Виды банков, принципы организации их деятельности 4 страница
Банковский концерн — объединение ряда формально независимых банков под контролем одного банка или другого учредителя. Финансовый контроль крупного банка обычно осуществляется посредством контрольного пакета акций, системой долговых отношений. Концерн может объединять специализированные банки для расширения сферы влияния в экономике. Для установления этой формы контроля используются холдинг-компании, скупающие контрольные пакеты акций банков.
Банковские холдинг-компании — представляют собой либо банки, либо самостоятельные корпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков и не-38
банковских фирм, достаточной, для того чтобы осуществлять полный контроль над ними. Существуют различные виды банковских холдинг-компаний. Например, однобанковскне холдинг-компании имеют в своей структуре один банк. Возникают такие компании в результате обмена собственниками существующего банка своих акций на акции холдинговой компании, которая таким образом приобретает (присоединяет) капитал банка. Многобанковскую холдинг-компанию контролируют минимум два коммерческих банка. Банковские холдинг-компании сосредоточивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предприятий, занятых бизнесом, связанных с банковскими операциями. Банковские холдинг-компании способствуют банкам диверсифицировать свои операции за счет проникновения на новые рынки (как по территориям, так и по товарам и услугам), что снижает риск банкротства посредством стабилизации доходов, увеличивает прибыль за счет роста масштабов деятельности. Централизованный контроль над целой группой банков, входящих в холдинг-компании, приводит к снижению издержек. Центральная организация может эффективнее управлять рекламой, аудитом и инвестициями, чем, например, целая группа небольших банков. Родительская компания координирует операционную стратегию всех звеньев структуры, обеспечивает им услуги, за которые взимает комиссионные, помогает в управлении активами и обязательствами, обработке данных и информации, может предоставлять дочерним компаниям кредиты.
Монополии в банковском деле не уничтожают конкуренцию. Она происходит: между немонополизированными банками; между немонополизированными банками и монополиями; между банковскими монополиями. Конкуренция касается борьбы за клиентуру, открытие филиалов в престижных районах. Для этого используются различные способы: реклама; скупка акций немонополизированных банков; привлечение клиентов путем предоставления им тех или иных льгот и т.д.
Банки играют активную роль в образовании и развитии промышленных монополий, так как это уменьшает риски банкротства предприятий кредитополучателей и вместе с тем увеличивает размеры их финансовых операций, а следовательно, и прибыли. Сращивание банковского капитала с промышленным (торговым) происходит путем:
• покупки банками акций промышленных (торговых) компаний, в результате часть их прибыли переходит к байкам (через дивиденды);
• участия банков в учреждении новых предприятий (учредительская прибыль для банков);
• депозитарной деятельности банков (размещения и хранения акций и других ценных бумаг предприятий).
В свою очередь промышленные, торговые и иные монополии внедряются в банковское дело: покупают акции банков и таким путем становятся совладельцами последних; производственные монополии учреждают новые банки и держат их под контролем.
В Республике Беларусь интеграция банковского, промышленного и торгового капиталов связывается, как правило, с практикой создания финансово-промышленных групп. Это элемент единой системы рыночного формирования экономики. В финансово-промышленные группы могут входить предприятия различных отраслей экономики, связанные в технологическую цепочку, и финансово-кредитные организации (банки, страховые компании, инвестиционные, инновационные и другие фонды, кредитные товарищества и др.). Финансово-промышленная группа обеспечивает сосредоточение разных форм сбережений, прежде всего внутренних, на долгосрочной основе и организацию их целевого направления на инвестиции, на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов в приоритетных высокотехиологических отраслях. Обеспечивается минимизация рисков, что решается тщательным предварительным анализом бизнес-планов и инвестиционных проектов, распределением рисков между участниками группы.
Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство. Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности. При этом расширяются потенциальные возможности эффективности единой стратегии хозяйствования, повышения качества финансового менеджмента. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участия всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дают экономию платежных средств, улучшаются расчеты. При кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование, улучшается оперативность в выдаче кредита, снижаются издержки обращения. Усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности. 40
Создание финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных производств из средств государственного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое банк, каковы его функции?
2. Что понимается под банковской деятельностью?
3. Каковы стратегические направления развития банков?
4. Что относится к актам банковского законодательства?
5. Что является банковской тайной?
6. Что такое банковская услуга?
7. Что такое банковская операция, ее виды?
8. Какова классификация банков?
9. Какие принципы организации деятельности банков?
10. Какие органы управления банка создаются?
11. По каким признакам строится структура управления банком?
12. Что понимается под банковскими объединениями, их виды?
