Правовое положение БУ, КУ, АУ с 1 января 2012 года
Показатель | Бюджетное учреждение | Казенное учреждение | Автономное учреждение |
Орг-правовая форма | Некоммерческая организация | Гос/муниц учреждение | Некоммерческая организация |
Учредитель | Учредитель – РФ, субъект РФ, МО | ||
Органы, осуществляющие полномочия учредителя | Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ | ||
Порядок учреждения | ФБУ – на основании решения правительства РФ. В подзаконном акте предлагается установить возможность создания БУ путем изменения типа автономных или казенных учреждений, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам | ФКУ – на основании решения правительства РФ. по ФЗ № 83 – часть БУ перейдет в КУ | ФАУ – по решению правительства РФ. В подзаконном акте предлагается упростить создание АУ путем изменения типа БУ, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам |
Право | Только право оперативного управления | ||
Основные направления деятельности | Создано для выполнения работ / оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления | Создано для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления | Создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. |
Сферы | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. | В любой сфере | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. |
Органы управления | Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.), также могут быть совещательные органы и органы самоуправления | Наблюдательный совет, руководитель, иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.) | Руководитель, также могут быть совещательные органы и органы самоуправления |
Порядок использования имущества | С согласия собственника – передают НЕКО в качестве УЧРЕДИТЕЛЯ ИЛИ УЧАСТНИКА 1 – денежные средства (если иное не предусмотрено условиями их предоставления) 2 – иное имущество. ИСКЛ: · Движимое имущество, закрепленное собственником или приобретенное за счет средств, выделенных собственником · Недвижимое имущество | Не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц | С согласия учредителя – вносят в УК (СК) ЮЛ или иным образом передают ЮЛ имущество – 1 – закрепленная недвижимость или приобретенная на средства, выделенные учредителем на приобретение этого имущества 2 – особо ценное движимое имущество |
Распоряжение имуществом | Всем имуществом, кроме: · особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником. Перечень устанавливает УЧРЕДИТЕЛЬ (т.е. публично-правовое образование в лице уполномоченных органов) · любого недвижимого имущества | Не вправе распоряжаться ЛЮБЫМ имуществом | Всем имуществом, кроме: · Особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником · Недвижимого имущества, закрепленного собственником |
Право на совершение крупных сделок | С предварительного согласия учредителя | Отсутствует | С предварительного согласия наблюдательного совета |
Особо ценное движимое имущество | Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющий функции учредителя | НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ | Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющий функции учредителя |
Привлечение заемных средств | Могут (с ограничением на крупные сделки) | Не могут | Могут |
Могут заниматься только теми видами деятельности, которые предусмотрены в УСТАВЕ БУ! «Иные виды деятельности» - вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых создавалось + указано в уставе БУ. | |||
Порядок осуществления приносящей доход деятельности | Могут в соответствии с учредительными документами. Из ФЗ: Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАЮТСЯ доходами. | Могут - лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах Доходы ЗАЧИСЛЯЮТСЯ В БЮДЖЕТ и используются в установленном законодательством порядке. | Могут в соответствии с учредительными документами. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАЮТСЯ доходами. |
Порядок реализации гос/муниц задания | Государственные (муниципальные) задания для БУ в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. БУ осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в установленных сферах | Заключает и оплачивает гос/муниц контракты и иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, ОТ ИМЕНИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ – в пределах доведенных КУ ЛБО, если иное не предусмотрено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательства. ЕСЛИ нарушилàявляется основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится КУ | Государственное (муниципальное) задание для АУ формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. АУ осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг |
БУ и АУ не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания | |||
Финансирование | Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с гос/муниц заданием гос/муниц услуг (выполнением работ) из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ – В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ УЧРЕДИТЕЛЯ В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется. | За счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты КУ не предоставляются | Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с гос/муниц заданием гос/муниц услуг (выполнением работ)из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. - В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ УЧРЕДИТЕЛЯ |
ДЛЯ БУ И АУ - О чем речь? 1. Субсидии на возмещение нормативных затрат в связи с выполнением гос/муниц задания 2. Субсидии БУ и АУ на ИНЫЕ ЦЕЛИ – в порядке, установленном Правительством РФ, высшим ОИВ субъекта РФ, местной администрацией 3. Бюджетные инвестиции àвлечет увеличение стоимости основных средств, находящихся на ПОУ у БУ и КУ - в порядке, установленном Правительством РФ, высшим ОИВ | |||
