Особенности финансирования кинематографа
Инвестирование в кинопроизводство - это рискованно, поскольку лишь 10% фильмов собирают 90% кассы, т.е. коммерчески успешным является лишь каждый десятый фильм, но в то же время сборы от по-настоящему успешного фильма способны не только компенсировать убытки от не столь удачной с точки зрения зрительского интереса кинопродукции, но и принести его создателям значительную прибыль.
Источники финансирования кинопроизводства условно могут быть разделены на четыре группы: собственные, государственные, заёмные и привлечённые.
Гос.финансирование значительно, но объёмы прямого государственного финансирования не способны и не призваны в полной мере удовлетворить потребности кинобизнеса в капитале, косвенная же поддержка, оказываемая государством, основывается на налоговых льготах и преференциях для частных инвестиций, направленных на отдельные виды хозяйственной деятельности. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение заёмных и привлечённых источников финансирования кинопроизводства.
В мировой практике сложились следующие основные способы привлечения капитала в кинопроизводство: предпродажные соглашения, банковское кредитование, продакт-плейсмент, копродукция, фандрайзинг, краудфандинг.
Предпродажное соглашение - договор: компания-правообладатель обязуется по завершении процесса кинопроизводства передать права на использование полученного аудиовизуального произведения в пределах, определяемых этим же договором, другой стороне за определённое вознаграждение. Этой стороной могут выступать кинопрокатные организации в отношении прав на кинотеатральный прокат фильма на конкретной территории, различные телевизионные каналы относительно прав на его демонстрацию по телевидению, изготовители различных электронных носителей (DVD, Blu-ray), предназначенных для домашнего просмотра, разработчики компьютерных игр, издательства и иные организации-представители вторичных рынков сбыта кинопродукции. Вознаграждение, предусмотренное соглашением, - некая сумма денежных средств, которая будет выплачена продюсеру в будущем при предоставлении копии фильма для его использования в установленных договором пределах, при этом часть этой суммы может выплачиваться авансом и, таким образом, фактически служить инвестицией в кинопроизводство.
Кроме этого существует банковское кредитование под залог:
- авторских прав на имеющуюся у них библиотеку аудиовизуальных произведений;
- авторских прав на будущий фильм при наличии оценки его коммерческого потенциала специализированным агентством
- прав на вознаграждение, при условии гарантия завершения фильма в установленные сроки. Выдачей подобных гарантий в странах с развитой киноиндустрией занимаются специализированные страховые компании, а подобный вид страхования там принято называть completion bond.
В нашей стране практически отсутствуют кредитные организации, занимающиеся кредитованием создания фильмов.
Продакт-плейсмент (от англ. product - продукт, placement - размещение) - форма продвижения и размещения бренда или товара в медианосителе с рекламными целями, целями создания подсознательной ассоциации бренда с героем или сюжетом художественного произведения, т.е. скрытая в контексте художественного произведения реклама того или иного товара или его производителя.
Виды Продакт-плейсмента:
-По способу кодировки основного рекламного сообщения: визуальный, вербальный и связанный с использованием объекта рекламы.
- По степени интеграции с сюжетом аудиовизуального произведения: фоновый, сценический, доминантный и тотальный. В свою очередь, именно от способа размещения продукта в произведении будет зависеть его стоимость.
Основные способы расчётов за размещение скрытой рекламы товара между кинокомпанией и рекламодателем:
- денежные расчёты - финансирование кинопроизводства, прямая оплата услуг по продвижению товара;
- кросс-промоушен (перекрёстное продвижение) - проведение рекламодателем рекламных и PR-компаний, сопоставимых по бюджету со стоимостью ПП, одновременно продвигающих и фильм, и размещённый в нём продукт (изображение сцен фильма, его персонажей на упаковке товара, изготовление афиш, буклетов, постеров, другой полиграфической продукции, на которых одновременно могут быть запечатлены герои кинокартины, её сцены и товар (бренд) рекламодателя и т.д.);
- возможность безвозмездного использования продукции рекламодателя в ходе съёмочного процесса (бесплатная аренда автомобиля, номера в отеле, бесплатные авиабилеты и т.д.).