2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ БАНКА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Государственная регистрация банка
Банк имеет право выполнять банковские операции только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности.
В Республике Беларусь государственной регистрации подлежат:
• вновь созданные (реорганизованные) банки;
• изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям, в качестве которых могут выступать физические и юридические лица1, в том числе государственные органы, необходимо:
1 Участие которых в банке не запрещается действующим законодательством.
• сформировать уставный фонд в установленном размере;
• создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;
. обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;
. разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.
Минимальный размер уставного фонда, необходимый для государственной регистрации и лицензирования создаваемого банка, устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Его формирование допускается только за счет собственных средств учредителей банка. Привлеченные средства для создания и увеличения размера уставного фонда использовать запрещается, а средства государственного бюджета и внебюджетных фондов — только в случаях и порядке, определяемых законодательством Республики Беларусь.
У создаваемого банка минимальный размер уставного фонда должен быть сформирован только из денежных средств. Вклады могут вноситься как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.
После того как минимальный размер уставного фонда будет полностью сформирован в денежной форме, допускается внесение вкладов в неденежной форме. В качестве таких вкладов может выступать имущество, входящее в состав основных фондов н необходимое для осуществления банковской деятельности (за исключением объектов, использование которых для этих целей запрещено законодательством). Размер имущественных вкладов ограничен и не может превышать установленной доли в уставном капитале.
Вносимые в уставный фонд банка денежные средства аккумулируются на временном счете, который учредители открывают в Национальном банке или по согласованию с ним — в других банках. Использовать эти средства на какие-либо иные цели запрещается. После государственной регистрации банка средства с временного счета зачисляются на его корреспондентский счет, а в случае отказа в регистрации — возвращаются учредителям.
Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо оборудовать технически укрепленные кассовые узлы, иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д. 42
Государственную регистрацию банков, а также изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.
Прежде чем представить документы, требуемые для государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) банка, необходимо согласовать его название. Согласование производится на основании заявления, которое один из учредителей или уполномоченный им представитель подает в Национальный банк.
Документы для государственной регистрации передаются в Национальный банк по законодательно установленному перечню, при этом их состав различается в зависимости от объекта регистрации.
Учредителям создаваемого (реорганизуемого) банка необходимо подать в Национальный банк следующие документы:
• заявление о государственной регистрации с перечислением банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;
• устав банка с указанием размера неденежной части уставного фонда;
• выписку из общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
• документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
• копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, а также документы, подтверждающие достоверность их финансовой отчетности и исполнение обязательств перед бюджетом;
• сведения об учредителях — физических лицах: копию трудовой книжки, справку органа занятости или копию пенсионного удостоверения, заверенные в соответствии с законодательством, и справку органа внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности или порядка осуществления экономической деятельности;
• справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
• анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
Отказ в государственной регистрации может последовать, если банк не выполнил установленные требования. Основания для отказа, предусмотренные действующим законодательством, приведены на рис. 2.1.
Основания для отказа в государственной регистрации банка
При внесении изменений и дополнений в учредительные документы банка: • представлены недостоверные сведения или неполный пакет документов: • представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства или нарушен порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы банка; ! • установлено, что на увеличение устав-] ного фонда направлялись доходы, полу-| ченные незаконным путем. |
При созданиее (реорганизации) банка:
• не сформирован полностью уставной фонд банка:
• на формирование уставного фонда использованы привлеченные средства или доходы, полученные незаконным путем;
• к одному из учредителей имеются претензии экономического или юридического характера;
• представлен неполный пакет документов;
• устав банка или иные документы не соответствуют действующему законодательству или нарушен установленный порядок создания банка;
• в представленных документах обнаружена недостоверная информация или несоответствие бизнес-плана установленным критерием;
• выявлено несоответствие руководителя и главного бухгалтера банка квалифицированным требованиям и требованиям к деловой репутации, или специальной комиссией Национального банка Республики Беларусь установлена их недостаточная квалификация.
Рис. 2.1. Основания для отказа в государственной регистрации банка
Следует подчеркнуть, что Национальный банк не может отказать банку в государственной регистрации на том основании, что считает его создание нецелесообразным.
Если Национальный банк принимает решение об отказе в государственной регистрации банка либо изменений и дополне-u и и и учредительные документы, то в пятидневный срок письменно уведомляет об этом банк, указав причины отказа. В случае несогласия банка с таким решением он может обжаловать его в хозяйственный суд.
Государственная регистрация банка с иностранными инвестициями или дочернего банка иностранного банка на территории Республики Беларусь осуществляется в рассмотренном выше порядке, однако имеет ряд особенностей.
