Часть 1

Объективная сторона преступления может проявляться в 4 формах.

1) Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме. Речь идет о следующих видах прав:

право на участие в выборах путем голосования (активное избирательное право): принадлежит гражданам России, достигшим 18-летнего возраста, не признанным судом недееспособными и не находящимся в местах лишения свободы по приговору суда (применительно к региональным и местным выборам устанавливается также требование постоянного проживания на соответствующей территории);

право на возможность быть избранным (пассивное избирательное право): принадлежит гражданам России, достигшим установленного возраста (Президент РФ – 35 лет, 21 год – депутат Государственной Дума, не более 30 лет – глава субъекта РФ, не более 21 года – депутат органа законодательной власти субъекта РФ, не более 21 года – глава муниципального образования), не признанным судом недееспособными и не находящимся в местах лишения свободы по приговору суда (применительно к региональным и местным выборам может устанавливаться также требование о проживании на соответствующей территории определенного срока, но не более 1 года);

право на участие в голосовании по вопросам, вынесенным на референдум: принадлежит гражданам России, обладающим активным избирательным правом.

Иные права, связанные с выборами (на агитацию, на осуществление полномочий доверенных лиц и т.п.), не охраняются ст.141 УК РФ.

Воспрепятствование выражается в совершении действий (бездействия), которыми затрудняется (исключается) возможность реализации другими гражданами (хотя бы одним) своих избирательных прав. Речь может идти: о принятии нормативным актов, в которых устанавливаются дополнительные ограничения на участие в выборах; невключение лица в списки избирателей (и его неисправление по требованию избирателя); необеспечение проведения выборов в труднодоступных местах и т.п.; недопущение лица на избирательный участок в день выборов; недопущение личного голосования; необеспечение возможности голосования вне помещения избирательного участка, досрочного голосования; невыдача бюллетеней для голосования; понуждение к отказу от участия в выборах или к определенному варианту волеизъявления (вопреки собственному выбору избирателей). Применительно к пассивному избирательному праву речь может идти о принятии мер по недопущению выдвижения кандидата; уклонении от регистрации кандидата избирательной комиссией; невыполнении гарантий деятельности кандидата (на освобождение от работы, предоставление отпуска, на сохранение трудовых отношений, на недопустимость привлечения к ответственности).

2) Нарушение тайны голосования, т.е. создание таких условий, при которых возможно осуществление (и фактически осуществляется) контроль за волеизъявлением избирателей: отсутствие закрытых кабин для голосования, присутствие посторонних лиц в кабине для голосования, наличие оборудования в кабинах, позволяющего осуществлять контроль, наличие специальных пометок на бюллетенях, попытки контроля за результатом голосования, произведенного избирателем.

До 19.07.2003 за данное деяние ответственность была предусмотрена ст.142 УК РФ (но только в случае, когда оно совершено членом избирательной комиссии или комиссии референдума).

3) Воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий референдума.

Такие комиссии являются органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов (референдума). Создаются Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, муниципальных образований, территориальные, окружные, участковые комиссии. При проведении соответствующих референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума (ст.24 ФКЗ от 23.06.2004).

Под работой комиссии понимается ее деятельность по обеспечению подготовки и проведения выборов (проведение заседаний при подготовке, в т.ч. рассмотрение жалоб и заявлений, регистрация кандидатов, составление списков избирателей и т.п.; обеспечение проведения голосования; подсчет голосов и установление результатов выборов или референдума).

Воспрепятствование выражается в совершении действий (бездействия), которыми затрудняется (исключается) возможность комиссии осуществлять свою деятельность. Речь может идти о ненадлежащем материально-техническом обеспечении; необеспечении публикации официальной информации комиссии средствами массовой информации; срыве заседаний комиссии; вмешательстве в деятельность участковой комиссии при проведении голосования; создании препятствий осуществлению подсчета голосов; создании препятствий членам комиссии с правом совещательного голоса находиться в месте, где производятся сортировка бюллетеней и подсчет голосов избирателей, участников референдума.

4) Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии или комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Данное деяние криминализировано с 19.07.2003.

Все избирательные комиссии действуют на коллегиальной основе, состоят из определенного количества членов, которые обладают правом голоса при принятии всех решений, относящихся к полномочиям избирательных комиссий. Поэтому фактически речь идет о той же работе, что и выше; отличие лишь в том, что воспрепятствование осуществляется в отношении лишь отдельных членов избирательной комиссии.

Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий по воспрепятствованию или нарушению (формальный состав).

Субъективная сторона преступления выражается в вине форме умысла, т.е. лицо сознает, что определенным образом препятствует осуществлению избирательного права или работе комиссии.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Соотношение: следует однако учитывать, что целый ряд деяний, по сути своей представляющих специальные формы воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, предусмотрен в КоАП РФ как виды административных правонарушений: не рассмотрение заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума (ст.5.1); вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст.5.2); неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст.5.3); нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст.5.5); отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст.5.7); нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума (ст.5.15); несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст.5.21).

Квалифицирующие признаки (часть 2)

а) Соединено с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения (способ).

