Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НК РФ опирается на конституционную обязанность граждан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ) и является основным документом, регулирующим налоговые правоотношения. Налоговое законодательство РФ составляют:

- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах;

- законодательство субъектов РФ о налогах, состоящее из законов о налогах, принятых региональными законодательными органами власти в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые акты о налогах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство о налогах следует четко отличать от прочих актов, имеющих отношение к налогам. Так, нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти всех уровней (Правительство РФ, Минфин России и ФНС России, региональные, местные и другие исполнительные органы власти), не относятся к законодательству, их цель - обеспечить правильное применение законодательных норм. В Кодексе строго определен порядок принятия и действия подзаконных актов. Например, они могут издаваться только в предусмотренных законодательством о налогах случаях, не могут изменять или дополнять законодательство.

Кодекс также устанавливает условия, при которых акт исполнительных органов власти признается не соответствующим Кодексу, в частности, если он отменяет или ограничивает права, предусмотренные Кодексом, вводит не указанные в Кодексе обязанности, разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом. В этом случае принятый акт должен быть отменен или изменен.

Законодательством предусматривается, что акты, включая акты исполнительной власти, ухудшающие положение налогоплательщика (устанавливающие новые налоги, повышающие ставки налогов или отягчающие ответственность), обратной силы не имеют. В то же время акты законодательства, улучшающие их положение, могут иметь обратную силу.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все его основные элементы: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

В НК РФ закреплены важнейшие принципы налогообложения, определяющие организационные основы налоговых отношений в Российской Федерации: налоги не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, и т.п.

Некоторые провозглашаемые НК РФ принципы обложения не укладываются в рекомендуемые теорией правила и страдают оригинальностью, т.е. не указывают однозначного исчерпывающего подхода к практическому применению налога. К примеру, очевидны трудности с использованием следующих положений НК РФ: "при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога", налоги "должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными" и др.

В НК РФ устанавливается значение используемых институтов, понятий и терминов и подчеркивается, что понятийный аппарат других отраслей законодательства РФ, используемый в НК РФ, применяется в том значении, в котором он используется в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В ст. 8 НК РФ дано следующее определение налога: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж... в целях финансового обеспечения деятельности государства". Трудно назвать такое определение безукоризненным. Например, "индивидуальную безвозмездность" можно трактовать в том смысле, что государство, собирая налоги, ни одному своему гражданину-налогоплательщику ничем не обязано, или, проще говоря, "деятельность государства", которая финансируется из налогов, абсолютно безответственна. Другое дело, что налог конечно же не эквивалентен общественным благам, предоставляемым государством отдельным индивидам, но он просто обязан быть возмездным: в противном случае теряется оправдание самого существования государства.

Наряду с налогом в НК РФ дано особое определение сбора - сделана попытка выделить его качественную специфику как "плату" за государственную услугу. Спорность такого подхода состоит в том, что плата должна быть эквивалентной. А этого-то в сборе и нет. Если же в сборе есть только возмездность, то он ничем не отличается от налога и нет нужды в его особом определении.

На сегодняшний день налоговым законодательством России установлены федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, действуют специальные налоговые режимы.

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

· НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

· законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

· нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков,формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Направленность актов Не ранее
Акты законодательства о налогах Одного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода
Акты законодательства о сборах Одного месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования
Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы 1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования
Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика С момента официального опубликования

Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Наши рекомендации