Споры многобожников и требование знамений
Одним из аргументов многобожников в их спорах с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, было то, что они неоднократно требовали от него знамений. Так, например, однажды они собрались на совет у Каабы, а потом послали к Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, человека, поручив ему передать, что знатные курайшиты хотят поговорить с ним.
Поскольку Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, страстно желал вывести их на путь истинный, на что указал и Всевышний Аллаh, сказав: «Возможно, что готов ты умереть от огорчения из-за того, что не уверовали они в эти рассказы [Коран]» (Пещера, 6), он поспешил прийти к ним в надежде на то, что они все же примут Ислам. Встретившись с ним, курайшиты сказали: «Ты говоришь нам, что все посланники Аллаhа являли людям знамения: у Мусы был посох[27], у самудян была верблюдица[28], а Иса оживлял мертвых, так яви же и ты нам знамение, как делали это прежние посланники!»
Они говорили так, считая, что посланники могут совершать чудеса в любое время по собственному желанию, подобно тому, как все остальные люди совершают свои обычные дела.
И они стали предлагать Муhаммаду, да благословит его Аллаh и приветствует, сделать холм Сафа золотым, или передвинуть горы, или заставить течь по земле реки или воскресить кого-нибудь из их предков, чтобы они засвидетельствовали, что он является посланником.
Всевышний Аллаh сказал: «И сказали они: “Ни за что мы не уверуем в тебя до тех пор, пока не заставишь ты источник забить для нас из земли, или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника и не проведешь ты там каналы, или пока не обрушишь ты на нас небо пластами, как утверждаешь ты, или не предстанешь перед нами вместе с Аллаhом и ангелами, или пока не будет у тебя дома из золота, или пока не взойдешь ты на небо. Однако не поверим мы в это, что ты вознесся, пока не спустишься ты оттуда с Книгой, которую мы станем читать...”» (Ночное путешествие, 90–93).
И они выразили желание принять Ислам в том случае, если Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сделает то, о чем они говорили, «и поклялись они Аллаhом — самой заветной клятвой своей, что если увидят они знамения, то обязательно уверуют в него» (Скот, 109).
И тогда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, воззвал к Аллаhу с мольбой о том, чтобы Он показал им то, чего они желают, и попросил Его о том, чтобы они приняли Ислам, после чего к Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, явился Джибриль и предложил ему на выбор одно из двух: либо Аллаh даст им возможность увидеть то, чего они добиваются, и подвергнет тех, кто не уверует и после этого, невиданному доселе наказанию, либо даст Он им возможность покаяться и проявить к ним Своё милосердие.
И Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, выбрал покаяние и милосердие, после чего Аллаh ниспослал ему аят, содержавший в себе ответ на предложения многобожников.
Всевышний Аллаh сказал:
«Скажи: “Преславен Господь мой, а я не кто иной, как человек, посланный Им!”» (Ночное путешествие, 93).
Смысл данного аята таков. Скажи: не могу я творить чудеса и совершать нечто сверхъестественное, ибо делать это способен лишь Один Всевышний Аллаh, слава Ему, с Которым никто не может сравняться по могуществу, я же — только человек, подобный вам, и поэтому не в состоянии сделать этого, как не в состоянии сделать этого и вы. Единственное же мое отличие от вас состоит в том, что я — посланник Аллаhа и мне ниспосылаются Откровения, вы же посланниками не являетесь и Откровений не получаете, таким образом, это зависит не от меня, а только от Аллаhа Всемогущего и Великого, и если будет Ему угодно, Он явит вам знамения, которых вы требуете, и тем самым поможет мне, если же Он этого не пожелает, то повременит с этим, и это будет в ваших же интересах.
И Аллаh Всемогущий подтвердил это, ниспослав другой аят, в котором говорилось: «Скажи: “Поистине, знамения — во власти Аллаhа, но что убедит вас[29] в том, что даже если и придут к ним знамения, то не уверуют они?”» (Скот, 109).
Иначе говоря, это означало, что чудеса творят не пророки и посланники, а только Всевышний Аллаh, слава Ему, Который совершает их через посредство пророков и посланников, тем самым оказывая им честь и поддерживая их, а также подтверждая истинность их пророческой или посланнической миссии.
А затем Всевышний Аллаh разъяснил, что эти люди не уверовали бы даже и в том случае, если бы им и было показано то, чего они требовали, несмотря на все их клятвы и заверения.
Всевышний Аллаh сказал: «Если бы даже ниспослали Мы им ангелов, если бы заговорили с ними мертвые и собрали бы Мы перед ними всё[30], они ни за что не уверовали бы, если бы только не пожелал этого Аллаh, но большинство их об этом не ведает» (Скот, 111).
Всевышний Аллаh также сказал: «И если бы Кораном двигались горы, или рассекалась земля, или говорили бы мертвые... Да, Аллаhу принадлежит вся власть! Разве не знают те, которые уверовали, что если бы Аллаh пожелал, то повел бы прямым путем всех людей?» (Гром, 31).
В этих аятах Всевышний Аллаh указал на одно из Своих установлений, суть которого состоит в том, что если люди потребуют того или иного знамения, но не уверуют и после того, как увидят его, то они будут немедленно уничтожены, и не предоставят им после этого никакой отсрочки. При этом установлении Аллаhа большинство курайшитов все-таки уверуют, чем и объяснялось то, что не дал Он им возможности увидеть тогда те знамения, о которых речь шла выше.