Финансовый контроль и контроль учредителя | 1 – (в основном) последующий (контроль выполнения госзадания) 2 – предварительный – санкционирование платежей по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям | 1 – предварительный – ПО ВСЕМ РАСХОДАМ (т.е. проверка ОФК наличия денежного обязательства, возникшего в пределах ЛБО и с учетом неисполненных обязательств) 2 – текущий контроль 3 – последующий контроль | Только последующий контроль – контроль выполнения госзадания |
Ответственность по своим обязательствам | Всем имуществом – КРОМЕ · Особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником · Любого недвидимого имущества | В пределах ДОВЕДЕННЫХ ЛБО отвечает за счет находящихся в его распоряжении денежными средствами. | Всем имуществом – КРОМЕ · Особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником · Недвижимого имущества, закрепленного собственником АУ не отвечают по обязательствам собственника. |
Субсидиарная ответственность государства | Нет с 1 января 2011 года. НО! если правоотношения по обязательства перешли за пределы 1 января 2011 года, то субсидиарная ответственность государства ОСТАЕТСЯ | Есть - при недостаточности денежных средств у учреждения | Нет Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам данного учреждения. |
Открытие счетов | В ОФК / финансовом органе. НО! исключения – в НПА | В ОФК/ финансовом органе. НО! исключения – в НПА | Вправе открывать счета в банках И в соответствии с соглашением в ОФК / финансовом органе |
Заключение ГР-ПР контрактов | Заключают от СВОЕГО ИМЕНИ (искл – в НПА, когда БУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракт) | Заключают ОТ ИМЕНИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Заключают ОТ СВОЕГО ИМЕНИ |
Участие в бюджетном процессе | НЕ является участником БП – НЕ является получателем бюджетных средств. ИСКЛ – в переходный период – является участником БП. | Являются УЧАСТНИКАМИ БЮДЖТНОГО ПРОЦЕССА – ГР/Р бюджетных средств | НЕ является участником БП – НЕ является получателем бюджетных средств. |
На бюджетные и казенные учреждения распространяется Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на автономные – нет |
Переходный период с 01.01.2011 по 01.01.2012
ЛБО устанавливаются в соответствии с кодом бюджетной классификации.
ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА БУ
Лицевые счета БУ (РФ, субъектов РФ, мо) - в ОФК, финансовых органах РФ, финансовых органов МО.
Операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Кассовые выплаты за счет БУ осуществляются терр ОФК / финорганами ОТ ИМЕНИ И ПО ПОРУЧЕНИЮ БУ В ПРЕДЕЛАХ ОСТАТКА СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ.
ДО 01.01.2012 – операции со средствами БУ, поступающими из соотв бюджета БС РФ, учитываются НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ БУ. С 01.01.2012 – только средства обязательного медицинского страхования, поступающие казенным учреждениям, буду учитываться на отд счетах БУ.
См. конспект – у БУ – 2 ЛИЦЕВЫХ СЧЕТА!
Счета бу обслуживаются учреждениями ЦБ РФ и кредитными организациями БЕЗ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ.
Расходы за счет СУБСИДИЙ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием БУ в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). | Осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. |
Расходы БУ за счет – ДО 01.01.2012 - 1) ИНЫХ субсидий 2) бюджетных инвестиций | осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов |
Расходы БУ за счет средств обязательного медицинского страхования – С 01.01.2012 | осуществляются после проверки территориальным органом Федерального казначейства или финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляющим открытие и ведение отдельного лицевого счета бюджетного учреждения, открытого для учета операций с указанными средствами, соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанным в платежных документах бюджетных учреждений |
Не использованные в текущем финансовом году остатки СУБСИДИЙ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием БУ в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). | используются в очередном финансовом году на те же цели. |
Не использованные в текущем финансовом году остатки 1) ИНЫХ субсидий 2) бюджетных инвестиций | подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. |
Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Установить, что с 1 января 2011 года остатки средств бюджетных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами бюджетных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в порядке, установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Установить, что с 1 января 2011 года федеральные казенные учреждения, обособленные подразделения федеральных казенных учреждений (их официальные представители), находящиеся за пределами Российской Федерации, вправе использовать остатки средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доходы деятельности, по состоянию на 1 января текущего финансового года, а также доходы, получаемые ими в текущем финансовом году от приносящей доходы деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Операции по поступлению и использованию указанных средств отражаются в отчетности об исполнении федерального бюджета.
КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Это государственные / муниципальные учреждения, осуществляющие оказание гос/муниц услуг, выполнение работ и/или исполнение гос/муниц функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий огв или омс, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
2. Могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это прямо предусмотрено учредительными документами.
3. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступают в бюджет БС РФ.
4. Находятся в ведении органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (п. 1 ст. 161 БК РФ).