В частности, помимо перечисленных ранее документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого (реорганизованного) банка1, дополнительно следует представить:
1 За исключенном справки налогового органа на суммы, подлежащие дек-ОванИЮ в соответствии с белорусским законодательством.
Т
. иностранному юридическому лицу — решение о создании или участии в создании банка с иностранными инвестициями на территории республики либо о приобретении акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций; документ, подтверждающий регистрацию данного иностранного юридического лица; баланс за предыдущий год, подтвержденный аудиторским заключением; письменное разрешение1 уполномоченного органа страны его местонахождения на создание или на участие этого юридического лица в создании банка на территории Республики Беларусь либо на приобретение акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций;
. иностранному физическому лицу — копию паспорта или иного документа, подтверждающего личность; подтверждение его платежеспособности иностранным банком, в котором он обслуживается; документ об источниках средств, которые вносятся в уставный фонд банка или за счет которых приобретаются акции белорусского банка без иностранных инвестиций.
Национальный банк может отказать в государственной регистрации банка с иностранными инвестициями по тем же основаниям, которые предусмотрены для банков, учреждаемых резидентами республики. Кроме того, он вправе мотивировать свой отказ тем, что в соответствующих иностранных государствах существуют аналогичные ограничения в создании, регистрации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь.
Следует отметить, что участие иностранного капитала в создании и деятельности банков на территории Республики Беларусь законодательно ограничивалось, для чего Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливалась соответствующая квота. Она рассчитывалась как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, и уставного фонда дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории страны.
Банк с иностранными инвестициями, если он планировал Увеличить уставный фонд за счет средств нерезидентов или произвести отчуждение акций в пользу нерезидентов, был обязан предварительно получить на это разрешение Национального банка. С 2007 г. квотирование участия иностранного капитала в банковской системе республики не применяется.
' В тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местонахождения или в соответствии с международными соглашениями.
2.2. Лицензирование банковских операций
Банковская лицензия представляет собой специальное разрешение центрального банка на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.
Это официальный документ установленной формы обычно бессрочного характера. Однако при необходимости банковскую лицензию можно отозвать, а также приостановить на время ее действия.
В Республике Беларусь лицензирование банковских операций осуществляет Национальный банк. Он имеет право:
• выдавать банковские лицензии;
• вносить в них изменения и дополнения в связи с изменением законодательства;
• приостанавливать и восстанавливать действие банковских лицензий в отношении выполнения отдельных банковских операций;
• отзывать банковские лицензии, в том числе в части проведения отдельных банковских операций.
Порядок получения банковских лицензий регулируется Банковским кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Национального банка.
Лицензию на осуществление банковской деятельности с перечисленными банковскими операциями, которые банк имеет право выполнять, Национальный банк выдает ему одновременно со свидетельством о государственной регистрации. При этом решение о выдаче лицензии Национальный банк принимает на основании тех же документов, которые были представлены банком для его государственной регистрации.
Лицензии, выдаваемые Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций, где указываются наименование банка, дата выдачи лицензии, ее номер и наименование. Этот реестр должен публиковаться в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год.
За выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности с банка взимается лицензионный сбор, размер которого определяется Президентом Республики Беларусь и (или) действующим законодательством.
Лицензионные полномочия вновь созданных банков имеют законодательно установленные ограничения, которые касаются возможности открытия и ведения счетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, проведения 48
операций по привлечению их средств во вклады, а также операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Право на выполнение указанных операций могут получить только банки, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при соблюдении следующих условий: . поддержание устойчивого финансового положения на протяжении последних двух лет;
• наличие нормативного капитала в установленном размере1. Принимая решение о расширении перечня операций, разрешенных для выполнения банку, Национальный банк учитывает ходатайство банка, наличие у него технических возможностей и квалифицированного персонала для осуществления дополнительных банковских операций, а также выполнение банком всех законодательно установленных требований.
Расширение или сужение лицензионных полномочий банка оформляется в виде изменений или дополнений, вносимых в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности. Эти изменения и дополнения могут вноситься не только по ходатайству самого банка, но и инициативе Национального банка, если он решил ограничить лицензионные полномочия банка в связи с нарушением последним установленных требований, а также в случае изменения законодательства.
Перечень документов, которые необходимо представить для внесения изменений или дополнений в лицензию на осуществление банковской деятельности, и порядок их рассмотрения устанавливаются Национальным банком.
Если после рассмотрения представленных документов принято положительное решение, Национальный банк выдает банку лицензию на новом бланке, где указан измененный перечень банковских операций, которые этот банк вправе осуществлять. Ранее выданную лицензию на банковскую деятельность банк должен возвратить Национальному банку.
