Виды налоговых проверок, порядок их оформления и обжалования

Решений налоговых органов

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица). В ходе проверки изучается полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин). Затем происходит сравнение определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с суммами, отраженными в документах, представлявшихся ранее в налоговый орган. Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.

При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо).

РЕЙДОВАЯ ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, с хранением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов. Целью ее проведения является контроль за соблюдением налогового законодательства, а также установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.

ВСТРЕЧНАЯ ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА проводится в случаях, когда в ходе плановой либо внеплановой налоговой проверки возникнет необходимость детально проверить определенную финансово-хозяйственную операцию. В этом случае осуществляется проверка отражения данной операции в бухгалтерском учете других плательщиков, принимавших участие в проверяемой сделке.

По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка. Результаты выездной налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, оформляются справкой. Результаты камеральной налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, документально не оформляются.

Акт или справка налоговой проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, а также: руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации или иным лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами, договором или законодательством управлять организацией, либо плательщиком – физическим лицом или их представителями; лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого плательщика.

Акт или справка налоговой проверки вручаются плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю и регистрируются в налоговом органе.

Плательщик (иное обязанное лицо) вправе подписать акт с указанием возражений по акту налоговой проверки. Возражения по акту налоговой проверки представляются плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган, проводящий налоговую проверку, не позднее пяти рабочих дней со дня вручения ему акта налоговой проверки. По истечении установленного пятидневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Возражения проверяются проводившим налоговую проверку должностным лицом налогового органа, и по ним составляется заключение в письменной форме, с которым должны быть ознакомлены работники проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Решение по акту налоговой проверки принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов налоговой проверки.

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных настоящим Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.

Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня их вынесения.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения). Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.

Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе: оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить решение, требование (предписание) полностью или частично; отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку; внести изменения в решение, требование (предписание).

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе: удовлетворить жалобу; оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.

Наши рекомендации