чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, его сравнивают со следующими альтернативными вариантами:

· продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать товар у компании по свободным ценам;

· покупать аналогичный (по качеству) товар за границей.

Таким образом, в процессе экономического анализа выясняется прибыльность от реализации этого проекта государства, а не владельцев компании.

Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как предполагается, что то, что выгодно владельцам компании, выгодно всем остальным. Правда, такая ситуация является идеальной даже для стран с развитой рыночной экономикой. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).

Измерение экономической эффективности инвестиционного проекта может быть осуществлено по схеме трех шагов:

Шаг 1. Выбор цели и определение весовых коэффициентов (табл. 5).

Таблица 5

Выбор цели и взвешивание

№ п/п Цели государства Вес цели
Приток твердой валюты 0.30
Экономия твердой валюты 0.20
Увеличение продуктов на местном рынке 0.15
Создание рабочих мест 0.20
Развитие регионов 0.15
  Всего 1.00

Шаг 2. Определение численной меры достижения каждой из целей (в абсолютных значениях или в процентном отношении к лучшему). Для каждого проекта вычисляют взвешенное значение комплексного критерия:

Разработка и анализ проекта - student2.ru (2)

Шаг 3. Выбор наилучшего варианта по критерию максимума обобщенного критерия - измерение экономической эффективности с учетом стоимости возможной закупки ресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых), и многого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадает с мировыми правилами (например, условия работы с валютами других стран).

Оценка экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности:

1. представление результатов финансового анализа.

2. Проведение классификации затрат и доходов методами экономического анализа.

3. Перевод финансовых значений в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).

4. Оценка альтернативных вариантов использования ресурсов при производстве продукта.

5. Исключение расчетов по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).

6. Сопоставление ежегодных экономических потоков средств с исходным объемом инвестиций.

Задание 6. Проведите экономический анализ инвестиционного проекта (например, поставки лекарств или оплаты проезда пенсионерам в Томской области).

Институциональный анализ – оценка совокупности внутренних и внешних факторов (организационной, правовой, политической и административной обстановки).

Оценка внутренних факторов обычно производится по схеме:

1. анализ возможностей производственного менеджмента, а именно:

· опыт и квалификация менеджеров,

· их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли, бонусов),

· совместимость целей менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.

2. Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Данный вопрос становится актуальным в случае использования принципиально новой для предприятия технологии. Может сложиться ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либо обучать рабочих, либо нанимать новых.

3. Анализ организационной структуры. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение.

Оценка внешних факторов обусловлена:

1. политикой государства:

· условия импорта и экспорта сырья и товаров,

· возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства и экспортировать товары,

· законы о труде,

· основные положения финансового и банковского законодательства.

2. Одобрение государства. Здесь наиболее важным является фактор времени одобрения.

Анализ рисков предполагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения. Иногда ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме:

1. выбор параметров инвестиционного проекта в наибольшей степени неопределенных.

2. Проведение анализа эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.

3. В инвестиционном проекте представляют три сценария:

· базовый,

· пессимистичный,

· оптимистичный (необязательно).

Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе пессимистичного сценария.

Наши рекомендации