Изменения и дополнения в реестре лицензий на банковскую деятельность публикуются в течение 30 дней со дня их внесения в этот реестр.
Отказ в выдаче лицензии допускается только по причинам, предусмотренным действующим законодательством и нормативными документами Национального банка.
В частности, в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности Национальный банк может отказать по тем же основаниям, которые предусмотрены для отказа в государ-
' Критерии определения устойчивого финансового положения и норматив капитала устанавливаются Национальным банком.
ственной регистрации банка Банковским кодексом Республики Беларусь (см. рис. 2.1).
Причины, по которым банку может быть не разрешено внести изменения или дополнения в лицензию на банковскую деятельность, определяются самим Национальным банком.
Приостановление действия лицензии в части выполнения отдельных банковских операций по решению Национального банка возможно, если банк:
• не выполняет предписаний Национального банка или нор
мативов безопасного функционирования банка;
. нарушает требования, касающиеся представления отчетности в Национальный банк;
. имеет неудовлетворительное финансовое положение, которое может привести к неисполнению им своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами;
• не передает требуемую финансовую и экономическую ин
формацию, либо передает неполную или недостоверную инфор
мацию;
. представил недостоверные сведения, на основании которых были внесены изменения и дополнения в лицензию на осуществление банковской деятельности;
• не выполняет другие требования банковского законода
тельства.
Получив уведомление о приостановлении действия лицензии, банк обязан прекратить выполнение тех банковских операций, в отношении которых были ограничены его лицензионные полномочия. В то же время Национальный банк определяет банку срок для устранения допущенных нарушений, после чего действие лицензии может быть восстановлено. Этот срок не должен превышать одного года.
Для восстановления лицензионных полномочий банку следует представить соответствующее ходатайство с информацией об устранении допущенных нарушений и о его готовности к проведению данных видов операций. При необходимости Национальный банк может проверить, действительно ли банк устранил выявленные нарушения.
Если же за установленный срок нарушения не были устранены, Национальный банк имеет право приостановить действие лицензии на новый срок или отозвать ее, в том числе в части выполнения отдельных банковских операций.
Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в отношении отдельных банковских операций, Национальный банк может произвести в случаях, если:
• установлено, что сведения, на основании которых была
выдана лицензия или были внесены изменения и дополнения в
50
указанный в ней перечень банковских операций, являются недостоверными;
• банк не проводил операции, указанные в лицензии, в те
чение одного года со дня ее выдачи;
. раскрыты факты недостоверности отчетных данных, приведшие к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка;
. банк неоднократно нарушал требования, касающиеся порядка и сроков представления отчетности;
. хотя бы один раз банк осуществил банковскую операцию, не указанную в лицензии, выданной Национальным банком;
. по вине банка в течение года неоднократно не были выполнены решения судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка при наличии средств на их счетах;
• банком в течение года не выполнялись требования банков
ского законодательства, вследствие чего к нему неоднократно
применялись меры воздействия, предусмотренные Банковским
кодексом;
. финансовое положение банка является неудовлетворительным, он не исполняет своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами или имеются иные основания для признания его экономически несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством;
• банк реорганизован путем слияния, присоединения', разделения или преобразования в небанковскую кредитно-финансовую организацию;
• принято решение о ликвидации банка.
Когда у банка отзывается лицензия на выполнение отдельных банковских операций, он должен прекратить все операции, связанные с данными видами деятельности, и возместить своим вкладчикам и кредиторам понесенные в результате этого убытки. В этом случае банку выдается лицензия, оформленная на новом бланке, с перечнем банковских операций, которые ему теперь разрешено выполнять. Если же он устранит допущенные нарушения, то может ходатайствовать о восстановлении своих лицензионных полномочий.
Когда у банка отзывают лицензию на совершение совокупности банковских операций, составляющих основу банковской деятельности, но у него сохраняется действие лицензии на осуществление других банковских операций, допускается его преобразование в небанковскую кредитно-финансовую организацию. Отзыв лицензии на проведение всех банковских операций влечет за собой ликвидацию банка (при условии полного исполнения этим банком своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами).
1 Лицензия отзывается у присоединенного банка.
После принятия решения об отзыве, приостановлении или восстановлении действия банковских лицензий Национальный банк обязан в семидневный срок опубликовать сообщение об этом в официальных республиканских средствах массовой информации. Кроме того, в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности делается соответствующая запись.
Все решения Национального банка в отношении ограничения лицензионных полномочий могут быть обжалованы банками в хозяйственный суд.