Указанные действия могут совершаться в отношении избирателей, лиц, намеревающихся реализовать свое пассивное избирательное право, членов избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума).

Под подкупом понимается передача или обещание передачи имущества (материальной выгоды в иной форме) лицу за неосуществление им своих прав или за их осуществление определенным образом. При подкупе члена избирательной комиссии последний несет ответственность за получение взятки.

Подкуп избирателей и участников референдума прямо запрещен п.2 ст.56 ФЗ от 22.05.2002. Подкуп может заключаться в следующем: вручении денежных средств и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы; вознаграждении избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проведении льготной распродажи товаров, бесплатном распространении любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлении услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействии на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг.

Подкуп избирателей, участников референдума предусмотрен ст.5.16 КоАП РФ как административное правонарушение; в чем его отличие от рассматриваемого преступления понять невозможно.

Под обманом понимается введение в заблуждение относительно значимых обстоятельств либо непредоставление той информации, которая должна быть представлена (о праве досрочного голосования, о месте голосования, о праве на включение в списки избирателей и т.п.).

О понятии применения насилия и угрозы его применения см. комментарий к ст.120 УК РФ. Данный состав охватывает причинение легкого вреда здоровье, побои, все формы угроз.

Под принуждением понимается любой иной способ воздействия на психику человека с целью заставить его действовать (бездействовать) выгодным для воздействующего лица образом. Указание принуждения в качестве способа вряд ли юридически корректно, т.к. обычно в УК РФ принуждение характеризует само деяние, свершаемое в т.ч. путем обмана, подкупа, угроз и т.п.

б) Совершено лицом с использованием своего служебного положения (способ).

См. комментарий к ч.2 ст.138 УК РФ.

Речь идет о тех лицах, чье положение облегчает им воспрепятствование избирательных прав: членах избирательных комиссий; руководителях организаций, в помещении которых располагаются избирательные комиссии, руководителях организаций, где работают члены избирательной комиссии или избиратели и т.п.

в) Совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (виды соучастия).

См. комментарий к п.“а” ч.2 и п.“а” ч.3 ст.126 УК РФ.

Часть 3 – действует с 19.07.2003

Объективная сторона преступления может проявляться в 2 формах.

1) Требование или указание по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума.

Под требованием понимается предложение совершения определенных действий (бездействия), выраженное в повелительной форме, но не связанные с отношениями власти и подчинения. Указание подразумевает требование, основанное на том, что его адресат каким-либо образом подчинен по службе или в силу иных обстоятельств лицу, от которого оно исходит.

Требование или указание касается вопросов, относящихся к исключительной компетенции избирательной комиссии или комиссии референдума (определены избирательным законодательством). К таким вопросам относятся, в частности, вопросы регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков (в части избирательных блоков данная норма утрачивает силу с 06.08.2011) или отказа в таковой, регистрации инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, исключения кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации, определения итогов сбора подписей о назначении референдума, подсчета голосов избирателей, определения результатов голосования и итогов выборов и т.д.

Данные действия должны быть совершены лицом с использованием должностного или служебного положения (см. комментарий к ч.2 ст.138 УК РФ).

2) Неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”.

Государственная автоматизированная система Российской Федерации “Выборы” - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума. Порядок ее использования определен ФЗ от 10.01.2003, нормативными правовыми актами ЦИК России (при этом могут быть определены задачи, для которых используется ГАС “Выборы”, не связанные с выборами и референдумами.

Доступ к работе ГАС “Выборы” имеют только избирательные комиссии (комиссии референдума), федеральный центр информатизации и информационные центры при избирательных комиссиях, системный администратор. При этом данный доступ должен ограничиваться соответствующими функциями (ввода и получения соответствующей информации, обслуживания системы и т.п.).

Вмешательство в работу ГАС “Выборы” со стороны других лиц, а также вмешательство, не связанное с выполнением возложенных на соответствующих лиц функций является неправомерным.

Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий по вмешательству (формальный состав).

Субъективная сторона преступления выражается в вине форме умысла, т.е. лицо сознает, что определенным образом вмешивается в осуществление полномочий избирательной комиссии или комиссии референдума.

Целью совершения деяния в первой форме является оказание влияния на решения избирательных комиссий или комиссий референдума.

Субъектом преступления может быть должностное лицо (специальный субъект). Понятие данного лица разъяснено в комментарии к ст.285 УК РФ.

Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 141-1)

Данная норма введена ФЗ от 18.06.2003 (действует с 19.07.2003). В норму внесены изменения ФЗ от 06.07.2005 (действуют с 06.08.2005).

Объектом преступления является порядок финансирования мероприятий, связанных с реализацией гражданами пассивного избирательного права (их избирательных кампаний), а также права на выдвижение инициативы по проведению референдума.

Отношения в данной сфере регулируются также ФКЗ от 23.06.2004 “О референдуме Российской Федерации”, ФЗ от 22.05.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ФЗ от 23.10.1996 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, ФЗ от 24.12.2002 “О выборах Президента Российской Федерации”, ФЗ от 22.04.2005 “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

Данная норма охраняет те же сферы отношений, что и ст.141 УК РФ.