- Помимо прямой оплаты рекламодатель может предложить процент от продаж рекламируемой продукции, начиная с определённого объёма её реализации, или установить какую-либо иную прямую зависимость от ожидаемого уровня доходов от ПП.
Применение технологии продакт-плейсмент является распространённым и в Российской Федерации, однако оно существенно осложняется отсутствием специальной нормативно-правовой базы. Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» фактически не признаёт ПП таковой, поскольку согласно ст. 2 данного закона его действие не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. В то же время в соответствии с п. 9 ст. 5 38-ФЗ не допускается использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Таким образом, правомерность применения ПП зависит от такого параметра, как органичность его интеграции в произведение, критерии оценки которого законодательно не определены, в случае неудовлетворения данному параметру он может быть квалифицирован в соответствии с действующей нормативно-правовой базой как скрытая реклама. Однако за всю историю использования продакт-плейсмент в нашей стране Федеральной антимонопольной службой было зафиксировано незначительное число подобного рода нарушений, при этом подавляющая их часть была связана исключительно с телевизионной продукцией.
Копродукция - организация производства фильма кинокомпаниями разных стран на взаимовыгодных условиях. Плюсы: разделение инвестиционных рисков, возможность получения государственной поддержки (льгот) в каждой из стран сопродюссеров, прокат аудиовизуального произведения не только на внутреннем, но и на внешнем рынке и расширение культурного обмена между странами и обмена профессиональным опытом между участниками съёмочного процесса.
Трбования к создаваемому продукту: интернациональность и интеркультурность, т.е. сюжет фильма, используемые в его рамках средства художественной выразительности должны быть актуальны и понятны для целевой аудитории, по крайней мере, стран, представляемых сопродюсерами.
В России копродукция не развита, из-за низкой степени интеграции со странами с развитой киноотраслью и недостаточной инвестиционной привлекательностью отечественной киноотрасли для иностранного капитала.
Фандрайзинг (от англ. fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор) в широком смысле представляет собой методику поиска источников финансирования для кинопроектов с трудно прогнозируемым коммерческим потенциалом, а также некоммерческих и малобюджетных проектов. Основные формы: благотворительность, меценатство, спонсорство, гранты.
Источники финансирования:
- «доноры» - различные фонды, институты, центры и другие некоммерческие организации, функционирующие в благотворительной сфере.
- Гранты - представляют собой средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчётом об их целевом использовании.
Критерии выбора донора: соответствие тематики кинопроекта сфере и целям функционирования донора (миссией организаций). Поэтому высокие шансы на финансирование будут иметь в первую очередь кинопроекты социального характера, направленные на развитие общества, в том числе демократизацию политической системы, системы управления, улучшение законодательства, борьбу с коррупцией, связанные с защитой прав человека, охраной окружающей среды, с предотвращением распространения смертельно опасных заболеваний или помощью беженцам, фильмы по национальной или этнографической тематике.
- В зависимости от тематики кинопроекта - общественные организации, политические партии и религиозные объединения (взаимодействие с ними возможно в форме социального партнёрства или социального заказа).
Краудфандинг(народное финансирование, от англ. сrowd - толпа, funding - финансирование) представляет собой коллективное основанное на добровольных началах финансирование проекта, информация о котором, как правило, размещена его автором на специализированной интернет-платформе. В процесс краудфандинга вовлечены три стороны: автор проекта, интернет-платформа и доноры (жертвователи).
Автор разрабатывает проект в соответствии с требованиями интернет платформы и устанавливает сроки сбора.В Российской Федерации специальная нормативно-правовая база краудфандинга в настоящее время отсутствует, но этот способ используется (например, "28 панфиловцев" - фильм 2015г.)
Существенным преимуществом краудфандинга является возможность оценки коммерческого потенциала кинопроекта при непосредственном взаимодействии с целевой аудиторией и последующего привлечения других источников финансирования за счёт общественного резонанса, который этот проект может вызвать.