I . Согласование определений с количественно-именными сочетаниями.
Количественно-именное сочетание – это сочетание числительного с именем существительным или субстантивированным прилагательным (мороженое, столовая).
Если определение относится к существительному, зависящему от числительных 2, 3 , 4 то используются следующие формы согласования:
1. При словах мужского и среднего рода определение, стоящее между числительными существительным, ставится в родительном падеже множественного числа: Три светлых окна.
М.р., ср.р. - Р.п. мн.ч. – ых
2. При словах женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа: Огромные две тучи.
Ж.р. – Им.п. , мн.ч. - ые
3. Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форму именительного падежа множественного числа, независимо от рода существительного: Вбежали большие две собаки. Исключение составляют слова: добрый, полный, целый. Они всегда ставятся в форму родительного падежа множественного числа: Выпил целых две чашки.
4. Прилагательные, употребленные после количественно-именного сочетания, могут варьировать свои формы, ставятся как в родительном, так и в именительном падеже. В стилистическом отношении предпочтительнее именительный падеж: За семь последних лет произошли значительные изменения. За последние семь лет 5. произошли значительные изменения.
5. Во всех других сочетаниях существительных с числительными (за исключением 2,3, 4) форма определения зависит от порядка слов:
- препозитивное определение употребляется в форме именительного падежа множественного числа: Последние пять страниц.
- постпозитивное и стоящее в середине количественного сочетания принимают форму родительного падежа множественного числа: Четыре дома, построенных строителями.
6. При согласовании определений с существительными общего рода возможны варианты. В разговорной речи допустимо грамматическое согласование существительного общего рода с определениями: он большая пройдоха. В книжных стилях подобное согласование не приветствуется: он большой пройдоха.
II. Согласование определений с существительными, имеющими при себе приложение.
Сложность при согласовании такого рода возникает в том случае, если существительное и приложение выражены словами разного рода, В таких случаях согласование происходит по следующим правилам:
1. При сочетании родового понятия с видовым определение согласуется с родовым: полезный фрукт киви.
2. Если приложение выражено именем собственным, например, газета «Труд», Ледокол «Россия», то определение согласуется с родовым наименованием: Интересная газета «Жизнь».
3. При сложных словах определение согласуется с тем словом, которое выражает более широкое или более конкретное значение: новая кафе-столовая. При сочетании нарицательного существительного , обозначающего профессию, должность, звание с именем собственным женского рода: хирург Иванова, профессор Немцова, форма согласования зависит от расположения по отношению к существительным. Определение согласуется с ближайшим существительным: опытный хирург Иванова. Хирург Иванова блестяще провела операцию. При географических наименованиях определяемым словом является родовое наименование: прекрасный город Сочи, полноводная река Енисей.
НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Управление – подчинительная связь, при которой главное слово требует постановки зависимого существительного в определенной грамматической форме с предлогом или без предлога, причем изменение формы главного слова не вызывает изменения формы управляемого слова. Норму управления можно определить как правильный выбор падежа и предлога.
1. Предлоги из-за, ввиду, вследствие, за счет управляют родительным падежом (из-за кого? чего? опоздания, ввиду кого? чего? Наводнения, вследствие кого? чего? Необязательности, за счет кого? чего? использования резервов)
2. Предлоги благодаря, вопреки, согласно управляют дательным падежом (благодаря кому? чему? Вмешательству, вопреки кому? чему? предсказаниям, согласно кому? чему? письму.
Следует различать употребление предлогов благодаря и из-за.
Предлог благодаря указывает на причину, положительно влияющую на что-либо: Благодаря конспектам студент сдал зачет. Предлог из-за указывает на причину, отрицательно влияющую на что-либо: Из-за болезни студент не сдал зачет.
Предлог ввиду употребляется при указании на обстоятельство, событие, учет которого выступает в качестве причины, основания чего-либо, какого-либо действия, состояния: Ввиду большого объема работа, просим продлить срок контракта.
Предлог вследствие употребляется при указание на явление, событие, обстоятельство, которые обусловливают какое-либо действие, состояние, выступают в качестве их непосредственной причины: Вследствие тумана самолет задерживается.
Предлог за счет употребляется при указании на то, что выступает в качестве резерва, источника, питающего какой-либо процесс: Мы добились таких результатов за счет улучшения условий труда.
Предлог вопреки употребляется при указании на то, чему противоречит, с чем находится в полном несоответствии действие или его результат: Он действует вопреки здравому смыслу.
Предлог согласно употребляется при указании на то, с чем согласуется действие, соответствием чему оно определяется: Работать согласно плану.
Употребление предлога по :
В СРЛЯ предлог по может управлять дательным, винительным и предложным падежами.
Предлог по управлять дательным падежом, если:
1. После него следуют слова сколько, несколько, столько, много, немного: по несколько месяцев
2. Указывает на предмет, на поверхности которого происходит действие или что-либо находится: плыть по реке
3. Указывает на место, пространство, учреждение и т.п. в пределах, границах которых происходит действие: гулять по парку
Предлогпо управляет винительным падежом в следующих случаях:
1. При указании на предмет, который выступает в качеству границы, предела, до которого распространяется действие или который определяет размер, величину чего-либо: Зайти в воду по колено.
2. При указании на завершающую, конечную границу того, что имеет начальную, исходную границу, которая называется или подразумевается: Отпуск по тридцатое мая.
3. Сочетаниях типа раздать по пять книг, имеющих распределительное значение.
4. Указывает на предмет, человека, выступающего в качестве объекта. На который направлено действие: стукнуть по стене
5. Указывает на человека, место, занятие, которые являются объектом горестного, тоскливого чувства: тосковать по родине
6. Указывает на то, что служит основанием, источником для чего-либо: знать по опыту.
7. Указывает на предмет, посредством или при помощи которого совершается что-либо: отправить по почте
Предлог по управляет предложным падежом, если:
1. Используется в значении «после»: по окончании спектакля
2. Сочетается с личными местоимениями 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы): скучает по вас.
3. Разница между конструкциями: просить денег - просить деньги, искать место – искать места и т.д. заключается в том, что в первых вариантах (просить деньги) после глагола следует использовать винительный падеж, т.к. он указывает на определенный конкретный объект, а во вторых вариантах (просит денег) – родительный падеж, т.к. он имеет общее неопределенное значение.
4. Разница между конструкциями выпить воду –выпить воды, купить книги – купить книг и т.п. заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действие не на весь объект, а лишь на некоторую часть или количество его, а винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет: выпить воду.
НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ
«Нанизывание» падежей – довольно частая ошибка и в устной и в письменной речи. Нередко встречаются конструкции, включающие в себя несколько одинаковых падежных форм, зависящих последовательно одно от другой или от одного и того же слова, что приводит к затруднению восприятия текста: Дом племянника жены брата доктора. Наиболее часто «нанизывание» образовано цепочкой формы родительного падежа. Встречается и «нанизывание» других падежей. Сохранение подобных текстов недопустимо. Чтобы исправить предложение, отглагольное существительное обычно заменяется инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями. Если необходимо введение дополнительной информации, следует разграничить предложение на 2 или более, но не объединять главную и второстепенную информацию в пределах одного предложения.