Казначейская система исполнения бюджета
В советский период порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства, и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований. Но уже в первые годы современной российской истории стало ясно, что кассовая система исполнения бюджета не удовлетворяет новым требованиям. Главным образом это объяснялось тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Кассовая система не смогла обеспечить необходимой гибкости и стабильности бюджетной системы.
В настоящее время в Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов.
Федеральное казначейство представляет собой централизованную систему, состоящую из центрального аппарата Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов по субъектам Российской Федерации, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Федеральное казначейство было создано в составе Министерства финансов России. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением государственного герба России и со своим наименованием.
Вплоть до 2004 г. Федеральное казначейство являлось департаментом в составе Минфина России, в 2004 г. в ходе административной реформы было принято решение о выделении Федерального казначейства в отдельную федеральную службу, находящуюся в ведении Минфина России. В новом качестве Федеральное казначейство начало функционировать с 1 января 2005 г.
Сегодня Федеральное казначейство выполняет одну из ведущих ролей в ходе бюджетного процесса. Система органов Казначейства России состоит из Главного управления Федерального казначейства, управлений Федерального казначейства по субъектам Федерации и более 2 тыс. органов на местах.
В процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии российской бюджетной системы органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации. В целом функционирование и развитие системы органов Федерального казначейства направлено на повышение эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.
Дальнейшее развитие системы органов Федерального казначейства должно обеспечить полный и обособленный учет государственных бюджетных и внебюджетных средств, эффективный контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов, а также целевым характером расходов, эффективное управление государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета производится на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается проводить операции, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству.
Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. Использование такого счета расширяет возможности контроля всех платежей из федерального бюджета. Все остальные счета, открытые в учреждениях банковской системы для обеспечения процесса исполнения бюджета, носят транзитный характер, т. е. не имеют переходящих остатков. По существу переход на казначейскую систему предполагает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные (текущие) счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы и оказывавших услуги для бюджетных единиц, финансируемых из федерального бюджета.
Одновременно следует отметить, что ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии, что они ими пользуются в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.
Казначейство, опираясь на Банк России и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием.
Для управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.
Органы Казначейства России несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
• производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
• перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
• открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• направляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства;
• осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях;
• осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;
• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
• осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
• доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования;
• доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
• доводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;
• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета;
• получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;
• составляет на основании представленной бюджетной отчетности, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;
• составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов;
• осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
• осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и(или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством в целях повышения качества управления государственными финансами, а также создания современных систем управления бюджетными ресурсами реализуется проект «Модернизация казначейской системы в Российской Федерации».
В рамках реализации проекта обеспечена регистрация всех операций, связанных с поступлением доходов, а также санкционированием и финансированием расходов, разрабатываются предложения по внесению изменений в законодательную и нормативную базу, формирующую правовые основы казначейской системы, а также осуществляется создание единой информационной системы, необходимой для реализации новых процедур, и ее поэтапное внедрение в территориальных органах Федерального казначейства. На первом этапе внедрения новые казначейские технологии будут апробированы в экспериментальном порядке, затем начнется их тиражирование в органах Федерального казначейства по субъектам Федерации, Предполагается, что экономический эффект от реализации проекта будет достигнут за счет обеспечения полноты и своевременности поступления всех определенных законодательством доходов в федеральный бюджет, организации еще более эффективного предварительного и текущего контроля за целевым и рациональным расходованием средств бюджетными организациями, создания условий, препятствующих образованию несанкционированной кредиторской задолженности в секторе государственного управления, получения оперативного доступа к достоверной информации о состоянии государственных финансовых ресурсов, эффективного использования бюджетных средств, консолидированных на едином счете Казначейства, повышения оборачиваемости средств бюджета в экономике, обеспечения защищенности государственных финансовых ресурсов, совершенствования механизмов мобилизации, учета и использования бюджетных средств, упорядочения правовой основы деятельности органов Федерального казначейства.
Контрольные вопросы
1. Какая система исполнения бюджета применялась в СССР и какой орган осуществлял контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований?
2. Какова структура органов Федерального казначейства?
3. Охарактеризуйте основные принципы функционирования казначейской системы исполнения бюджета.
4. Возможно ли в рамках казначейской системы осуществлять операции, минуя систему счетов Федерального казначейства?
5. Насколько правильным был переход на казначейскую систему исполнения бюджета? Обоснуйте свою точку зрения.
Лекция 15