Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

4. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

ПРАВА ПРЕДПРИЯТИЯ:

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.

При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия)

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

45. Правила приобретения и характер охраны промышленной собственности.( опять особо ничего нет в интернете…)

«промышленные права». Это — субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества — технические и нетехнические, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли.

Одни права промышленной собственности приобретаются в результате получения от государственного органа — патентного ведомства — специального охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец, свидетельства о регистрации товарного знака и пр.), тогда как другие возникают в силу использования объекта в хозяйственном обороте (фирменного наименования, обозначения происхождения товара).

Порядок приобретения, использования и защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными национальными законами по охране отдельных объектов промышленной I собственности, а также общими нормами гражданского права.

Важная роль в регулировании прав промышленной собственности в международном обороте принадлежит международным соглашениям. Особое место среди них занимает универсальное по своему содержанию соглашение — Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Ее участниками на 1 января 1991 г. являются 92 государства, в том числе все промышленно развитые страны.

Положения конвенции облегчают иностранным юридическим и физическим лицам из страны-участницы приобретение, использование и защиту промышленных прав в других странах-участницах. Конвенцией закрепляется, во-первых, ряд общих правовых принципов и положений, относящихся ко всем или нескольким объектам промышленной собственности и предоставляющих иностранцам особые правомочия в этой сфере, и, во-вторых, ряд специальных правил, относящихся к регулированию отношений по отдельным объектам промышленной собственности.

К важнейшим общим принципам, закрепляемым конвенцией, относится предоставление в каждой стране иностранным лицам национального правового режима, то есть прав и обязанностей, применимых в сфере промышленной собственности к национальным лицам. Приравнивание иностранцев к собственным юридическим и физическим лицам исключает возможность предоставления им меньших прав или наложения на них дополнительных обязанностей.

К общим правилам конвенции, касающимся изобретений, промышленных образцов и товарных знаков, относятся правила о конвенционном и выставочном приоритетах.

Правило о конвенционном приоритете состоит в том, что лицо, подав в какой-либо стране — участнице конвенции правильно оформленную заявку на охранный документ на изобретение, промышленный образец или товарный знак, может в течение установленного конвенцией срока (конвенционного срока) подать аналогичную заявку в другой стране-участнице с требованием установления приоритета по первой заявке (конвенционного приоритета). Для патентов на изобретения конвенционный срок составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков — 6 месяцев. Приоритет конвенционной заявки определяется, таким образом, не по дате ее поступления в патентное ведомство второй страны, а по дате первоначальной заявки на этот объект в ведомство первой страны. В силу этого заявке не может быть противопоставлен по новизне факт опубликования или открытого использования объекта заявки самим заявителем или любым другим лицом, имевший место после подачи первоначальной заявки. Это позволяет заявителю в течение конвенционного срока оценить целесообразность приобретения правовой охраны в других странах, не опасаясь утраты первенства (приоритета), и подготовить заявочную документацию.

Правило о выставочном приоритете состоит в том, что лицо, экспонировавшее объект на официальной или официально признанной выставке, вправе в течение срока, устанавливаемого национальным законом, подать в патентное ведомство заявку на получение охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец или свидетельства о регистрации знака) с истребованием приоритета по дате экспонирования объекта на выставке.

За деликтные нарушения прав промышленной собственности нормами национального права предусматриваются сходные правовые санкции, а в ряде случаев они определяются международными соглашениями, например ст. 9 а и 10 а Парижской конвенции и др.

К правонарушителям могут быть применены следующие санкции:

— запрещение дальнейшего неправомерного использования объекта в хозяйственном обороте в любой форме и/или осуществления действий, которые способны привести к такому правонарушению, вплоть до уничтожения в некоторых случаях самих товаров;

— возмещение обладателю промышленного права понесенного им ущерба в результате действий нарушителя. В соответствии с принципом полного возмещения подсчитываются положительный ущерб (расходы по обнаружению нарушения и пр.) и упущенная выгода (ввиду сокращения сбыта товаров, снижения цен реализации и пр.);

— наложение штрафа за неисполнение вынесенного судебного решения, осуществление акта недобросовестной конкуренции и т. д.;

— публикация судебного решения для всеобщего сведения в

|. газетах и журналах за счет правонарушителя.

- На товары, незаконно произведенные с применением технического решения третьего лица или незаконно снабженные товарными обозначениями, может быть наложен арест, когда они находятся на складах, в таможнях, портах и т. д

Наши рекомендации