Приемы фактического контроля, используемые при ревизии
При проведении ревизии при помощи приемов фактического контроля по многим объектам контроля можно установить их реальное состояние в натуре. Существует несколько приемов фактического контроля, получивших широкое распространение.
Инвентаризация – это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствие данным б/у на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи материальных ценностей. Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого предприятия создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица (подготовка мест и документов (бирки, инв. номера)) и ревизора. При инвентаризации составляются все необходимые документы (инв описи и ведомости, сличительные ведомости). Данные о фактическом наличии каждого вида материальных ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии.
При обнаружении расхождений ревизор должен потребовать от материально- ответственных лиц письменные объяснения о причинах расхождений, определить их характер и порядок урегулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. До начала инвентаризации ревизор обязан взять у МОЛа расписку о том, что все, относ. к приходу/расходу ТМЦ документы, проведены по складскому учету и сданы в бухгалтерию для определения остатков на момент проверки и неоприходованных и несписанных в расход ценностей не имеется. Ко времени окончания инвентаризации обработать все документы и определить остатки на дату инвентаризации.
Кол-во ТМЦ определяется исходя из натур свойств и принятых единиц измерения путем подсчета, взвешивания, обмера и др. приемов. Данные о факт наличии каждого вида средств, топлива, запчасти, МБП, п/ф фиксируются в инвентаризационных описях или соотв. актах проверки, составленных по местам нахождения или хранения ценностей и должностными лицам, отв. за их сохранность. Описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а у МОЛ берется расписка об отсутствии претензий к инвентаризационной комиссии.
Все исправления д. б. оговорены и подпис членами комиссии. После снятия факт остатков бухгалтерия совместно с ревизором определяет их соответствие данным БУ, если установлены расхождения, ревизор должен потребовать у МОЛ письменное объяснение по причинам расхождения, определить их характер и порядок регулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. Положение «Об инвентаризации».
Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяется правильность, достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. При этом ревизор устанавливает соответствие фактически строящегося или ремонтируемого объекта его характеристикам, предусмотренным в титульном списке; полноту завершения работ. Проверяется соответствие объема, характера, стоимости работ, выполненных фактически и по актам, рабочим чертежам, журналам учета выполненных работ. При таком сопоставлении ревизор выявляет их соответствие или завышение или объем незапроцентованных работ.
Результаты контрольных обмеров оформляются актами и ведомостями перерасчета стоимости работ. Они подписываются ревизором, производителем работ и представителем ревизуемого предприятия. В случае приписок, завышения объемов выполненных строительных и монтажных работ ревизор выявляет виновных, получает от них письменное объяснение и разрабатывает предложения по устранению искажений и наказанию виновных. Обследование на месте производится при проверках готовности объектов собственных капитальных вложений или вышедших из ремонта объектов основных средств, установлении степени готовности объектов строительства, изношенности основных средств, порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей. Контрольный запуск сырья и основных материалов в производство используют при поверке правильности норм расхода сырья и материалов на производство продукции.
Проверка качества сырья и основных материалов производится для установления причин низкого качества продукции, выполненных работ.
Этапы ревизии
Ревизия проводится в несколько этапов:
Первый этап – подготовительный. Он включает в себя издание приказа о назначении ревизии, в котором определяется состав ревизионной группы и сроки проведения проверки. На данном этапе ревизоры знакомятся с содержанием материалов предыдущих ревизий, анализируют отчетность проверяемой организации, составляют план предстоящей ревизии.
Целесообразно, чтобы план был согласован с инициатором проведения ревизии. При этом могут быть обсуждены и решены такие вопросы как: внезапность начала ревизии на ревизуемом предприятии; методы проведения ревизии; очередность и сроки проведения отдельных ревизионных действий; вызовы лиц для получения объяснений; обращение ревизора в другие организации и проведение встречных проверок и др. Правильное решение указанных вопросов имеет большое значение для обеспечения наибольшей эффективности ревизионной проверки и решения задач установления объективной истины.
На данном этапе сотруднику правоохранительного органа целесообразно предпринимать действия, способствующие обеспечению:
- сохранности бухгалтерских документов путем изъятия или опечатывания мест хранения;
- объективности ревизора путем устранения каких-либо давлений со стороны проверяемых лиц;
- взаимодействия с ревизором и координацию его действий путем использования информации о проверяемых лицах и их деятельности, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Эффективность документальной ревизии существенно повысится, если органы дознания, следствия будут осуществлять изъятие документов целенаправленно, с учетом специфики предстоящей ревизии и объектов предстоящей проверки.
Второй этап – неотложные контрольные действия ревизора. На данном этапе ревизор опечатывает места хранения денежных средств, материальных ценностей, складские помещения. Одновременно он предъявляет руководителю ревизуемой организации документы о назначении ревизии и знакомит его с составом ревизионной группы.
В начале ревизии сотрудник правоохранительных органов строит отношения с ревизором таким образом, чтобы последний систематически информировал его о ходе дальнейших ревизионных действиях и немедленно сообщал о выявлении фактов злоупотребления.
Третий этап – проведение контрольных действий. Данный этап состоит из двух стадий.
На первоначальной стадии осуществляется общая проверка хозяйственной деятельности. Ревизор первоначально знакомится со сводной документацией, с отчетностью отдельных структурных подразделений, применяет методы экономического анализа и уточняет методы проверки и виды операций, бухгалтерских документов, которые следует подвергнуть более глубокому изучению. Таким образом, основная цель данного этапа – выделение участков хозяйственной деятельности и конкретных операций, требующих детальной проверки.
На стадии общего исследования документов ревизором могут быть установлены условия, при которых возможно совершение экономических преступлений. К таким условиям относятся: 1. работа в должности, связанной с материальной ответственностью, бухгалтерским учетом без надлежащего контроля со стороны руководства предприятии за деятельностью этого круга работников; 2. отсутствие должностных инструкций, четко определенных должностных прав и обязанностей персонала предприятия; 3. отсутствие на предприятии действенного механизма внутреннего контроля за сохранностью имущества, законностью и целесообразностью финансовых и хозяйственных операций; 4. слабая постановка и методология бухгалтерского учета на предприятии; отсутствие серьезного внешнего аудита или ревизионного контроля со стороны вышестоящей организации.
Необходимо также, чтобы ревизор учитывал рекомендации сотрудника правоохранительных органов, касающиеся дальнейшего проведения ревизии, выполнения конкретных ревизионных действий, применения отдельных обоснованных методов проверки.
Вторая стадия работы ревизора на данном этапе предусматривает детальное исследование хозяйственных операций, предусматривает работу ревизора с первичными документами и выполнение ряда конкретных действий, таких, как встречная проверка, метод взаимного контроля и др.
Четвертый этап – составление документов о результатах ревизии. Результаты ревизии оформляются актом.
Акт – это документ, обобщающий результаты ревизии, в котором фиксируется состояние производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, отражаются как выявленные недостатки, нарушения действующих законов, положений, инструкций и случаи злоупотреблений, хищений и недостач, так и положительные стороны производственной деятельности проверяемого объекта.
Акт ревизии имеет три основные части: вводную, основную (описательную) и заключительную.