Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.
Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
Источник. Гражданское право. Часть первая: электронный конспект лекций. Казань: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2014. – 356 с.
К коммерческим организациям отнесены также государственные и муниципальные унитарные предприятия, что еще раз свидетельствует о переходном характере экономики современной России. Однако, такие коммерческие организации, как унитарные предприятия, не наделены правом собственности на имущество организации, их имущество неделимо.
Особенности правового положения государственных и смешанных юридических лиц определяются специальными законами: Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[5], Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[6]. Принадлежность капитала этих юридических лиц государству или подконтрольность их государственным органам существенно повлияли на их правовой режим. Конечно, он весьма заметно различается в зависимости от того, является оно государственным унитарным предприятием или же оно функционирует в форме акционерного общества, но и в том, и в другом случае его правовое положение будет отличаться от статуса частного юридического лица.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное унитарное предприятие может быть создано в случае: необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случае: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации.
Унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Деятельность унитарных предприятий регулируется ГК РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Так, в зависимости от того, в чей собственности находится предоставляемое унитарному предприятию имущество, различают государственные (которые в свою очередь подразделяются на основанные на федеральной собственности и основанные на государственной собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальныеунитарные предприятия (основанные на муниципальной собственности).
В зависимости от правового положения имущества различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Правосубъектность предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения отличается от правосубъектности казенных предприятий. Так, деятельность первых подчиняется принципу «разрешено все, что прямо не запрещено, деятельность вторых – принципу «дозволено то, что прямо разрешено».