В частях 1 и 2 содержатся разные составы преступлений.

Часть 1 была изложена в новой редакции, действующей с 06.08.2005, хотя фактически внесенные изменения носят более технический характер

Объективная сторона преступления заключается в совершении действий по оказанию финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании (деятельности по проведению референдума), осуществляемых с нарушением закона (в одной из 2 альтернативных форм).

1) Оказание финансовой (материальной) поддержки помимо средств избирательного фонда (фонда референдума).

Согласно ст.58 ФЗ от 22.05.2002 кандидаты, избирательные объединения обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Фонды референдума создаются инициативной группой по проведению референдума, а также инициативной агитационной группой для финансирования деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме (агитации по вопросам референдума), либо для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум (ст.9 ФКЗ от 23.06.2004). Соответственно, оказание другими лицами финансовой (материальной) поддержки указанным субъектам возможно только путем внесения средств в избирательный фонд (фонд референдума). Фонд создается в форме денежных средств, вносимых на специальный избирательный счет (счет фонда референдума), открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом или уполномоченным представителем.

Возможны следующие способы оказания финансовой (материальной) поддержки:

- передача денежных средств кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, т.е. их фактическое предоставление в распоряжение указанных субъектов (в наличной или безналичной форме), но не в избирательный фонд (фонд референдума);

- расходование денежных средств в интересах кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, т.е. непосредственная передача третьим лицом денежных средств другим третьим лицам в оплату их товаров, работ или услуг, в частности, по изготовлению и (или) распространению агитационных материалов,

- передача материальных ценностей (товаров), в т.ч. агитационных материалов, на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, т.е. их фактическое предоставление в распоряжение указанных субъектов для использования в ходе выборов (речь в том числе может идти и о предоставлении имущества во временное пользование);

- выполнение работ или оказание услуг, в т.ч. по изготовлению и распространению агитационных материалов, на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам в интересах кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума; расценки считаются необоснованно заниженными, если они отличаются от цен, применяемых исполнителем по отношению к аналогичным товарам, работам или услугам аналогичного содержания, реализуемых другим лицам.

Под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (имеет целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, список кандидатов или против него), агитации по вопросам референдума (имеет целью побудить участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос), и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума; изготовление означает фактическое создание данных материалов, а распространение – их доведение любым способом до третьих лиц;

Вместе с тем, следует иметь в виду, что Постановлением КС РФ от 14.11.2005 № 10-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения п.5 ст.48 и ст.58 ФЗ от 22.05.2002 в той части, в какой они предполагают запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств (тем более, что создание для этих целей избирательных фондов невозможно). Соответственно, совершение перечисленных действий для агитации на выборах против всех кандидатов не образует рассматриваемого состава преступления.

2) Внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц. Речь в данном случае идет о перечислении (внесении) денежных средств в избирательный фонд от граждан или юридических лиц (но не от самого кандидата, выдвинувшего его объединения или блока, избирательной комиссии). При этом формально перечисляющим (вносящим) средства лицом является другое лицо (подставное), нежели фактический источник перечисления средств, т.е. последний наделяет формального вносителя необходимыми средствами. Очевидно, противоправный характер такие деяния имеют в случае, когда сам фактический источник не вправе внести эти средства в избирательный фонд: данному лицу вообще запрещено принимать участие в финансировании избирательных кампаний п.6 ст.58 ФЗ от 22.05.2002 (см. комментарий к ч.2 данной статьи) или п.9 ст.48 ФКЗ от 23.06.2004, либо данное лицо превысит установленные законом предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, политической партии, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Объективная сторона преступления заключается как в предоставлении средств подставному лицу для их внесения в избирательный фонд, так и собственно их внесение этим подставным лицом.

Данные деяния являются преступлением при условии совершения их в крупном размере, под которым понимается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера (безвозмездно полученных), которые составляют не менее одного миллиона рублей (до 12.12.2003 – не менее 2000 МРОТ) и превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния. Так, например, согласно ст.64 ФЗ от 22.04.2005 предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии при выборах в Государственную Думу не может превышать 400 миллионов рублей (дополнительно установлены лимиты расходов из избирательных фондов региональных отделений политических партий). Согласно п.6 ст.48 ФКЗ от 23.06.2004 предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума РФ не может превышать 250 миллионов рублей.

Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий, связанных с оказанием финансовой (материальной) поддержки.

Субъективная сторона преступления выражается в вине форме умысла, т.е. лицо сознает, что определенным образом оказывает финансовую поддержку помимо средств избирательного фонда (фонда референдума) или вносит пожертвования в данный фонд через подставных лиц.

Специальной целью деяния в форме оказания финансовой (материальной) поддержки помимо средств избирательного фонда (фонда референдума) является цель достижения определенного результата на выборах (победы или поражения определенного кандидата, признания выборов несостоявшимися и т.п.) или определенного результата на референдуме.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Соотношение: совершение аналогичных деяний не в крупных размерах, а также юридическим лицом влечет административную ответственность в соответствии со ст.5.20 КоАП РФ.

Наши рекомендации