Бюджет балансового листа (ББЛ)
Кафедра экономики и финансов
Бюджет предприятия
Сборник контрольных заданий и методические указания по их выполнению по дисциплине «Бюджет предприятия» для студентов специальности 080502 ««Экономика и управление на предприятии
(пищевой промышленности)» очной и заочной формы обучения
Санкт-Петербург
УДК 338.27
ББК 65.23
Петропавлова Г.П.Бюджет предприятия: Сборник контрольных заданий и методические указания по их выполнению по дисциплине «Бюджет предприятия» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (пищевой промышленности)» очной и заочной формы обучения. – СПб.: ИХиБТ НИУ ИТМО, 2012. – 90 с.
Представлено краткое содержание понятий дисциплины, предложено индивидуальное задание, а также методические рекомендации по выполнению студентами контрольной работы в рамках курса дисциплины «Бюджет предприятия» для закрепления ими методики формирования прогноза сводного бюджета предприятия.
Предназначены для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)» очной и заочной формы обучения.
Рецензент
Доктор эконом. наук, проф. В.Л. Василенок.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом университета
© Институт холода и биотехнологий
НИУ ИТМО, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
I. Краткое содержание понятий дисциплины 5
II. Выбор варианта индивидуального задания 12
III. Пример проведения расчетов 12
IV. Методические указания к выполнению
индивидуального задания 30
V. Варианты индивидуальных заданий:
Вариант 1 35
Вариант 2 37
Вариант 3 39
Вариант 4 41
Вариант 5 43
Вариант 6 45
Вариант 7 47
Вариант 8 49
Вариант 9 51
Вариант 10 53
Вариант 11 55
Вариант 12 57
Вариант 13 59
Вариант 14 61
Вариант 15 63
Вариант 16 65
Вариант 17 67
Вариант 18 69
Вариант 19 71
Вариант 20 73
Вариант 21 75
Вариант 22 77
Вариант 23 79
Вариант 24 81
Вариант 25 83
Вариант 26 85
VI. Учебное обеспечение дисциплины 87
Введение
Изучение дисциплины «Бюджет предприятия» призвано дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки прогнозирования деятельности предприятия для обеспечения его платежеспособности и финансовой устойчивости, а также повышения эффективности деятельности в целом в условиях рыночной экономики.
Для формирования и закрепления практических навыков студенту предлагается выполнить индивидуальное задание по расчету системы оперативных и финансовых бюджетов, в состав которых входят:
Бюджет продаж
Бюджет производства
Бюджет прямых материальных затрат
Бюджет прямых затрат на труд
Бюджет общепроизводственных накладных расходов
Бюджет административно-коммерческих расходов
7. Бюджет производственной себестоимости единицы продукции
8. Бюджет доходов и расходов (Прогнозный Отчет о прибылях и убытках)
Бюджет движения денежных средств
Бюджет балансового листа (ББЛ)
В настоящее время в нашей стране пока не нашел должного применения этот метод финансового планирования. Большинство российских предприятий испытывает трудности с реализацией процесса бюджетирования в свою деятельность. Они связаны с большим числом факторов, важнейшим из которых выступает отсутствие специалистов в данной области знаний, а также слабая разработанность теоретических вопросов внедрения бюджетирования в практику российских компаний.
I. Краткое содержание понятий дисциплины
Дисциплина «Бюджет предприятия» оперирует такими понятиями как бюджет предприятия и бюджетирование, бюджетный цикл, бюджетный период, бюджетный регламент.
Бюджет - это количественное выражение централизовано устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по использованию капитальных, товарно-материальных, и финансовых ресурсов. Определяющими характеристиками бюджета являются: 1) формализация (количественное выражение) и 2) сквозной характер (системность, непрерывность).
Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал – бюджетный период. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3 – 5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.
Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения третьей стадии план-факт анализа исполнения бюджета.
Длительность бюджетного цикла зависит от: 1) специфики хозяйственной деятельности предприятия, 2) технической оснащенности финансовых служб и других факторов.
При составлении бюджетов могут устанавливаться следующие сроки: 1) срок не позднее которого каждый центр финансовой ответственности должен представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотрением и последней консолидацией, 2) срок, в течение которого руководство компании, соответствующая служба или отдел осуществляет согласование и утверждение бюджетов подразделений и бюджета компании в целом. 3) срок, до которого должны быть составлены сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответствующих структурных подразделений бюджеты различных уровней.
Для того чтобы бюджет заработал необходимо создать управленческую технологию, которая закрепляется в положении о бюджетном регламенте.
Бюджетный регламент - установленный в организации порядок составления (разработки), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведение план/факт анализа и оценки пополнения бюджетов различного вида и уровней. Главной задачей бюджетного регламента является обеспечение возможностей контролировать ход выполнения бюджетов различных видов и уровней управления.
Основные этапы бюджетного регламента включают:
1) составление бюджетов отдельных подразделений,
2) составление сводных бюджетов.
Бюджетирование – это процесс реализации бюджета как документа практической деятельности компании.
Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса.
Организационная структура бюджетироваия включает в себя:
- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;
- совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, т.е. теми центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.
Сводный бюджет предприятия состоит из трёх бюджетов 1-го уровня – операционного, инвестиционного и финансового.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.
Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.
Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчётности:
· отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная» форма операционного бюджета;
· отчёт о движении денежных средств и отчёт об изменении финансового состояния – «выходные» формы финансового бюджета;
· отчёт об инвестициях – «выходная» форма инвестиционного бюджета;
· баланс – интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трёх основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.
Сводный бюджет (от англ. master budget, в отечественной и переводной литературе также часто встречаются определёния «основной бюджет», «мастер-бюджет») – это план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса предприятия и подразделений, составляющие его организационную структуру. Сводный бюджет состоит из трёх подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.
Операционный бюджет – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.
Инвестиционный бюджет (в литературе также встречается определёние «бюджет капитала») – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.
Финансовый бюджет (в литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств») – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом:
- во-первых, денежных поступлений и расходов;
- во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период.
Бюджет продаж – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объёма и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.
Бюджет производства – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объёма и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.
Бюджет запасов (готовой продукции) – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объёма и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.
Бюджет закупок (в литературе встречаются также определёния «бюджет снабжения», «бюджет заготовления») – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период.
Бюджет постоянных расходов – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.
Бюджет производственных затрат – это подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета производства и являющийся планом величины и структуры производственных затрат за бюджетный период.
Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов – это подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.
Бюджет прямых материальных затрат – это подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части расходования материальных и финансовых оборотных ресурсов (сырьё, материалы, комплектующие, субподряд сторонних организаций) за бюджетный период.
Бюджет прямых затрат труда – это подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.
Бюджет общепроизводственных расходов – это подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предприятия за бюджетный период.
Отчёт о финансовых результатах и их использовании (другим названием является отчёт о прибылях и убытках) – это основной плановый и отчётный документ операционного бюджета, содержащий данные по величине и структуре выручки, себестоимости реализации и внереализационных расходов и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли).
Отчёт об инвестициях – это основной плановый и отчётный документ инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре инвестиционных вложений (капитальных и долгосрочных финансовых вложений) предприятия за бюджетный период.
Отчёт о движении денежных средств – это один из двух основных плановых и отчётных документов финансового бюджета, содержащий данные о величине и структуре поступлений и расходов денежных средств предприятия за бюджетный период.
Отчёт об изменении финансового состояния – один из двух основных плановых и отчётных документов финансового бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия за бюджетный период.
Управленческий баланс – это основной плановый и отчётный документ сводного бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры активов и источниках финансирования деятельности предприятия за бюджетный период.
Бюджет развития– это один из вариантов составления долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).
Индикативный бюджет – это один из вариантов составления долгосрочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выполняют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выполнении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосрочный) бюджетный период.
Разработка проекта сводного бюджета предполагает следующие этапы:
1) определение общих целей и задач компании;
2) определение целевых значений ключевых показателей деятельности и нормативов для подразделений;
3) формулировка и утверждёние предположений;
4) подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений – центров ответственности и подразделений – функциональных центров;
5) консолидации бюджетов в сводные бюджеты компании;
6) рассмотрение планов мероприятий и бюджетов на заседании бюджетного комитета, согласование изменений и утверждёние бюджета;
7) доведение бюджетных показателей до исполнителей.
Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета – это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода. Под этим понимается:
– текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведётся структурными подразделениями – центрами ответственности предприятия (объектами планирования);
– поступление от центров ответственности соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;
– анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.
Основные принципы реализации контроля исполнения бюджета:
1. Принцип темпоральности определяет, что контроль исполнения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчётным интервалам информационного обеспечения.
2. Принцип объективности предъявляет требования системности и целостности к информационному обеспечению, на базе которого осуществляется контроль исполнения бюджета. Априори целостной системой учёта хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учёт.
3. Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что естественно включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учёта, а также систему согласования информации в параллельных контурах учёта.
4. Принцип ответственности – принцип персональной ответственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующего исполнения бюджета в рамках компетенций определённых регламентом.
Инфраструктура бюджетного процесса включает в себя: I. Учет (бухгалтерский учет, оперативный учет, сбор информации о состоянии рынка), II. Технологию (цели и задачи: целевые показатели и нормативы, виды бюджетов, схема консолидации: методология составления контроля и анализа сводного бюджета; форматы бюджетов, принципы бюджетирования, квалифицированный персонал), III. Организацию (финансовая структура: набор Центров Финансовой Ответственности; регламент бюджетирования и бюджетного контроля, шаг финансового планирования, распределение функций и ответственности между уровнями управления, график документооборота, система организационно-распорядительных и внутренних нормативных документов), IV. Автоматизацию (технические средства, программное обеспечение, требования к исходной информации).
II. Выбор варианта индивидуального задания
Выполнение индивидуального задания работы необходимо осуществлять в соответствии с установленным порядком выбора варианта и методикой, изложенной в виде примера решения аналогичного примера.
Исходные данные для расчетов самостоятельной работы студенту необходимо выбрать в соответствии с последними двумя цифрами зачетной книжки (для студентов заочной формы обучения) и номера в списке обучаемых журнала преподавателя (для студентов очной формы обучения). В случае превышения значения последних цифр зачетной книжки количеству предложенных вариантов, студент выбирает вариант, соответствующий сумме двух последних цифр зачетной книжки.